Финансовое пике российского судостроения неизбежно в новом десятилетии
zloy_odessit — 04.01.2022
В середине 2000-х в России, благодаря притоку
инвестиций, открывающимся рынкам для российских товаров и наоборот,
а так же росту цен на энергоносители, газ и нефть, РФ смогла
оказывать большую финансовую поддержку военным проектам и ВПК.
Фактически, период экономического благополучия, продлившийся с
середины 2000-х, за исключением 2008-2009 годов, до 2013-го,
позволил России максимально сконцентрировать всё внимание на
развитии военно-промышленного комплекса и армии.
Однако, вторжение РФ в Украину, оккупация полуострова
Крым и части Донецкой и Луганской областей, привели к наложению на
Россию санкций, что в значительной степени подорвало финансовые
возможности страны-оккупанта.
Поначалу эффект санкций не ощущался настолько критически
и промышленность продолжала работать на выполнение оборонного
заказа. Тем не менее, год от года, возможности бюджета становились
всё более ограниченными и для обеспечения военной отрасли стали
изыматься средства из социальной сферы. Таким образом, в то время
как бюджет силового сектора каждый год рос, бюджетники урезались в
финансировании.
Но, наступившее новое десятилетие стало переломным, ведь
по состоянию на сегодняшний день Россия исчерпала финансовую
подушку безопасности середины 2000 – 2010-х, а бюджетная сфера
урезана настолько, что дальнейшее ограничение станет её приговором.
И первые признаки настолько патовой ситуации, что называется, на
лицо.
Так, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК)
впервые с 2013 года завершила отчётный год с убытками.
Одной из причин таких показателей стала нехватка
заказов, по сравнению с предыдущими годами. Но, куда интереснее
совсем другая причина, а именно - отсутствие согласованности и
утверждения цен на гособоронзаказ. Эта причина интересна тем, что
на момент заключения ряда контрактов на строительство той или иной
продукции ОСК, курс национальной валюты в РФ был один, а на момент
выполнения заказа он был совершенно другим и из-за этого многие
объекты строились в убыток же самих же предприятий.
В итоге, при внешне достаточно приемлемых показателях
отрасли, в России разорялись и объявлялись банкротами ежегодно
десятки малых, средних и даже крупных предприятий, вынужденных
выполнять обязательства на фоне обрушившегося курса
рубля.
Так, за прошедшие года был ликвидирован крупнейший и
единственный в России завод производитель микроэлектронных
устройств для торпед "Лентеплоприбор", до сих пор в долгах и
судебных исках утопает Амурский судостроительный завод, банкротом
объявлен был АО “Сосновский судостроительный завод” и
т.д.
Продолжать можно до бесконечности, но суть такова, что
даже в период более-менее стабильного финансирования, никакой
стабильности у российской судостроительной отрасли не было. А
теперь, с учётом неизбежно ухудшающейся ситуации и подавно не
будет.