ФИЛОСОФЫ ВЕЛАСКЕСА
nucisarbor — 22.08.2014 Сравните этих оборванцев с «Аристотелем» Рембрандта – благородным ученым, одетым как вельможа, причем не без тщеславия: платье из шелка и бархата, массивная золотая цепь, перстень…Менипп – весельчак, выпивоха, этакий испанский Хайям. Над книгами он не корпит, кувшин вина вознесен, пожалуй, даже повыше. Менипп – из киников, от его сочинений остался клочок письма, да это Веласкесу и не важно. Киники пренебрегают иерархией, людским мнением, тем, что сейчас именуют «понтами». И мудрость их не в книгах, на какого киника не глянь – всяк у них весельчак.
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. МЕНИПП. 1639–1640. Музей Прадо, Мадрид
Описывая веласкесова Эзопа, Аркадий Ипполитов говорит: «В его бледности ощутима какая-то смуглость, и в типе лица есть что-то семитское или хамитское». Я бы построил иную аналогию. Эзоп Веласкеса одутловат и одет как бомж. Это бродяга, «деклассированный элемент», он урод и бывший раб. Но взгляд! Что это за взгляд? Взгляд судьи, выслушивающего лепет оправданий, взгляд врача на больного, учителя на нерадивого ученика. Или бога, наблюдающего за тем, как вкривь и вкось куролесит одуревшее человечество. Человек, опустившийся ниже любого общества, оказывается на почти божественной высоте.
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС. ЭЗОП. 1639–1640. Музей Прадо, Мадрид
Веласкесу важно изобразить мудрость подчеркнуто (по крайней мере внятно) разлученную с достоинством социального статуса, со светом. Эти люди лишены не только лоска, но даже обтесанности. Они вышли за пределы человеческого общества, чтобы лучше его понимать. В этом смысле философы Веласкеса примыкают к серии карликов, и мыслит он их так же – как людей обделенных, обиженных жизнью, но именно оттого эту жизнь знающих куда глубже счастливцев-верхоглядов.
|
</> |