Фильм "Великая красота". "8 1/2" через 50 лет.




Соррентино очень хороший режиссер, но это просто человек, и мысли его понятны. Соррентино в этом фильме развивает кино-идеи двух фильмов Федерико Феллини "Сладкая жизнь" (1960) и "8 1/2" (1963).
На мой взгляд, критики ошибочно выводят "Великую красоту" из "Сладкой жизни", идейно фильм гораздо больше похож на "8 1/2", да и по дате выхода, вышел ровно через 50 лет после 8 1/2.
Феллини, в отличие от Соррентино, это небожитель, а не просто человек, и замыслы его крайне сложны и не всегда понятны даже изощренной критике.
Цепочка фильмов Феллини "Мошенничество" (1955), "Сладкая жизнь" (1960) и "8 1/2" посвящена размышлениям об идеалах жизни.
Русский человек поймет общую итальянскую идею о ценностях жизни легко.
Помню еще в студенчестве мы рассуждали на тему "как правильно жить" и мой приятель Коля резонно заметил что "начать надо со 100 женщин и 100 бутылок водки. Ну сюда добавить вечеринки, дискотеки и путешествия".
Об этом в общем и "Сладкая жизнь", причем Феллини эту жизнь разоблачает изнутри. Как выразился американский критик "в этом вполне гениальном фильме изображена любопытная жизнь, которая может быть названа как угодно, кроме слова "сладкая".

"8 1/2" гораздо более сложный фильм, где главные герой - режиссер, опираясь на свою довольно "сладкую" жизнь, абсолютно не может снять фильм. Трактовок сюжета в критике очень много, до конца замысел фильма так и не был раскрыт критикой.
Концовка еще более загадочна, съемки буксуют и продюссеры снимают фильм с кинопроизводства. При этом режиссер (Мастрояни) уходит совершенно счастливый.

Соррентино через 50 лет повторяет замысел Феллини через 50 лет. Наложив "8 1/2" на Рим из "Сладкой жизни", и таким образом создав некоторый секвел к обоим шедеврам Феллини.
Сюжет фильма Соррентино состоит в том, что журналист в возрасте 65 лет (постаревший герой Сладкой жизни ?), ведущий легкий образ жизни, и уже опубликовавший одну книгу, не может написать вторую.
На фоне туристических мест Рима, режиссер неторопливо ведет свои размышления в духе моего институтского приятеля Коли "как бы хотелось правильно прожить свою жизнь, скомпоновав ее из водки, женщин, вечеринок и путешествий".
И не находит ответа, как и герой Феллини.
Когда друзья напоминают герою (его зовут Гамбарделло, что созвучно слову "бордель" не случайно) о написании новой книги, он отмахивается и отвечает "Я еще не нашел великую красоту". Это как раз ход мысли Феллини в "8 1/2".
По ходу фильма хотя оказывается что великих красот много: голые женщины, презентации современного искусства, их несколько в фильме, да и сам прекрасный город Рим, абсолютное воплощение красоты.
Но идеал красоты остается не найден.
В самом конце появляется прекрасный образ монахини, которая по идее воплощает духовную красоту. Монахине 104 года и она спит только на голом полу, при этом обладает чудокаватыми привычками настоящих святых, среди прочих, она непредсказуема.
Это один из наиболее удачных эпизодов фильма. Пересказывать не буду, посмотрите сами.
В общем, Феллини, как я уже писал, небожитель, и его фильмы намного сильнее. И через 50 лет сильнее. Но и фильм Соррентино посмотреть определенно стоит, он набрал кучу призов на фестивале в Каннах и входит во все рейтинги.
"Великая красота" хорош уже тем, что к нему как-то применимо выражение "сладость жизни" которая у Феллини выглядит скорее сарказмом.
Как же все таки правильно прожить свою жизнь ? :)
|
</> |