Фильм о Григории Перельмане, в котором нет такого героя, ни слова о математике,и он об этом не знает
Alex Sss — 10.05.2011Легенда о пианисте - The Legend of 1900 (1998)
В последние годы
мир вряд ли открыл для себя человека более гениального,
непонятного, нестандартного,…, в общем, более уникального, чем
математик Григорий Перельман. Не хочу пересказывать то, что и без
меня известно всем, кому это реально интересно: и про
решение нерешаемой на протяжении десятилетий никем другим задачи (а
многим хотелось, и многие старались…), и об отказах от всяческих
премий, вплоть до миллионов бакинских денег, и о всяческом
игнорировании СМИ и прочих, желающих подключиться к процессу, раз оный и так
пошел, вне
зависимости от желаний самого Перельмана, и о скромном, практически
аскетическом образе жизни…
Недавно в инете я прочел отрывки из интервью, которое кто-то все же умудрился взять у Григория Перельмана, и там меня приятно удивила следующая, вероятно, не столь широко известная деталь его биографии, которая, как по мне, просто сногсшибательна и говорит о его личности не меньше, чем решенная сложнейшая теорема: когда Григорий закончил школу, он, как победитель международных олимпиад, несмотря на политику государственного антисемитизма, все же смог воспользоваться правом на поступление в вуз без экзаменов и по личному выбору, и вот выбор он делал между математическим факультетом и… консерваторией!!! Я еще раз убедился в том, что истинно гениальные люди, как правило, одарены музыкально, и Перельман, хотя и выбрал математику, однако, понимать и чувствовать музыку из-за этого не перестал!
И вот вчера я
посмотрел совершенно удивительный фильм о совершенно удивительном
гениальном музыканте, который до самых мелких деталей напомнил мне
математика Перельмана, хотя о математике этот музыкант никакого
представления не имел – просто он никогда ничему не учился и умел
только играть на рояле, но играть фантастически…
У фильма нет
напряженного запутанного сюжета, и кажется, что можно было бы
рассказать все это буквально в 3-5 предложениях…, однако, я сейчас
попробую уложиться – не знаю, что выйдет…
На огромном
океанском лайнере, совершающем регулярные рейсы между Европой и
Штатами, в 1900 году негр-кочегар, большой и очень добрый человек,
находит после одного из рейсов оставленного пассажирами младенца,
естественно, белого. Младенец лежал в коробке из-под лимонов, а
коробка стояла в концертном зале на рояле – вот
такое предзнаменование с самого рождения…, а может быть, это не
случайно – наверное, мать ребенка была пианисткой и от нищеты и
безысходности решила, что если уж ей приходится бросить ребенка, то
нужно положить его на рояль – а вдруг его найдут там именно
музыканты, а талант к музыке у малыша должен быть наследственным… В
общем, так белый младенец оказался приемным сыном кочегара. Вырос
мальчик в кочегарном помещении корабля, и отец честно и
добросовестно о нем заботился, искренно любил, научил читать и
передал те скудные и специфические знания, которыми обладал сам.
Чего стоит, например, сцена, когда, прочитав в газете слово «мама»,
ребенок спрашивает кочегара, что это значит – ответ был совершенно
нестандартным и никакого отношения к реальному значению этого
слова, естественно, не имел! Нужно учесть, что никаких документов у
мальчика не было, поэтому спуститься с ним на берег кочегар не
решался. И вот, когда сынишке было примерно 7-8 лет, кочегар
умирает вследствие несчастного случая… Ребенок остается на корабле
и фактически предоставлен сам себе…, он, в нарушение правил,
пробирается на самую дорогую верхнюю палубу и обнаруживает там
концертный зал, а в зале – рояль…, дальше – типично киношная сцена,
когда чумазый мальчонка, впервые сев за рояль, начинает вдруг
играть замечательную мелодию, тут же появляются пассажиры, приходит
капитан…, в общем, талант неожиданно раскрыт, и вся дальнейшая
жизнь этого человека проходит уже не просто на корабле, но у рояля
– он становится солистом оркестра, во время выступлений всегда
прерывает игру по заранее отрепетированной программе и начинает
импровизировать, и делает это так блестяще и неповторимо, что
покоряет и оркестрантов, и публику… Со временем слава о гениальном
музыканте, живущем на корабле и никогда его не покидающем,
расходится по Штатам, и самый популярный джазовый пианист тех
времен приезжает на корабль, чтобы устроить дуэль на рояле с
самозванцем – естественно, наш герой выходит бесспорным
победителем! На корабль приезжают представители студии грамзаписи,
делается пробная пластинка – все получается потрясающе! – но на
предложение запустить пластинку в серию и, наконец, спуститься на
берег, заработать миллионы и зажить припеваючи, пианист отвечает
категорическим отказом, единственный экземпляр пластинки отбирает,
чтобы подарить одной из пассажирок, а когда это не получается –
просто ломает ее на кусочки… В дальнейшем, через много лет, он сам
принимает решение спуститься, но доходит лишь до середины трапа…, а
потом выбрасывает в воду шляпу и возвращается обратно.
Так он прожил на корабле всю жизнь, ни разу не спустившись на
берег, и при этом его слава как великого музыканта росла, и он
делал грандиозные успехи, которыми могли восторгаться только
пассажиры и команда этого судна. Самая потрясающая сцена – в конце
фильма: уже закончилась 2 Мировая война, и судно, как устаревшее,
решили затопить, для чего полностью демонтировали оборудование,
вынесли мебель и другое имущество, подготовили взрывчатку…, и тут
появился товарищ пианиста по оркестру и потребовал от владельца
отложить взрыв, поскольку на судне должен оставаться человек…, с
огромным трудом, не без помощи музыки (найденной и склеенной вот
той единственной в жизни пластинки) друг сумел выманить пианиста из
каких-то закоулков корабля, и между ними происходит разговор, когда
музыкант объясняет, почему он тогда, давно, так и не смог
спуститься с трапа и почему он и сейчас, когда корабль обречен, не
может этого сделать и принял решение остаться и разделить судьбу
своего единственного за всю жизнь места обитания – этого огромного
круизного лайнера… = пересказывать разговор невозможно, да и не
нужно – этот фильм обязательно нужно посмотреть, а концовка –
глубочайшая по напряжению и философскому наполнению, помноженному
на прекрасную игру актеров…
Итак, теперь,
когда я вкратце попытался пересказать фильм, надеюсь, стало
понятно, почему я сразу вспомнил о Григории Перельмане? Мне очень
хочется, чтобы ему показали этот потрясающий фильм. Он поймет –
этот фильм о нем, хотя там нет ни слова о математике, а только
музыка – замечательный джаз, который тогда только зарождался, и не
было еще ни четко сформировавшихся стилей, ни широко
распространенных стандартов, в общем, всего того, к чему пришли
намного позже – и этот удивительный человек, полностью отрезанный
от всего мира, проживший всю свою жизнь на корабле, ни разу не
сходивший на берег, благодаря своей гениальности и преданности
музыке шел впереди тех, кто двигался в этом направлении в
комфортных условиях, при деньгах, обмениваясь информацией и
идеями…
Я бы не удивился, если б в результате генетической экспертизы выяснилось, что Григорий Перельман и Тысяча Девятисотый (так назвал негр-кочегар своего белого сына) оказались родственниками…
09.05.2011