фильм не про Янку
inkpoint — 15.02.2023Как только я понял, что сюжет нелинейный или даже
вовсе отсутствует, и что фильм нисколько не претендует на байопик,
сразу стало проще его смотреть.
Впрочем, это кино - такая же «вещь в себе», которой героиня
остаётся для окружающих. Почему такой вопрос, почему такой ответ,
что между этими людьми происходило раньше, какие у них вообще
отношения – очень многое оставлено за кадром, и не надо тут ничего
объяснять.
А ещё здесь нет стандартно принятых проявлений связи между М и Ж.
Близость обозначена, но в ней нет никакой телесности – они все в
свитерах и куртках, под бронёй и защитой одежды, и нет между ними
ни нежности (почти), ни страсти. Ментальная связь между ними
сильна, а телесная - либо непривычна, либо не так уж и нужна. В
этом можно увидеть какую-то дремучую целомудренность, или же
интровертное неумение выражать чувства, или даже сознательный выбор
быть «выше этого», но все объятия здесь – через свитера и куртки.
Янка отдаёт своё тело лишь воде. И если этот смысл был сознательной
режиссёрской задумкой – мой респект режиссёру.
К биографии реальной Янки Дягилевой фильм почти не привязан, нет
здесь и попытки воссоздать «дух времени». Но из этой условности
вдруг возникает достоверность образа – то есть смотришь и веришь,
что Янка могла быть такой. Всякие прочие обстоятельства и люди
могли быть другими, а вот она могла быть примерно такой. Где-то
около такой, да.
А ещё это красиво снято – но так, что эта красота на тебя не
прыгает, в глаза не бросается, и лишь иногда проступает ярче – и
тут внезапно замечаешь: «ого, как построен кадр».
|
</> |