Фильм Балабанова « Я тоже хочу" –путешествие в сон золотой .)
lana_cobeta5 — 15.10.2024Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Пьер-Жан Беранже
«Счастье для всех , даром , и путь никто не уйдет обиженным! »
Жили -были в Средние века два умных дядечки Эразм Роттердамский и Томас Мор , задумавшие создать книгу под парадоксальным названием "Утопия" об идеальной стране, А чуть позже Томмазо Кампанелла , находясь в тюрьме инквизиции , напишет произведение с ещё более выразительным заглавием "Город Солнца" .
Лучшие умы всегда мечтали о справедливом общественном устройстве, о Городе Солнца , в котором живут и радостно трудятся свободные люди , а труд больше похож на творчество . Эти мечты о свободе , равенстве и справедливости для всех подхватили русский просветители . В романе Чернышевского "Что делать?" тоже идеальное общество свободных людей, где труд перестаёт быть тяжёлым бременем , а работать будут машины , человек же получит возможность для саморазвития и творчества.
Но Город Солнца так и остался неосуществимой мечтой . В двадцатом веке появились многочисленные романы- антиутопии Оруэлла, Замятина, Чапека, Брэдбери и Хаксли , бьющие тревогу и предупреждающие беспечное человечество , в какую страшную карикатуру может превратиться подобная мечта. Их действие тоже переносится в отдалённое будущее , которое теперь кажется не таким уж отдалённым. Но упрямая надежда никогда не оставляла человека , прошло время, и не только книги, но и фильмы вернулись к этим золотым снам о городе солнца.
«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.»
И хотя не птица -тройка мчит по дороге, а черный джип , зритель становится свидетелем довольно странного путешествия этаких современных обитателей Горьковской ночлежки : бандита , алкаша , музыканта, его отца и проститутки . Все эти извечные архетипы внезапно вдохновились общим желанием поиска счастья и безрассудно мчат на черном джипе за горизонт к расположенной в радиационном круге мистической колокольне , чем -то напоминающей Зону посещения , которая может затянуть человека в свой черный тоннель небытия, а может выбрать его и подарить ему счастье. Эта церквушка словно мираж , заснеженная колокольня из бурных фантазий барона Мюнхгаузена .
Смотришь киноленту -и вспоминаются знаменитые строки Данте : «Земную жизнь пройдя по середины, я очутился в сумрачном лесу. По жанру фильм , скорее, своеобразная притча с элементами абсурда . О поисках счастья , о желании уйти , убежать , уехать подальше от чернухи за окном и от жизни, похожей на Чеховский длинный забор с гвоздями. И , конечно, это прозрачная аллегория с явной отсылкой к Сталкеру , к его знаменитой дороге в комнату , исполняющую желания , к излюбленной для Тарковского теме исканий души , пути к самому себе длиной в жизнь. Если бы Кант каким-то чудом увидел эти фильмы , наверняка признал бы, что есть в них нечто трансцендентальное, как в »Черном квадрате« Малевича . »Я тоже хочу«- фильм -загадка с необъяснимой магический стилистикой, несмотря на все доводы критиков, что и сюжет , и технологии создания довольно сырые и эскизные. Такое мощное действие на зрителя – непостижимая тайна подсознания и тайна лебединой песни автора, предсказавшего в фильме свою судьбу .