Femme Fatale или «женский» неонуар

топ 100 блогов movie_rippers04.11.2021
Femme Fatale или «женский» неонуар

1987. Fatal Attraction

мужчины любопытны как дети…
из кино-рецензии

Сначала был «Роковое влечение» Лайна, а потом уже «Инстинкт» и пр. пр. и почти все с тем же Дугласом. Странное время, Голливуд на подъеме, буржуйская экономика на подъеме, Майкл Дуглас как символ всего этого и чокнутая тетка, как символ его (Дугласа) скорых проблем на горизонте.

Ну а так, очень простая история, прямолинейная как лобовое столкновение, снятая одним из самых мейнстримных голливудских режиссеров. Эдриан Лайн сделал все что бы картина была в меру реалистичной, в меру новаторской, в меру эротичной и в меру нравоучительной.

Байка рассказывает о сыне юриста юристе, который по случаю сходил налево, и о непредвиденных, а на самом деле, вполне предсказуемых, последствиях сего банального происшествия. Линия очень прилипчивой любовницы, конечно форсирована для развития сюжета, впрочем и такой вариант (с поножовщиной), думаю вполне себе реалистичен. Считаю основная удача картины именно в исполнительнице той самой Femme Fatale – актрисе Гленн Клоуз, странным образом, женщине страстной, сильной, ранимой и на лицо, мягко говоря, странноватой.

Femme Fatale или «женский» неонуар

Актриса попала на проект довольно случайно, в результате сложного кастинга, с большой серьезностью подошла к работе и выдала персонаж которому одновременно сочувствуешь и который можно с удовольствием задушить. Впоследствии она утверждала что реально нежно относилась к своему персонажу и всеми силами противилась его-ее шизоизации. То же самое кстати, не особо понравилось феминисткам, кои посчитали чрезмерным перегружать бедную тетю злодеяниями, а Дугласа напротив, ответственностью недогружать.

Создатели однако, не особо задавались целью равенства полов, а просто нарисовали житейскую ситуацию с финалом, который как бы намекаэ что, ай яй яй… низзя изменять жене, тем более такой симпатишной, тем более еще ребенок, и собака, и… даже если все обрыдло, и ваще жена не дает… И вот надо же, народ повелся. Клоуз вспоминала позже, что мужики на улице подходили к ней и благодарили за урок и спасенные от неизбежного распада добропорядочные американские семьи. Да что там, вся мировая общественность признала заслуги актрисы, она была номинирована на целую кучу наград, а синдром покинутой дамы даже назвали в честь приготовленного ею блюда – «котел с кроликом».

Майкл Дуглас - беспечный юрист
Майкл Дуглас - беспечный юрист

Действительно, Клоуз носилась со своей ролью как черт с писаной торбой, консультировалась с психологами и до последнего отстаивала альтернативный финал, в котором должна была «самоубица». В итоге финал все же пришлось переснимать в более трэшовом варианте, вместе с тем, более простом и зрелищном, хоть конечно и пришлось пожертвовать полным раскрытием образа «роковой тети».

Фильм имел феноменальный успех, при бюджете в 14млн, собрал в итоге 320, стал самым кассовым в мире за 1987 год и вызвал к жизни целое направление под условным названием «Дуглас, читай средний класс в опасности».

Femme Fatale или «женский» неонуар

1992. Basic Instinct

Те, кто называют меня фашистом, и те, кто потирают руки каждый раз, когда кто-то ловит выжившего из ума нацистского бздуна-энурезника, — все эти люди почему-то совершенно не хотят обращать внимание на то, что в этот момент, прямо сейчас, в мире зарождается новый фашизм, в корне отличающийся от немецкого и, возможно, более страшный, чем он. Этот фашизм зарождается в торговых центрах и телевизионных шоу, и его главное отличие от немецкого заключается в том, что он намерен покорить весь мир незаметно. Пол Верховен

Конечно это тоже «эротика с запахом смерти», к тому же принадлежит авторству Верховена – одного из ярых первопроходцев новаторской эротики 70х, однако, как истинный эксперимент 90х, заключает в себе еще целый ворох разно-жанровых элементов. Одним из таких элементов был сюжет, построенный на образе героини-авантюристки, с криминальными замашками, хорошо проработанный еще Орсоном Уэллсом в «Леди из Шанхая» 1947 года. 

Femme Fatale или «женский» неонуар

О фильме не писал только ленивый, как сейчас говорят, культовый, знаковый и пр. Однако, в чем именно его знаковость, представляют далеко не все, уж конечно не в отсутствии нижнего белья в известной сцене, хотя именно она и осталась в памяти благодарного зрителя.

Так вот, представляется что в фильме есть основные три особенности выделяющие его в голливудском мейнстриме начала 90х. Во-первых, это ацкая смесь густого нуара, детектива и жесткого триллера, причем все три линии раскрыты на 100%, включая как бы открытый финал, с нормальным таки для нуара прозрачным намеком. Во-вторых, основным мотивом преступлений выведен именно секс, секс и его как бы, производная – насилие, это и послужило основной темой «исследования аффторов». В-третьих, собственно носительница «идеи» - креативный персонаж, в исполнении Шерон Стоун, лесбиянка, нимфоманка и просто красавица. Совершенно непонятно, что не понравилось лгбт-активистам?... возможно что она например, делает в итоге традиционный выбор.

Femme Fatale или «женский» неонуар

То есть непосредственно Майкл Дуглас, который старался изо всех сил, однако Стоун так и не переиграл, хоть в прямом, хоть в переносном смысле. Ну что, Дуглас так и остался Дугласом, за то Стоун после «Инстинкта», прям очень сильно поднялась, «раскрыла» роль «роковой красотки» по полной. Бейсингер, Робертс, Райан, Пфайффер и еще десяток актрис очень сильно пожалели, что отказались от участия в фильме голландца.

Что касается самого Верховена, то он оказался одним из многих режиссеров Голливуда, прогнувшихся под коммерческий, продюсерский кинематограф. Прогнувшийся, но не смирившийся, чувак продолжал, как мог троллить Омерику (ну или скажем, отдельных представителей), практически в каждом последующем фильме.

«De vierde man» «Четвертый мужчина» 1983
«De vierde man» «Четвертый мужчина» 1983

1983. «Четвертый мужчина».

Сегодняшняя пресса атакует правительство, нанося ему удары справа и слева. Она наслаждается свободой слова, даже не догадываясь о том, что специально для нее выведена особая порода свободы слова — контролируемая. Пол Верховен


«De vierde man» «Четвертый мужчина» - шестой полнометражный фильм Верховена, снятый в Голландии, в 1983 году. Это, пожалуй, самый необычный фильм снятый голландцем, разрушающий жанровые границы, и включающий в себя элементы мистики, мистификации, сюрреализма, триллера и фильма ужасов. Фильм, как и большинство у Верховена, полон эротических сцен, причем некоторые явно гомо-эротического характера, и кроме того, аллюзий на христианство в общем и католичество в частности. Весь этот замес, густо приправлен черным юмором и двусмысленностями, не позволяющими трактовать сюжет однозначно. Этим картина сильно напоминает фильмы Полански, которые впрочем, на мой взгляд, намного более целостны и убедительны.

Сюжет повествует о некоем писателе в креативном исполнении Краббе – алкаше, гомике, раздолбае и убежденном католике. Вконец поиздержавшийся и вероятно, страдающий белочкой писатель, направляется на творческую встречу в небольшой приморский городок. По дороге его начинает бить «кондратий» и посещает целая серия видений, которые «какбе намекае» на скорые серьезные неприятности. На вечере он знакомится с настырной теткой по имени Кристина. Как выясняется, Кристина совмещает в одном лице организатора, спонсора и ту самую «роковую красотку», которая пользуется окружающими мужиками, с одной ей известной целью. В данном случае, таким мужиком стал Краббе, которому Кристина платит и которого намерена танцевать. 

Femme Fatale или «женский» неонуар

Тут небольшая заминка. Спрашивается, нахрена гомику Краббе тетка Кристина, будь она хоть трижды раскрасавица? Однозначного ответа нет. Возможно тетка напоминает писателю парнишку, своей хрупкой фигурой и короткой прической, а может ему просто негде было переночевать. Далее происходит некое развитие, своим абсурдом напоминающее о сюрреалистичности картины. Кристина признается Краббе, что у нее есть серьезные отношения с неким чуваком, но вот беда —  у парня проблемы с преждевременной эякуляцией. Краббе уверяет женщину, что поможет горю, опираясь на свои, якобы эзотерические способности. На самом деле писатель, увидав фотографию чувака, положил на него глаз. 

Далее, начинает сбываться все виденное писателем в глубоком делирии по дороге. Он обнаруживает что тетка была замужем три раза, и все три мужа сплели ласты при трагических, но странных обстоятельствах. Теперь главный вопрос для Краббе, кто будет четвертым, он или тот самый парень с проблемами в сексуальной сфере? Тут надо сказать, что не последнюю роль в этом вопросе сыграет как раз религия. Определенно, Верховен в этом фильме, в радикальной форме, излагает свои взгляды на христианство. Это некая лайт-версия его же серьезного исследования в сфере религии. Надо полагать, эта тема была важнейшей в творчестве Пола, хотя в других фильмах не так явно подана. 

Как видим, фильм в общем и целом, о хоть и не совсем полноценных, но все же о мужиках, однако та ситуация в которую погружает их автор, связана именно с образом «роковой женщины». Причем в данном случае образ Кристины или «черной вдовы», на которую кстати наводят кадры пролога, показывающие паука пожирающего добычу, совершенно инфернальный. Кристина в исполнении Рене Саутендейк – по сюжету, абсолютное зло правда не смотря на довольно подходящую внешность и хорошо поставленные сцены эротического секса, как всегда у Верховена циничные и натуралистичные, образ женщины-паука раскрыт не до конца. Надо полагать, что этот недостаток Верховен исправил девять лет спустя, при помощи Шарон Стоун. 

Фильм прохладно приняли на родине, но за то «на ура» за океаном. Картина получила кучу наград, признание критики и не плохую кассу. 

«Black Widow» 1987
«Black Widow» 1987

1987. «Черная вдова»

«Black Widow» «Черная вдова» Боба Рейфелсона, снятый в золотое время голливудских триллеров – 80е. Вероятно, лучшие силы Голливуда были брошены на раскрытие темы. Актеры, режиссеры и прочие «тварцы», изворачивались как уж на сковородке, стараясь привлечь зрителя саспенсом, эротикой и разнообразием сюжетов. 1987 год уже фигурировал в  связи с фильмом Эдриана Лайна «Роковое влечение», снятом на студии Paramount. Этот фильм, кстати, отметился чудовищным кассовым успехом, подтвердив общее «правильное» направление. Все конечно, хотели повторить «подвиг разведчика», и заработать очень, очень много бабла. 20th Century Fox тоже хотел и Боб Рейфелсон хотел, особенно после пятилетнего простоя, случившегося вслед за выпуском достославного ремейка «Почтальон всегда звонит дважды» в 1981 году. Дело в том, что критики разнесли «Почтальона» в труху, чем очень обидели всех создателей, однако зрители с удовольствием смотрели «Почтальона», вернее смотрели на Джессику Ленг без трусов и этот факт оказал решительное влияние на то, что бы продолжить эксперименты. Тут весьма кстати пришла идея вспомнить о популярном сюжете эксплуатирующим известную метафору о циничной роковой паучихе, употребляющей на закуску собственных благоверных. 

Femme Fatale или «женский» неонуар

Не могу сказать, что я прям вот фанат творчества Рейфелсона, однако решающее значение в решении смотреть нетленку, оказал актерский состав. Тереза Расселл и Дебра Уингер, те две тетки в одном, это практически все что нужно для счастья. 

Итак, суть басни такова. Сначала дал дуба богатенький магнат с Манхеттена, а через некоторое время в ящик сыграл буржуй из города Даллас. Казалось бы, кому вообще это интересно? Как оказалось, достаточно одной пытливой тетки что бы раскрутить из этого целую эпопею. Дебра Уингер – спортсменка, комсомолка и агент Министерства юстиции. Она намерена вывести на чистую воду всех, каких можно нарушителей капиталистической законности. 

Не важно как, но Дебра выясняет, что жены обоих жмуриков, подозрительно похожи, хотя ни одной четкой фотографии нет. Дебра начинает проявлять нечеловеческую активность. За короткое время, она достает буквально всех: начальство, подчиненных, друзей, родственников и соседей. Надо полагать, что все это не спроста. Надо полагать, что Дебре вероятно просто нечем больше заняться, ведь у Дебры нет мужика и Дебра явно страдает от... недостатка внимания. Во время бурной деятельности Дебры в городе Сиэтле, зажмурился еще один богатый чувак. На этот раз профессор и куратор местного музея. 

Дальнейшие следы злоумышленника ведут на Гавайи, и мы уже практически понимаем, что злоумышленник – Тереза Расселл. Мы то понимаем, а вот Дебра Уингер – нет, этот факт, по сути и является главным минусом постановки. Во всем остальном же, фильм очень даже не плох. Девчонки знакомятся на Гавайях, совершают совместные заплывы с аквалангами, без аквалангов, а так же заплывы без аквалангов и вообще без ничего. Совершают совместные и раздельные перепихоны с аквалангами с олигархами и без оных. В общем, отлично проводят отпуск. 

Femme Fatale или «женский» неонуар

В финале нас ждет, довольно зачетный твист и небольшое замешательство, по поводу посадки той или другой «курортницы». Голливудский финал, надо полагать, перевесил возможность поглумится над многочисленными зрителями. Недостаток детективной интриги, должен был восполнить внутренний психологизм в действиях обоих персонажей, однако в следствие недостаточно проработанных историй, все это «женское несчастье», повисло в воздухе. Но тетки все равно молодцы, старались, делали загадочные лица, кувыркались с мужиками и вообще выглядели отлично. 

Фильм практически повторил прокатную судьбу «Почтальона». Критики ворчали и цеплялись по мелочам, касса собрала двойной бюджет, а сама картина, со временем, обрела вторую жизнь, потому что кино стали снимать хуже и хуже, и такие фильмы как «Черная вдова» Рейфелсона, среди подавляющего количества современной шняги, выглядит очень даже ничего.

Femme Fatale или «женский» неонуар

2002. Femme Fatale

Кино идеально попадает в тему, и сюжетом, и персонажем, и самое главное названием. Нетленку снял Брайан де Пальма в 2002 году, перцу было на тот момент 62 года, но это еще ничего не значит, буквально шесть лет перед тем, у него родилась вторая дочь от третьего брака, так что тема секса, насилия и авантюризма была для автора еще очень в тренде.
С другой стороны, это был очень сложный период для чувака в творческом плане, пик успеха остался в 80х, когда каждый его фильм выстреливал и дядя творил в режиссуре что хотел. Теперь же, нужно было снять откровенную коммерцию вроде «Миссия невыполнима», что бы как-то удержаться на плаву. Де Пальма однако, не успокаивался и пытался снять что-то и для души. Именно этим и объясняется появление «Femme Fatale» —  картины снятой во Франции, со смешанным актерским составом и сюжетом далеко не голливудского характера.

Немного о сюжете. Речь в фильме идет о молодой авантюристке, блондинке, воровке и просто красавице Ребекке Ромейн, которая по словам подельников – несчастных чернокожих бандитов, «кидает всех подряд, сука». Вот и в этот раз она присвоила сообща добытые брильянты. Добытые с большим трудом, чуть не с красной дорожки Каннского фестиваля.

Дефке удается скрыться с брюликами в Париже, а затем и в Штатах, завладев документами покончившей с собой особы (тоже в исполнении Ромейн). Вернувшись в Париж через семь лет женой посла, Ребекка собирается провернуть еще одну авантюру теперь при помощи подвернувшегося «папарацци» Бандераса. Идущие по следу старые друзья намерены Ребекку изловить, так как на Ребекку они очень злы.

Femme Fatale или «женский» неонуар

Финал картины довольно неожиданный, напомнил чем-то «Малхолланд Драйв» в лайт варианте. Именно в лайт варианте, потому что довольно прост, причем это именно евро-крайм в соответствующей эстетике, может поэтому фильм показался странным для зрителей привыкших к голливудским боевикам. Самая же финальная сцена оставляет двусмысленное впечатление, показавшаяся некоторым как вариант «исправления героини», мне лично таковой не показалась, а показалась скорее еще более изощренно циничной.

Femme Fatale или «женский» неонуар

Вообще, как представляется, сюжет в данной конкретной картине играл далеко не главную роль, есть в нем откровенные нестыковки, ляпы и притянутые за уши ходы, однако все же главное в фильме это его густая атмосфера нуара и роскошный визуал. Будут здесь погони в модном тогда слоу-мо, перестрелки, драки, эротические сцены и все это снято оригинально, ярко и динамично.

Что касается непосредственно «роковой красотки», из за которой вся тема и поднята, то мне лично Ромейн вполне доставила, хотя многие критиковали ее игру и ее даже номинировали на анти-награды. Считаю что сыграла Ребекка вполне достойно, причем сразу в двух ролях, возможно это мало кто заметил, потому как персонажи совершенно не похожи и это именно заслуга актрисы.

Ну что, фильм конечно пролетел как фанера над Парижем, едва отбив половину вложенных средств, хотя и в том 2002 году, в больших городах его нормально принимали, чего не скажешь о средних и мелких… странный случай. Возможно в обструкции сыграло роль участие феминистских организаций, заклевавших фильм за жестокое обращение с женщинами, хотя мужиков (к тому же негров) там на крючки насаживают не меньше. Многие критики отметили общий Де Пальмы кризис после «Глаза Змеи», а мне фильм своим почерком явно напомнил знаменитый «Лицо со шрамом», все же Де Пальма определенно режиссер своеобразный. Сейчас, после почти двадцати лет, картина похоже реабилитирована, а Ворнеры даже включили его в свой каталог избранного. 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Лето. Пляжный сезон начался. Все разделись и загорают. С моря поднимается плотный туман и обволакивает горы - калиго. Сейчас полнолуние и луна очень драматичная. Она вынырнула из тумана и в туманных ошметках поднимается верх, оставляя на воде размытую дорожку. В Коголето посадили новые ...
Известная оппозиционная дива разродилась очередным гневным постом на своей социальной странице. На этот раз пост посвящен преследованию со стороны политических противников завсегдатайки антироссийских форумов: "Друзья, у нас неприятности. После того, как бездарная архитектор Анциферова ...
Траурные венки, которые российские военные доставили в Иран в память о Касеме Сулеймани: Сулеймани координировал действия проиранских подразделений в Сирии, совместно с российскими и сирийскими военными осуществляющих освобождение страны от ИГИЛ и прочих джихадистов. Таким образом, ...
Отсюда: Гегемон проиграл гламуру. Но ... "Даже при наличии целой армии безработных в России не хватает 800 тысяч рабочих Власти небольшого уральского города Нязепетровск, что на северо-западе Челябинской области, столкнулись и серьезной ...
Мой второй муж бесподобен, потому я опечалена | The Second Husband Is Desperate and Depressed | Du beonjjae nampyeon-i jeollyunhaeseo uulhada / 두 번째 남편이 절륜해서 우울하다 / I'm depressed because my second husband is desperate главы 1-46 + спойлеры Сюжет тупой. Не настолько тупой, чтобы ...