В ответ на дискуссии в феминистских сообществах о возможности
для феминистки быть замужем.
Само возникновение этой темы говорит о том, насколько подвержены
стереотипам сторонницы движения, в своей основе построенного на
борьбе со стереотипами….
Борьба за равноправие не есть борьба с институтом брака.
Что такое феминизм?
В том числе (помимо равноправия и борьбы за него) это право выбора
для женщины. Право самой выбирать, как реализовываться в
собственной жизни: как личность социальная (творческая,
профессиональная), как член рода (мать семейства), как «женственная
женщина» (оборот взят из труда Симоны де Бовуар «Второй пол»).
Если рассуждать в этой логике, то личное, сознательное,
продуманное, осознанное решение женщины реализовываться в жизни как
член рода (мать семейства) или как «женственная женщина» (женщина,
ориентированная на реализацию сексуальной функции) не противоречит
феминизму. Замужество может противоречить феминизму, только если у
женщины не было выбора, выходить замуж или нет, или если она
подвергается в семье насилию. В случае личного выбора семьи как
главной ценности жизни женщину можно только уважать – она реализует
выбранный ею путь.
В то же время иной выбор женщины, то есть выбор определять и
реализовывать себя через свою личность, а не через замужество,
также (как бы странно это ни звучало для приверженцев радикального
крыла феминизма) отнюдь не означает отказа от жизни в паре.
Во-первых, физиология требует своего, и часто жить вместе со своим
партнером удобнее, чем просто встречаться. Во-вторых, никто и не
отменял биологической функции любого человека вне зависимости от
его половой принадлежности – размножения. И если человек (в нашем
случае человек – женщина) испытывает потребность произвести на свет
и вырастить ребенка, то почему бы не производить ребенка на свет и
не растить его со вторым участником процесса? В том числе и уважая
право этого человека растить свое потомство?
Никто также не отменял такое явление, как любовь. Если вас с вашим
мужчиной свели не обязанность, не давление, а чувства, то почему
нет? Зачем ломать себя, свою душу, в угоду идеям? Даже таким
чудесным идеям, как идеи феминизма.
Обычно феминизм и замужество противопоставляют друг другу из-за
патриархального отношения общества к семейному укладу.
Но семья и неравноправие – не тождественные понятия.
И стоит понимать, что отношения в любом союзе людей, будь то семья
или трудовой коллектив, строятся на договоре и на разделении
обязанностей. Как вы договоритесь с вашим партнером, как разделите
обязанности, так и будет в вашей семье. И противоречит ваше
замужество вашей феминистской позиции или не противоречит, зависит
только от критериев, по которым вы распределяете обязанности по
обслуживанию дома и семьи. Неважно, что именно делаете вы, а что
ваш муж. Важно только, почему это делаете именно вы, а это ваш муж.
Если вы вынуждены готовить, потому что так положено, это
дискриминация, а если потому, что вам нравится возиться на кухне и
у вас это хорошо получается, это нормально. Понимаете? Основной
критерий – свободный выбор.
Вот мой пример.
Обычно дома готовлю я. Просто потому что меня это не напрягает, я
делаю это между делом, а мужа напрягает. Еще потому что я работаю
дома. И могу выделить время на кухню, чтобы поужинать более-менее
вовремя, а не глубокой ночью, как это будет, если еду будет
готовить муж, который редко приходит домой раньше 9 вечера. Но
когда у меня очень много работы или я болею, он готовит и вообще
следит за тем, чтобы я не забыла поесть. За продуктами обычно ходит
муж, потому что ему удобно зайти вечером после работы в магазин, а
мне в магазин надо идти специально. Еще муж ходит в погреб за
картошкой, морковкой и квашеной капустой (капусту квасим вместе).
Нам так удобно. Я слежу за одеждой, потому что нравится копаться в
шмотках и потому что мне нравится, когда муж носит рубашки и
джинсы, а не удобные ему широкие штаны с карманами и футболки,
которые он бы надевал, если бы брал одежду сам. Но делает те шкафы,
в которых я копаюсь, и «забивает гвозди», он, потому что он вообще
мастер в этой сфере. В свободное от основной бухгалтерской работы
время он подрабатывает тем, что собирает мебель на заказ. Лампочки
в светильники вкручивает муж, потому что я боюсь стремянки, и он
чистит пылесос, потому что я не люблю это делать. Но пылесосю я.
Потому что меня больше, чем его, напрягает грязь. Когда мы куда-то
едем, я собираю еду на дорогу, а он приводит в порядок машину и
грузит в нее все. Это справедливо – пока один идет за машиной,
второй не бездельничает, а собирает «подорожники».
Чувствуете разницу? Я готовлю, а он забивает гвозди не потому, что
так принято и так положено, а потому, что нам удобнее именно так
разделить работу по дому.
При этом у каждого из нас есть право не сделать что-то из своей
сферы ответственности, потому что ответственность – это не
принуждение, это дело добровольное.
Также у каждого из нас есть право отказаться от секса, если
нездоровится или просто нет настроения.
И он участвует в моем бизнесе ровно в той степени, в какой я его
допускаю, и не контролирует мой бизнес-бюджет. И я вмешиваюсь в его
бизнес, только когда он меня спрашивает.
Мой брак не идеален с гендерной точки зрения. Но я остро ощущаю
границу между партнерством и принуждением, и муж это знает.
Кстати, в предыдущем моем союзе еду готовил мужчина, потому что он
раньше приходил с работы.
Другие семьи, которые мне со стороны кажутся равноправными, в
пример не привожу, потому что не знаю достоверно, как ощущают себя
в них женщины и насколько на самом деле в них партнерские
отношения.
Ах, да, замуж я вышла по любви, без принуждения и по собственному
сознательному решению, имея до этого брака богатый, насыщенный опыт
«непарной» жизни, которая меня устраивала, и опыты совместной жизни
с другими мужчинами. Главной причиной вступления в брак стала
любовь.
…Кто-то как-то в дискуссиях заметил, что, идя на компромиссы с
конкретными мужчинами, мы часто считаем, что тем самым идем на
компромиссы с миром мужчин и ориентированностью мира на мужчин.
Почему мы так считаем? Исчерпывающего ответа на этот вопрос у меня
нет. Но есть предположение, что причина в том, что в нас осталось
гендерное отношение к мужчине-партнеру, еще не воспиталось
отношение итсключительно личностное. Большая часть из нас, вступая
в брак (законный или гражданский), живет с мужчиной, а не с другом,
любимым человеком и т.п.
Также обращает на себя внимание, что в дискуссиях на тему феминизм
и замужество замужние женщины нередко занимают оправдывающуюся,
извиняющуюся позицию. Они оправдываются и извиняются перед
радикальными феминистками за то, что живут в браке и что им
нравится жить в браке.
Вот это мне кажется страшным. Я вижу в этом большую проблему для
самосознания женщин и для феминистского жвижения.
Занимая оправдывающуюся и извиняющуюся позицию перед радикальными
феминистками, женщины ведут себя по патриархальному сценарию,
показывая себя слабыми, неправыми перед сильными, правыми.
Почему женщины не берут на себя смелость сказать прямо и уверенно:
«Я замужем, и быть замужем – мой личностный выбор», - я не знаю.
Возможно, по привычке не заявлять о своих интересах и выборах.
Как это изжить? Больше говорить о том, что феминизм – не только
борьба, но и право выбора.
Оправдываясь и извиняясь за свой выбор, женщина как бы нивелирует
его, снижает его ценность и значимость. Что не способствует ее
душевному здоровью, ее уверенности в себе, ее самореализации. А это
нехорошо.
Есть еще один момент, почему нередко замужние (или ориентированные
на замужество) женщины, попадая в феминистскую среду, начинают
стесняться своей «ориентации». В реальной практике семейной жизни
обычно все не так гладко (как, впрочем, и в любом партнерстве, и
как в моей семье тоже, хоть я и привела ее в пример), и они
понимают, что они не смогут поговорить об этом в феминистских
сообществах и группах, так как велик риск натолкнуться на
пренебрежительное «это твой выбор», «зачем тогда выходила замуж»,
«почему тогда живешь с ним?». То есть зачастую решение каких-то
проблем в активных феминистских группах видится только в уходе от
ситуаций, в которых возникают проблемы. И это тоже заставляет
женщин молчать о том, что реализация выбора не так легка, как
хотелось бы, а также о самом выборе.
Проблемы женщин, живущих в браке, зачастую представляют результатом
выбора женщины. Тем самым эти проблемы более или менее эффективно
могут решаться только на бытовом, личном уровне. Тем самым замужние
женщины загоняются в ловушку. И оказываются (если недостаточно
сильны, самоуверенны, свободны, агрессивны) за бортом феминистского
движения.
И трещина между радикальными феминистками, отвергающими вообще
мужской мир, как таковой, и феминистками, предпочитающими жить в
браке, т.е в партнерстве с мужчиной, постепенно превращается в
водораздел. Этот водораздел в конце концов начинает отпугивать
профеминистски настроенных нерадикальных женщин и формирует уже
среди женщин негативное отношение к феминизму. И это тоже
страшно.
Что с этим делать? Все то же – больше рассказывать о том, что
феминизм – не только и не столько радикальное мужененавистничество,
а это и свободный выбор женщины, и образ жизни, реализующий этот
выбор.