рейтинг блогов

Фальсификация истории поздней Империи или 1800 инженеров Игоря Пыхалова часть II.

топ 100 блогов corporatelie28.09.2010

Продолжаю разбор утверждения И.Пыхалова, что в России в 1913 году было выпущено 1800 инженеров. Вот изначальная цитата из Пыхалова,- По наличию квалифицированных кадров, которые, согласно знаменитому высказыванию Сталина, решают всё, мы также явно проигрывали в сравнении с немцами. Если в Германии обязательное среднее образование было введено ещё в 1871 году, то в России накануне революции свыше 70% взрослого населения оставалось неграмотным. В 1913 году высшие учебные заведения Российской Империи окончили 10 тыс. человек, в том числе всего лишь 1800 инженеров.

Первую часть очерка, с анализом статьи Брокгауза и Ефрона, читайте тут  

По данным Брокгауза и Ефрона(а источники у него ничуть не хуже Ивановских) 5497 учащихся из Высших технических учебных заведений только в 1895 году, без университетов.(сравним с данными, которые приводит Сапрыкин в своей монографии-см.ниже.)

Интересно, неправда ли?
 


А всего в России, якобы, выпустилось 10 000 студентов. Неужели Россия, переживавшая в это время железнодорожный и промышленный бум, амбициозное строительство флота и начало телефонизации и электрификации смогла осуществить все это с таким безумным регрессом(даже по сравнению с 1895 годом) в выпуске инженеров из ВУЗов? Это,по меньшей мере, очень странно. Как же она смогла выйти на пятое место по совокупному объему промышленного производства в мире, после четверки самых развитых индустриальных стран, обогнав Австро-Венгрию и Италию, с 1800 инженерами в 1913 году?

Как же в России в 1915-1916 годах в рамках импортозамещения были созданы фактически на пустом месте целые отрасли промышленности (многие отрасли химической промышленности, в частности, имевшая стратегическое значение коксобензольная промышленность, оптическая промышленность, двигаелестроение), а также совершилось значительное увеличение выпуска оборонной продукции и создание новых видов вооружений?



На эти вопросы мы найдем ответ в уже упоминавшейся капитальнейшей монографии Дмитрия Леонидовича Сапрыкина.

 В его работе непосредственно использованы документы из фондов Го­сударственного Архива Российской Федерации (ГАРФ), Бахметьевского архива Колумбийского университета (Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture at Columbia University), а также десятки крупнейших  зарубежных и отечественных монографий, в том числе и знаменитый  капитальный труд Фрица Рингера об образовании в Германии.

В этой книге(изданной при поддержке РАН) мы найдем и ответ откуда взялась эта странная цифра в  1800 инженеров в труде Иванова 1991 года, а также получим исчерпывающий ответ,-  правомерны ли выводы Пыхалова относительно невероятного, ошеломляющего  отставания РИ 1895-1914 гг. годов в техническом образовании от Кайзеррейха- Германии 1895-1914 гг, лидирующей страны по высшему образованию в Европе.

 А также попытаемся обвинить Пыхалова в очернении собственной истории и русофобии путем фальсификации истории поздней Российской Империи.

 Т.е по сути, сделать то, что он и его товарищи по идеологическому лагерю постоянно делают по отношению к любым критикам сталинской эпохи.

 Итак, в монографии Сапрыкина нас заинтересует глава пятая о высшем образовании “Высшее образование. Образовательный и научно-технический потенциал нации”

Цитата-

"Аналогично с гимназическим образованием, развивалась система российского высшего образования. На рубеже XIX и XX веков в Рос­
сийской империи обучалось чуть больше 40 тысяч студентов.(а как же 10 000 студентов в 1913,- спросит Игорь Пыхалов?) В Герма­нии, лидировавшей тогда в Европе, в 1903 году в университетах учи­лось 40,8 тысяч человек, в высших технических учебных заведениях – 12,2 тысячи, в специальных академиях – 3,9 тысяч. На всех «факульте­тах» Франции в 1906 году училось 35,7 тысяч студентов, еще 5-6 тысяч обучалось в специальных учебных заведениях других ведомств и ка­толических институтах. В университетах Великобритании в 1900-1901 годах училось около 20 тысяч человек, в учительских колледжах (train­ing colleges в Англии и Уэльсе и colleges of education в Шотландии) – 5 тысяч [Ringer 1979]27. Из этих данных видно, что система российско­го высшего образования по абсолютным показателям была сопоставима с системами других ведущих европейских стран.

При этом российская система высшего образования развивалась значительно быстрее. Между 1906 и 1914 годом имел место беспрецедентный рост системы высшего образования.
В итоге к началу Первой мировой войны российская система
высшего образования сравнялась с ведущими европейскими и в относи­тельных масштабах (в отношении к численности населения). Относитель­ные масштабы системы российского высшего образования в сравнении с общим населением страны на рубеже веков видны из Таблицы 3: Фальсификация истории поздней Империи или 1800 инженеров Игоря Пыхалова часть II. Photobucket


 Из этих данных видно, что в начале ХХ века российская система по прежнему была менее «инклюзивной», чем немецкая (самой «инк­люзивной» системой образования на тот момент была американская). В тоже время показатели для России и Англии вполне сопоставимы (причем значительное увеличение данного показателя по Великобри­тании достигнуто в основном благодаря Шотландии, где училось при-

27    Здесь учтены учащиеся всех форм обучения, в том числе вечернего и допол­
нительного (
part-time). На дневной форме обучения в высших учебных заведени­
ях Англии в 1900 году было только 4500 студентов [
Cardwell 1957, 156].

28  Точные данные по данному периоду в Британской империи отсутствуют, оценка
получена из экстраполяции данных по более раннему и более позднему периоду,
приведенных в докладе комиссии лорда Роббинса, обобщенных Фрицем Рингером
и данных по отдельным вузам – в частности, Кембриджу, Оксфорду и Лондонс­
кому университету. В сборнике «Высшее образование в России», выпущенном
в 1995 году НИИ ВО приведена аналогичная таблица (без Великобритании), причем
данные по Германии завышены, а по России и, например, Франции – занижены.
Я объясняю это исключительно «априорными» представлениями авторов о «ли­
дерстве» Германии и «отставании» России.

мерно в два раза больше студентов по отношению к своей возрастной группе, в сравнении с Англией).

В царствование Николая II система высшего образования в России развивалась исключительно быстро. Причем наиболее быстро разви­вался сектор специального естественнонаучного и технического обра­зования. Представление об этом дает сопоставление статистических данных по составу учащихся в России и Германии - стране наиболее развитого в то время высшего образования в Европе. Фальсификация истории поздней Империи или 1800 инженеров Игоря Пыхалова часть II. Photobucket Фальсификация истории поздней Империи или 1800 инженеров Игоря Пыхалова часть II. Photobucket Фальсификация истории поздней Империи или 1800 инженеров Игоря Пыхалова часть II. Photobucket



Таблица Сапрыкина сведена из разных источников(все они приведены в огромном справочном аппарате, при желании вперед опровергать) по категориям и все учебные заведения после-гимназичес­кого уровня рассматриваются как «высшие». Любопытно то, что его данные СОВПАДАЮТ с данными Брокгауза и Ефрона за 1895 год. Помним о принципе сопоставления информации из альтернативных источников.

 Безусловно, и эти данные не являются окончательными, а требуют дальнейшего уточнения. Окончательные данные могут измениться на несколько тысяч учащихся в ту или другую сторону.

Но совершенно точно,- из таблиц 4а и 4б видно, что накануне Первой мировой войны Рос­сия по прежнему уступала Германии в отношении университетского образования(не критично), но заметно превосходила в области специального и технического образования36.

А как же энигматичные 1800 инженеров и 10 000 студентов в 1913 году? В стране, где практически чудесным образом смогли внедрить в годы тяжелейшей войны новые инновационнные отрасли? Оптическую и др.?
 
Вот что Сапрыкин пишет о цифрах Иванова, которые  так вдохновили Пыхалва-

А теперь внимание, подсчет А.Е.Иванова дает несколько меньшую сумму – 123,5 тысяч студентов в 1914 году(хотя интересно почему Пыхалов игнорирует эту цифру, которая никак не сочетается с неверно им интерпретированной таблицей.)
Однако, по целому ряду позиций (например, военным и военно-морским учебным
заведениям) он сильно занижен. Это объясняется, на мой взгляд, тем что А.Е.Иванов опирался, в основном, на данные «Отчета Министра народного просвещения за 1913 год». (Пг., 1916, ведомость № 6).

И теперь предельное внимание на то что пишет Сапрыкин,- вот и объяснение 1800 инженерам в 1913 году в стране, которая входит в пятерку мировых лидеров!- "Но данные одного ведомства в дореволюци­онной статистике всегда требуют корректировки в сравнении с данными других ведомств.

-Это принцип критики источника И.Пыхаловым игнорируется.- прим. мое- corporatelie-

По-видимому, из подсчетов Иванова здесь выпали не только крупный массив документов о количестве учащихся технических институтов ведения министерства промышленности и торговли, МПС, почтового ведомства, горных институтов, военно-инженерных и военных училищ (исходя из российского законодательства, аналогии с гражданскими вузами, соотнесения программ и сроков обучения их очевидно нужно относить к высшим учебным за­ведениям).

Но и самую большую Военно-медицинскую академию Иванов отнес в другую кате­горию.


 Кроме того, существуют, методические проблемы: например, следует ли считать некоторые общественные учебные заведения для женщин, где обучались после окончания гимназий к высшим учебным заведениям?

А теперь самое интересное. Помним позицию Пыхалова- 1800 инженеров, еще кто кого учить должен©

Из Сапрыкина-цитата,-

Накануне Первой мировой войны в универ­ситетах, высших технических школах и академиях Германской империи училось не более 25 тысяч специалистов с естественнонаучным (без ме­дицинского) и инженерным образованием. В высших учебных заведе­ниях других крупных европейских странах (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии) их было еще меньше. Между тем в университетах, высших технических, военно-инженерных и коммерческих училищах Российской империи обучалось не менее 40-45 тысяч специалистов та­кого рода. Пыхалов занизил реальное количество инженеров в 1913 году  количество инженеров, опираясь лишь на один несовершенный источник в десятки раз! Это приговор для любого компетентного человека, пишущего на исторические темы.

 ВНИМАНИЕ,- Только в пяти мужских технологических институтах ведомства Министерства народного просвещения (Московском, Петербургском, Харьковском, Киевском и Томском) в 1913 году училось 10 000 инженеров. Но это только часть политехнических вузов (были технические институты ведения министерства промышленности и торговли, МПС, почтового ведомства, горные институты, военно-инженерные и т.д.) Всего - в 1913 году от 22 до 30 тысяч студентов-инженеров (почти в два с половиной раза больше, чем в Германии!).

 В этих оценках сходятся и Иванов(который позднее скорректировал свои данные), и Кинелев, и Сапрыкин.

Цитата из Сопрыкина, -
Уровень  подготовки студенчества был примерно такой же как у евро­
пейских коллег, свидетельством этого является, между прочим, успеш­ная карьера многих русских инженеров-эмигрантов, создавших целые отрасли и технологические школы Западной Европе и Америке (доста­точно упомянуть И.И.Сикорского, С.П.Тимошенко, В.К.Зворыкина, В.Н.Ипатьева, А.Е.Чичибабина). В институциональном отношении российские учреждения этого типа в этот период развивались быстрее немецких37.

 Ну и самый поразительный вывод Cапрыкина, который вдребезги разбивает презрительное пыхаловское “И кто у кого еще учиться должен был?”(прим.мое- сorporatelie)-

 "Таким образом, вопреки широко распространенным пред­ставлениям можно сделать вывод, что Россия уже между 1904 и 1914 годами (вместе с США) стала мировым лидером в области техни­ческого образования, обойдя Германию."

Этот вывод может показаться неожиданным. Но, повторюсь, имен­но он объясняет, во-первых, почему в годы Первой мировой войны «Россия... в смысле увеличения выпуска имела самую успешную во­еннумых с германскими, британскими и французскими чудес в производс­тве» [Мак-Нил 2008, 380; Ливен 2007, 451, 671; Ferguson 1998, 263]39.- создание оптической промышленности, невероятная история с созданием резиновой промышленности и внедрением в производство противогазов и т.д.

Итого, можно уверенно сделать вывод, что И.Пыхалов в своей статье “Где ковался фашистский меч, которая вошла в компиляцию “Великая Оболганная война” ФАЛЬСИФИЦИРУЕТ историю поздней Российской Империи, намеренно давая заниженную в десятки раз некритично скопированную цифру инженеров на 1913 в 1800 человек. Приведу ее полностью,- По наличию квалифицированных кадров, которые, согласно знаменитому высказыванию Сталина, решают всё, мы также явно проигрывали в сравнении с немцами. Если в Германии обязательное среднее образование было введено ещё в 1871 году, то в России накануне революции свыше 70% взрослого населения оставалось неграмотным. В 1913 году высшие учебные заведения Российской Империи окончили 10 тыс. человек, в том числе всего лишь 1800 инженеров.

Причем Пыхалов позволяет себе откровенно позорные для патриота русофобские комментарии(по другому их не назовешь), сравнивая потенциал РИ с Германией совершенно неверно в пользу Германии, хотя в реальности было с точностью наооброт. Вот такая вот милая фальсификация. Ведь есть императив. Нужно срочно показать как Сталин создал мощное образование,- в Империи c инженерами было отвратительно, лишь при Сталине создали кадры, поэтому можно и опуститься до таких вот любопытных откровений.

 

Никакого отношения к исторической науке эти построения не имеют. Это пропаганда.

 

На сегодня все.

Спасибо за внимание.




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мы с любимой женой перед сном смотрим по одной-две серии какого-нибудь сериала. С одной стороны - интерес профессиональный; с другой - церебральная разгрузка. В арсенале просмотров этого года седьмой сезон "Доктора Хауса" , последний сезон ...
Е ду сейчас в троллейбусе. Рассматриваю людей. Лицом к окну стоит мужчина, какой-то странный. Определенно я где-то видела его профиль. Застенчивый, голова в плечи вжата, смотрит растерянно. Кожаная курточка до бедра, такая, рыночная, шапка странная — не то кепка с ушами, не то еще что-т ...
Выдержки из сочинений ЕГЭ всегда вызывают много комментариев. И некоторые люди пишут: "Не может быть! Так не бывает! Наверняка часть перлов придумали вы сами!" (мне такая реакция, признаться, напоминает теорию заговора). Но мы ничего не ...
06.05.2011.Четыре мусульманина совершили зверское нападение на преподавателя истории религий, так как решили, что он проповедовал «чужие религии» девочкам-мусульманкам. «Борцы с прозелитизмом» проломили Гари Смиту голову и исполосовали ...
В Желундинский заказник, где уже ждали хищники, глава государства приехал в конце рабочей поездки по Приамурью 22 мая в рамках официального визита в Амурскую область Владимир Путин побывал в Желундинском заказнике, что на берегу Бурейского водохранилища. Здесь президента уже ждали амурски ...