Фальсификация истории поздней Империи или 1800 инженеров Игоря Пыхалова часть II.
corporatelie — 28.09.2010Продолжаю разбор утверждения
И.Пыхалова, что в России в 1913 году было выпущено 1800 инженеров.
Вот изначальная цитата из Пыхалова,- По наличию
квалифицированных кадров, которые, согласно знаменитому
высказыванию Сталина, решают всё, мы также явно проигрывали в
сравнении с немцами. Если в Германии обязательное среднее
образование было введено ещё в 1871 году, то в России накануне
революции свыше 70% взрослого населения оставалось неграмотным. В
1913 году высшие учебные заведения Российской Империи окончили 10
тыс. человек, в том числе всего лишь 1800 инженеров.
Первую часть очерка, с анализом статьи Брокгауза и
Ефрона, читайте тут
По данным Брокгауза и Ефрона(а источники у него ничуть не хуже
Ивановских) 5497 учащихся из Высших технических учебных заведений
только в 1895 году, без университетов.(сравним с данными, которые
приводит Сапрыкин в своей монографии-см.ниже.)
Интересно, неправда ли?
А всего в России, якобы, выпустилось 10 000 студентов. Неужели
Россия, переживавшая в это время железнодорожный и промышленный
бум, амбициозное строительство флота и начало телефонизации и
электрификации смогла осуществить все это с таким безумным
регрессом(даже по сравнению с 1895 годом) в выпуске инженеров из
ВУЗов? Это,по меньшей мере, очень странно. Как же она смогла выйти на пятое
место по совокупному объему промышленного производства в мире,
после четверки самых развитых индустриальных стран, обогнав
Австро-Венгрию и Италию, с 1800 инженерами в 1913 году?
Как же в России в 1915-1916 годах в рамках импортозамещения были созданы фактически на пустом месте целые отрасли промышленности (многие отрасли химической промышленности, в частности, имевшая стратегическое значение коксобензольная промышленность, оптическая промышленность, двигаелестроение), а также совершилось значительное увеличение выпуска оборонной продукции и создание новых видов вооружений?
На эти вопросы мы найдем ответ в уже упоминавшейся капитальнейшей
монографии Дмитрия Леонидовича Сапрыкина.
В его работе непосредственно использованы документы из фондов Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ), Бахметьевского архива Колумбийского университета (Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture at Columbia University), а также десятки крупнейших зарубежных и отечественных монографий, в том числе и знаменитый капитальный труд Фрица Рингера об образовании в Германии.
В этой книге(изданной при поддержке РАН) мы найдем и ответ откуда взялась эта странная цифра в 1800 инженеров в труде Иванова 1991 года, а также получим исчерпывающий ответ,- правомерны ли выводы Пыхалова относительно невероятного, ошеломляющего отставания РИ 1895-1914 гг. годов в техническом образовании от Кайзеррейха- Германии 1895-1914 гг, лидирующей страны по высшему образованию в Европе.
А также попытаемся обвинить Пыхалова в очернении собственной истории и русофобии путем фальсификации истории поздней Российской Империи.
Т.е по сути, сделать то, что он и его товарищи по идеологическому лагерю постоянно делают по отношению к любым критикам сталинской эпохи.
Итак, в монографии Сапрыкина
нас заинтересует глава пятая о высшем образовании “Высшее
образование. Образовательный и научно-технический потенциал
нации”
Цитата-
"Аналогично с гимназическим образованием, развивалась система
российского высшего образования. На рубеже XIX и XX веков в
Российской империи обучалось чуть больше 40
тысяч студентов.(а как же 10 000 студентов в 1913,- спросит Игорь
Пыхалов?) В Германии, лидировавшей тогда в
Европе, в 1903 году в университетах училось
40,8 тысяч человек, в высших технических учебных заведениях
– 12,2 тысячи, в специальных академиях – 3,9 тысяч. На
всех «факультетах» Франции в 1906 году училось
35,7 тысяч студентов, еще 5-6 тысяч
обучалось в специальных учебных заведениях других ведомств и
католических институтах. В университетах
Великобритании в 1900-1901 годах училось около 20
тысяч человек, в
учительских колледжах (training
colleges в Англии и Уэльсе и
colleges of
education в Шотландии) –
5 тысяч [Ringer
1979]27. Из этих данных видно, что система
российского высшего образования по абсолютным
показателям была сопоставима с
системами других ведущих европейских стран.
В итоге к началу Первой мировой войны российская система высшего образования сравнялась с ведущими европейскими и в относительных масштабах (в отношении к численности населения). Относительные масштабы системы российского высшего образования в сравнении с общим населением страны на рубеже веков видны из Таблицы 3:
Из этих данных видно, что в начале ХХ века российская система по прежнему была менее «инклюзивной», чем немецкая (самой «инклюзивной» системой образования на тот момент была американская). В тоже время показатели для России и Англии вполне сопоставимы (причем значительное увеличение данного показателя по Великобритании достигнуто в основном благодаря Шотландии, где училось при-
27 Здесь учтены
учащиеся всех форм обучения, в том числе вечернего и допол
нительного (part-time). На дневной форме обучения в высших
учебных заведени
ях Англии в 1900 году было только 4500 студентов
[Cardwell 1957,
156].
28
Точные данные по данному периоду в Британской империи
отсутствуют, оценка
получена из экстраполяции данных по
более раннему и более позднему периоду,
приведенных в докладе комиссии лорда Роббинса, обобщенных Фрицем
Рингером
и данных по отдельным вузам – в частности, Кембриджу, Оксфорду и
Лондонс
кому университету. В сборнике «Высшее образование в России»,
выпущенном
в 1995 году НИИ ВО приведена аналогичная таблица (без
Великобритании), причем
данные по Германии завышены, а
по России и, например, Франции – занижены.
Я объясняю это исключительно «априорными» представлениями авторов о
«ли
дерстве» Германии и «отставании» России.
мерно в два раза больше студентов по отношению к своей возрастной группе, в сравнении с Англией).
В царствование Николая II система высшего образования в России развивалась исключительно быстро. Причем наиболее быстро развивался сектор специального естественнонаучного и технического образования. Представление об этом дает сопоставление статистических данных по составу учащихся в России и Германии - стране наиболее развитого в то время высшего образования в Европе.
Таблица Сапрыкина сведена из разных источников(все они приведены в огромном справочном аппарате, при желании вперед опровергать) по категориям и все учебные заведения после-гимназического уровня рассматриваются как «высшие». Любопытно то, что его данные СОВПАДАЮТ с данными Брокгауза и Ефрона за 1895 год. Помним о принципе сопоставления информации из альтернативных источников.
Безусловно, и эти данные не являются окончательными, а требуют дальнейшего уточнения. Окончательные данные могут измениться на несколько тысяч учащихся в ту или другую сторону.
Но совершенно точно,- из таблиц 4а и 4б видно, что накануне Первой мировой войны Россия по прежнему уступала Германии в отношении университетского образования(не критично), но заметно превосходила в области специального и технического образования36.
А как же энигматичные 1800 инженеров и 10 000
студентов в 1913 году? В стране, где практически чудесным
образом смогли внедрить в годы тяжелейшей войны новые
инновационнные отрасли? Оптическую и др.?
Вот что Сапрыкин пишет о цифрах Иванова, которые так
вдохновили Пыхалва-
А теперь внимание, подсчет
А.Е.Иванова дает несколько меньшую сумму – 123,5 тысяч студентов в
1914 году(хотя интересно почему Пыхалов игнорирует эту цифру,
которая никак не сочетается с неверно им интерпретированной
таблицей.)
Однако, по целому ряду позиций (например, военным и военно-морским
учебным
заведениям) он сильно занижен. Это объясняется, на
мой взгляд, тем что А.Е.Иванов опирался, в основном, на данные
«Отчета Министра народного просвещения за 1913 год». (Пг., 1916,
ведомость № 6).
И теперь предельное внимание на то
что пишет Сапрыкин,- вот и объяснение 1800 инженерам в 1913 году в
стране, которая входит в пятерку мировых лидеров!- "Но
данные одного ведомства в дореволюционной статистике
всегда требуют корректировки в сравнении с данными других
ведомств.
-Это принцип критики источника И.Пыхаловым игнорируется.-
прим. мое- corporatelie-
По-видимому, из подсчетов Иванова здесь выпали не только
крупный массив документов о количестве учащихся технических
институтов ведения министерства промышленности и торговли, МПС,
почтового ведомства, горных институтов, военно-инженерных и военных
училищ (исходя из российского законодательства, аналогии с
гражданскими вузами, соотнесения программ и сроков обучения их
очевидно нужно относить к высшим учебным заведениям).
Но и самую большую Военно-медицинскую академию Иванов отнес
в другую категорию.
Кроме того, существуют, методические проблемы: например,
следует ли считать некоторые общественные учебные заведения для
женщин, где обучались после окончания гимназий к высшим учебным
заведениям?
А теперь самое интересное. Помним позицию Пыхалова- 1800 инженеров, еще кто кого учить должен©
Из Сапрыкина-цитата,-
Накануне Первой мировой войны в
университетах, высших технических школах и академиях Германской
империи училось не более 25 тысяч
специалистов с естественнонаучным (без медицинского) и инженерным образованием. В
высших учебных заведениях других крупных европейских
странах (Великобритании, Франции, Австро-Венгрии) их
было еще меньше. Между тем в университетах,
высших технических, военно-инженерных и коммерческих училищах
Российской империи обучалось не менее 40-45 тысяч
специалистов такого рода. Пыхалов занизил реальное количество
инженеров в 1913 году количество инженеров, опираясь лишь на
один несовершенный источник в десятки раз! Это приговор для любого
компетентного человека, пишущего на исторические
темы.
ВНИМАНИЕ,- Только в пяти мужских технологических институтах ведомства Министерства народного просвещения (Московском, Петербургском, Харьковском, Киевском и Томском) в 1913 году училось 10 000 инженеров. Но это только часть политехнических вузов (были технические институты ведения министерства промышленности и торговли, МПС, почтового ведомства, горные институты, военно-инженерные и т.д.) Всего - в 1913 году от 22 до 30 тысяч студентов-инженеров (почти в два с половиной раза больше, чем в Германии!).
В этих оценках сходятся и Иванов(который позднее скорректировал свои данные), и Кинелев, и Сапрыкин.
Цитата из Сопрыкина, -
Уровень подготовки студенчества был примерно такой же как у
европейских коллег, свидетельством этого является,
между прочим, успешная карьера многих русских
инженеров-эмигрантов, создавших целые отрасли и технологические
школы Западной Европе и Америке (достаточно упомянуть
И.И.Сикорского, С.П.Тимошенко, В.К.Зворыкина,
В.Н.Ипатьева, А.Е.Чичибабина). В институциональном
отношении российские учреждения этого типа в этот
период развивались быстрее
немецких37.
Ну и самый поразительный
вывод Cапрыкина, который вдребезги разбивает презрительное
пыхаловское “И кто у кого еще учиться должен был?”(прим.мое-
сorporatelie)-
"Таким образом, вопреки широко распространенным представлениям можно сделать вывод, что Россия уже между 1904 и 1914 годами (вместе с США) стала мировым лидером в области технического образования, обойдя Германию."
Этот вывод может показаться неожиданным. Но, повторюсь, именно он объясняет, во-первых, почему в годы Первой мировой войны «Россия... в смысле увеличения выпуска имела самую успешную военнумых с германскими, британскими и французскими чудес в производстве» [Мак-Нил 2008, 380; Ливен 2007, 451, 671; Ferguson 1998, 263]39.- создание оптической промышленности, невероятная история с созданием резиновой промышленности и внедрением в производство противогазов и т.д.
Итого, можно уверенно сделать вывод, что И.Пыхалов в своей статье “Где ковался фашистский меч, которая вошла в компиляцию “Великая Оболганная война” ФАЛЬСИФИЦИРУЕТ историю поздней Российской Империи, намеренно давая заниженную в десятки раз некритично скопированную цифру инженеров на 1913 в 1800 человек. Приведу ее полностью,- По наличию квалифицированных кадров, которые, согласно знаменитому высказыванию Сталина, решают всё, мы также явно проигрывали в сравнении с немцами. Если в Германии обязательное среднее образование было введено ещё в 1871 году, то в России накануне революции свыше 70% взрослого населения оставалось неграмотным. В 1913 году высшие учебные заведения Российской Империи окончили 10 тыс. человек, в том числе всего лишь 1800 инженеров.
Причем Пыхалов позволяет себе откровенно позорные для патриота русофобские комментарии(по другому их не назовешь), сравнивая потенциал РИ с Германией совершенно неверно в пользу Германии, хотя в реальности было с точностью наооброт. Вот такая вот милая фальсификация. Ведь есть императив. Нужно срочно показать как Сталин создал мощное образование,- в Империи c инженерами было отвратительно, лишь при Сталине создали кадры, поэтому можно и опуститься до таких вот любопытных откровений.
Никакого отношения к исторической науке эти построения не имеют. Это пропаганда.
На сегодня все.
Спасибо за внимание.