«Exodus: Gods and Kings» - «Исход: Цари и боги» (2014), «John Wick» - «Джон Уик» (2014)
yelena-tetrol — 05.01.2015Конечно, прямым текстом в фильме говорится, что под Царством Небесным подразумевается Иерусалим и оно же, «Царство Небесное в разуме человека и в сердце его» (с). Если капнуть глубже, можно увидеть, кто самый отвратительный персонаж в картине. Это лживый, мелочный, бессовестный монах в исполнении Майкла Шина, сводный брат главного героя. Далее по ходу действия, встречающиеся католические священники разве что чуть лучше него. Следует припомнить и речь крестоносца, точнее госпитальера (Дэвид Тьюлис): «Церковь это дело рук людских. При слове церковь я вижу толпы фанатиков, рьяно рвущихся исполнять божью волю, а в глазах убийц слишком много религии. Святость – она в твоих делах. Защити тех, кто не может за себя постоять. [Святость] И в милости, что Господь являет. От твоих решений зависит, благочестив ты или нет» (с).
После просмотра «Exodus: Gods and Kings» я перечитала Исход Ветхого Завета, его толкования и много другой литературы. Не покидало ощущение, что в фильме два главных героя – вначале Моисей, а потом Рамсес, и последнему режиссёр сочувствует больше, смещая основные акценты на него.
Иудейского бога Яхве не принято изображать. Выбор для этой цели мальчика оправдан – одного голоса с небес было бы недостаточно, а изображать Яхве в виде старца Ридли Скотт явно не хотел – подразумевалась бы мудрость, которая в экранном образе отсутствует. Подчёркнута жестокость иудейского бога.
При первом появлении Яхве (эпизод с Неопалимой Купиной), Моисей не испытал какого-либо сильного откровения, по крайней мере в фильме это не показано. Зато сколько времени уделено горю Рамсеса по погибшему сыну – смерти ребёнка посвящено два эпизода, и каких глубоких.
Не нашла в Ветхом Завете даже приблизительной даты Исхода и при каком фараоне он начался. В самом начале фильма написано: «1300 лет до Рождества Христова» (с). Сети I правил приблизительно в 1290-1279 годах до н.э. После него на престол взошёл Рамсес II (время правления с 1279 по 1213 год до н.э.) - «Один из величайших фараонов Древнего Египта. Ему преимущественно присваивался почётный титул А-нахту, то есть «Победитель».(с). Для чего именно Рамсеса II выбрал Ридли Скотт?
Для того, чтобы показать его мужество, несломленность, неподчинение чужому богу и неприятие его, что бы ни случилось. После Десяти казней египетских Рамсес всё равно повторяет – «Я бог!» (с). В самой мощной сцене финала, когда надвигается огромная волна, Рамсес мчится на колеснице с мечом в руке. Сожаление в конце он испытал, но не покорность.
Справедливости ради надо сказать, что Моисею и еврейскому народу в фильме уделено больше времени и достаточно внимания.
«Exodus: Gods and Kings» поразителен в визуальном решении – дворец величественный снаружи и прекрасно его убранство внутри. Не получился бы фильм настолько эпическим без уникальных планов конницы фараона.
Одеяния членов царской семьи проработаны до мельчайших подробностей, они роскошны, как и мечи, которые Сети I вручил Рамсесу и Моисею. Резким диссонансом смотрятся, как и положено, одежда и быт евреев, ведь тогда они были рабами у египтян.
Впечатляет актёрский состав: Кристиан Бэйл и Джоэл Эдгертон в главных ролях, на втором плане Джон Туртурро (Сети I), Бен Мелдельсон, Сигурни Уивер, Голшифте Фарахани, Бен Кингсли, Аарон Пол.
Буду ждать режиссёрскую версию «Исхода».
Вернулся не только Джон Уик – вернулся Киану Ривз, и это дорогого стоит. В свои 50 лет он в прекрасной форме – проделывает сложнейшие трюки и завораживает исполнением.
На первый взгляд боевик режиссёров-дебютантов простой: в нём нет ни одного положительного героя в том смысле, что все кругом киллеры. Но лучшим человеческим чувствам тоже находится место. Как и худшим – в лице персонажа Элфи Оуэн-Аллена (Йозефа Тарасова), которому, видимо, на роду написано играть чмошников (Теон Грейджой в «Игре престолов»), а также его экранного папаши, мафиозного босса Вигго Тарасова, блестяще сыгранного Микаэлом Нюквистом.
Атмосфера фильма захватывает и не отпускает - трупов не сосчитать, мочилово продолжается почти непрерывно местами под весёлую заводную музыку. Чёрный юмор в картине присутствует в лучшем виде, что несомненно радует. В результате получился отличный боевичок, правда, без морали – здесь она лишняя.
Из актёров разочаровывает только Эдрианн Палики (миссис Перкинс) – тупая злая баба и ничего больше. Зато как всегда к месту оказались Уиллем Дефо (Маркус), Иэн МакШейн (Уинстон), Джон Легуизамо (хозяин автомастерской) и Лэнс Реддик (менеджер отеля).
Чуть больше полутора часов убойного в прямом и переносном смысле экшна гарантировано.