Эвтаназия: свобода смерти

топ 100 блогов vitas191707.02.2021

Спустя десятилетия после падения последнего тоталитарного режима в Европе, западный мир добился небывалого расцвета либеральных ценностей. Восторжествовали свобода совести, свобода вероисповедания, свобода слова и равенство полов. Теперь перед самостоятельным человеком XX века появились призрачные очертания ещё одной, новой свободы – свободы смерти. Обладает ли каждый из нас правом определять, как и когда он хочет умереть, и должно ли государство помогать нам в запланированной смерти?

Эвтаназия: свобода смерти

«Хорошая смерть»

Эвтаназия является острейшей проблемой современной культуры и цивилизации. Эта тема, как ящик Пандоры, скрывает в себе самые болезненные, проклятые вопросы… Мы начинаем рассуждать о праве больного умереть, а в другой формулировке – быть убитым врачом, и оказывается, что для поиска ответа нам нужно встретиться со сложными нравственными дилеммами. Определить собственное отношение к ценности человеческой жизни, свободе и ответственности, толерантности и традиции, религии и морали. Избегать подобной рефлексии или отделываться готовыми рецептами весьма легкомысленно – каждый уже связан с феноменом эвтаназии косвенно, как потенциальный пациент и родственник пациента, и не существует гарантии, что связь не превратиться в прямую. Такова судьба всех, кто живет в нашу эпоху: нам прямо приходится сталкиваться с задачами, которые когда-то казались философскими абстракциями.

Эвтаназия: свобода смерти

Два взгляда

То, что сегодня эвтаназия в центре общественной дискуссии во многих странах мира – закономерно. Никогда ещё мы не обладали такими знаниями и возможностями в медицине. Развитие реаниматологии, имплантологии, медицинской техники привело к тому, что всё чаще врачи способны поддерживать жизнедеятельность в пациентах, которые в прошлом были бы обречены. Растянутое на долгие годы мучительное или вегетативное состояние, зачастую бессознательное – вот главная причина эвтаназии. Один из характерных прецедентов прошлых лет – смерть американки Терри Шиаво, пережившей клиническую смерть, и на протяжении пятнадцати лет находившейся в состоянии комы. В 2005 году муж женщины через суд добился разрешения отключить аппарат искусственного питания и совершить «мягкую эвтаназию». Судебное разбирательство сопровождалось полемикой в СМИ, демонстрациями и заявлениями общественных организаций.

Эвтаназия: свобода смерти

Первый случай официального разрешения эвтаназии произошёл в 1976 году в штате Нью-Джерси. Он также носил характер «мягкой» или «пассивной эвтаназии», при которой пациента лишают средств обеспечения жизни, но не используют, например, смертельную инъекцию. По иронии судьбы, первая законная эвтаназия не привела к смерти. После отключения аппарата искусственной вентиляции лёгких, у находившейся без сознания пациентки Карен Энн Куинлэн восстановилось самостоятельное дыхание. Она прожила ещё десять лет, и так и не придя в себя, умерла от пневмонии.

С точки зрения сторонников распространения эвтаназии, жизнь не всегда является бесспорным благом. Важно её качество. Если каждый новый день приносит пациенту и его близким только страдания, и надежды на излечение нет – значит, такая жизнь бессмысленна, лучше её оборвать. Естественно, если этого хочет сам больной. Эту позицию впервые представил английский философ XVI века Френсис Бэкон. В сочинении «О достоинстве и преумножении наук» он пишет:

Я абсолютно уверен, что обязанность врача состоит не только в том, чтобы облегчать страдания, причиненные болезнями, и это не только тогда, когда такое облегчение может привести к излечению, но даже и в том случае, когда уже нет абсолютно никакой надежды на спасение и можно сделать саму смерть более легкой и спокойной, потому что эта эвтаназия… сама по себе является не малым добром…

Сегодня очевидно, что точка зрения, которая ставит качество жизни, счастье человека выше самого факта бытия, будет находить всё больше и больше новых сторонников. Она гармонично связана со светской, гуманистической моралью и материалистическим взглядом на мир. В её поддержку высказывались выдающиеся философы, писатели, учёные, юристы. Знаменитый отечественный адвокат и общественный деятель  А.Ф. Кони еще в начале XX века сформулировал и предложил ёмкую формулу эвтаназии:

Допустима с нравственной и юридической позиций, если она проводится в исключительных случаях, при наличии:

1) сознательной и устойчивой просьбы больного;

2) невозможности облегчить страдания больного известными средствами;

3) точной, несомненной доказанности невозможности спасти жизнь, установленной коллегией врачей при обязательном единогласии;

4)предварительного уведомления органов прокуратуры.

Эвтаназия: свобода смерти

Поборники эвтаназии призывают общество и каждого человека к тому, чтобы взглянуть на смерть просто, как на биологическую функцию, отказаться от главенства идеи «святости жизни» в пользу таких категорий, как свобода, счастье и достоинство. Однако подобные взгляды идут вразрез с мировоззрением традиционным, базирующимся в большей степени на религиозных догматах и авторитете церкви, чем на философии Нового времени.

 Для авраамических религий, жизнь – дар Божий, абсолютная ценность, судьба которой исключительно в руках Творца. В такой картине мира эвтаназия предстаёт зловещим василиском, соединяющим в себе черты сразу трёх смертных грехов: убийства, самоубийства и гордыни. Православная концепция прав человека, сформулированная Архиерейским собором в документе «Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека», относит эвтаназию к разряду «безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку», наряду с абортами и использованием эмбрионов в медицине. Вот как диакон Андрей Кураев отзывается о фатальной тяжести эвтаназии в одной из своих книг:

Если человек скажет: «Убейте меня, потому что мне невмоготу, потому что мне жизнь не доставляет радости и наслаждения, и поэтому я не хочу жить», то он просто получит родовую травму. Ведь смерть – это новые роды, новое рождение. Родовая травма будет сказываться всю жизнь. На этот раз – вечную

Не менее категорично и исламское понимание. В Коране есть однозначные оценки действиям, схожим с эвтаназией:

Среди тех, кто были до вас, был один человек, у которого появился нарыв, и когда он начал причинять ему сильную боль, он взял из своего колчана стрелу и раскрыл ею нарыв. И кровь его текла, пока он не умер. Тогда сказал ваш Господь: «Я сделал рай запретным для него».

Эвтаназия: свобода смерти

Негативный взгляд на эвтаназию не исчерпывается исключительно религиозными аргументами. Существуют синкретические идеологии ненасилия, которые благоговейно относятся к любой жизни и отрицают всякое насилие. На лицо и правозащитный парадокс: одновременно с постепенным упразднением смертной казни, в общественном договоре закрепляется другая форма законного прекращения жизни, пусть и продиктованная сострадательными мотивами.

Медицинское сообщество также не однозначно в оценках эвтаназии, а ведь именно фигура медика является для эвтаназии ключевой. Не менее важным, чем понимание состояния пациента, является и оценка ситуации, в которую попадает врач, с психологической точки зрения. На плечи доктора ложится беспрецедентно тяжёлый груз ответственности. Как ему, конкретному человеку, удастся справиться с выполнением задачи, которая идёт вразрез с классической миссией врача? Широко известно, что клятва Гиппократа, основа медицинской этики на протяжении тысячелетий, включает в себя строку, исключающую эвтаназию:

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла.

С критикой идеи эвтаназии и расширения её границ выступал известный российский доктор Леонид Рошаль.

Радикальное противоречие между традиционным и светско-либеральным мировоззрением предельно обостряется в вопросе эвтаназии. Кажется, компромиссного мнения, особенно по активной эвтаназии, просто не существует. Главная болевая точка сейчас – включение «медицинского убийства» в правовое поле как неотъемлемого права гражданина. Почти в каждой западной стране было инициировано рассмотрение подобного законопроекта. На сегодняшний день эвтаназия, в тех или иных формах, разрешена в Голландии, некоторых штатах США, Бельгии (включая детскую эвтаназию), Японии и Уругвае. Кроме этого, в ряде государств с прецедентным правом можно добиваться эвтаназии через судебное разбирательство. В тоже время, в таких странах, как Азербайджан и Россия, обсуждение противоречий эвтаназии привело к победе консерваторов и принятию запрещающих актов. Впрочем, в нашей стране де-факто можно реализовать пассивную эвтаназию, написав специальное обращение об отказе от медицинского вмешательства.

Эвтаназия: свобода смерти

Доктор Смерть

«Смерть — это не преступление. Почему мы все так боимся смерти? Смерть — это часть жизни. Все улыбаются, когда рождается ребенок. Рождению все всегда рады. Смерти все боятся из-за религии. В дохристианскую эпоху никто не боялся смерти, тогда люди знали, что это часть жизни и что каждому животному придется пройти через это. Зачем боятся смерти: она все равно придет! Вопрос, какой она будет, мучительной или легкой?» — Джек Кеворкян.

В 2011 году, в возрасте 83 лет, из жизни ушёл человек, бывший живым символом борьбы за легитимизацию эвтаназии. Его звали Джек Кеворкян, известный так же, как Доктор Смерть. Убеждения Кеворкяна, вся его деятельность, были направлены на то, чтобы сделать эвтаназию неотъемлемой частью медицинской практики. Дипломированный выпускник медицинского факультета Мичиганского университета, ветеран Корейской войны, Кеворкян на протяжении более тридцати лет работал врачом и патологоанатом в американских больницах и госпиталях. Особое внимание он уделял тяжёлым пациентам, находящимся на пороге смерти. 

В начале 80-х годов он начал изучать вопрос эвтаназии, посетил в 1986 году голландские клиники, где она уже применялась, и именно там окончательно убедился, что тяжело больным людям этот метод необходим. Первым шагом Кеворкяна в Америке были статьи, посвященные этическим вопросам гуманного окончания жизни и частные консультации, которые он давал обреченным пациентам. В 1989 году доктор разрабатывает прибор, которому даёт название Mercitron (можно перевести, как «Сострадатель»). По сути, это капельница с обезболивающим и хлоридом калия, останавливающим сердце. Смысл этого приспособления в том, что пациент сам может повернуть кран и сделать себе смертельную инъекцию. 

Спустя несколько месяцев прибор Кеворкяна был впервые применён, и из жизни ушёл пациент с болезнью Альцгеймера. Не делая из своей миссии тайны, доктор начал помогать умирать всем, кто обращался к нему с этой просьбой. Разумеется, такие решительные шаги не могли остаться незамеченными. Моментально разгорелся скандал в прессе, где Кеворкян предстал и героем, и палачом, и сумасшедшим. Высказывались все: консерваторы, демократы, баптисты, атеисты… Началась серия расследований и судебных схваток, которые будут сопровождать Кеворкяна все дальнейшие годы. Лицензирующие органы штата Мичиган уже в 1991 году лишили Кеворкяна лицензии врача. Но уверенного в своей миссии доктора это не остановило. За несколько следующих лет, действуя как частное лицо, он поможет покончить с жизнью более чем 130 больным людям из разных штатов.

Эвтаназия: свобода смерти

23 ноября 1998 года, 70-летний Кеворкян, во время прямого телеэфира предложил посмотреть видеозапись, на которой был запечатлён добровольный уход из жизни тяжелобольного мужчины. На видео сам Кеворкян делает смертельный укол, так как пациент был неспособен сделать это сам. Прокуратура расценила действия на плёнке однозначно: Джек Кеворкян был арестован с обвинением в предумышленном убийстве. На суде борец за права умирающих объяснял свои действия соображениями гуманности к страдающему амиотрофическим склерозом человеку, который был не способен даже на самостоятельный суицид. Было ясно, что публикацию видео, и судебный процесс Кеворкян использует как средство привлечения общественного внимания к проблеме эвтаназии. Возможно, он надеялся, что суд над ним, демонстрации в его поддержку, станут импульсом к реформированию законодательства. В будущем так и произойдёт, но тогдашнее решение суда было суровым, Кеворкяна признали виновным и приговорили к сроку до 25 лет тюрьмы.

Эвтаназия: свобода смерти

Видео, ставшее доказательством вины Кеворкяна.

Джек Кеворкян провёл в заключении 8 лет, а затем был помилован губернатором штата в связи с преклонным возрастом и плохим состоянием здоровья. По условиям освобождения 79-летнему врачу было запрещено оказывать медицинскую помощь тяжело больным и пожилым людям. Последние прижизненные сообщения в прессе о Кеворкяне были связаны с его неудачной попыткой избраться в Конгресс.

Я делаю это не для того, чтобы прекратить жизнь, а для того, чтобы прекратить страдания, которые человек испытывает. Как доктор должен поступать в такой ситуации? Отвернуться? Если он трус – он так и сделает… Врачи – трусы, вы и сами это знаете. Они не сделают ничего, что может снизить их доход или подмочить репутацию. Джек Кеворкян

Эвтаназия: свобода смерти

Изучая судьбу Кеворкяна, постепенно убеждаешься, что он был эталоном самоотверженного идеалиста. Практикуя и пропагандируя эвтаназию, он не гнался ни за деньгами, ни за славой, а искренне хотел помочь несчастным больным и их семьям. Как истинный реформатор, для достижения своей цели он пожертвовал личным благополучием (известно о его предельно аскетичном образе жизни), и даже свободой. Оставленное доктором наследие несомненно будет развиваться, а идеология «хорошей смерти» набирать силу. Его имя уже стало легендарным и нарицательным в американской культуре. Свой последний сборник рассказов Курт Воннегут назвал «Дай вам Бог здоровья, доктор Кеворкян», а в биографическом фильме о нём главную роль сыграл Аль Пачино.

Эвтаназия: свобода смерти

Как и другие революционеры, Кеворкян был предан благородной идее, но понимал ли он весь спектр грядущих последствий начатого им восстания за свободу смерти? Скорее всего, такое прогнозирование просто не под силу человеческому уму. Кто знает, как распространение эвтаназии отразиться на ценностной иерархии, на институте семьи? Не приведёт ли это к тому, что смерть однажды станет обыденной медицинской процедурой – быстрой альтернативой дому престарелых? История не раз фиксировала отвратительные сюжеты, в которых благородные идеи оборачивались ужасающим насилием. Средние века знали суды святой инквизиции, а двадцатый век увидел концентрационные лагеря нацистской Германии. Там, где на кону человеческая жизнь, нужно быть предельно осторожным. Красивая мечта не должна снова обернуться нравственной девальвацией.

Эвтаназия: свобода смерти

Переживание болезней, умирания и смерти – неотделимая часть судьбы каждого человека. Опыт этих испытаний глубоко индивидуальный, разделить его с кем-то полностью невозможно. То, что происходит с каждым умирающим, зависит как от обстоятельств болезни, так и от характера, веры и силы воли больного. Поэтому оказать действительно эффективную, адресную помощь в безнадёжных ситуациях очень трудно. Это требует от врача огромных мужества, мудрости и сострадания. Тем более, если речь идёт о таком кардинальном шаге, как помощь в самоубийстве. Эвтаназия – не более, чем инструмент, призванный избавлять от страдания. Можно долго спорить о её статусе. Но самое важное в проблеме гуманной смерти не те средства, которые могут быть использованы, а то, чтобы рядом с каждым больным оказался неравнодушный человек с понимающим и сострадательным сердцем, который ищет способ помочь.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Тоже тест) The MegaBots Inc dudes were winding down after a long day of playing with their giant homemade robots when they decided to stab a car with really big knife — yep, it’s just as bonkers as it sounds. They guys use a crane contraption to drop the 500 lbs, 10-foot-long knife ...
Добрые люди выложили в Сеть книжку немецкого человека по фамилии Райнер Цительманн, изданную в России в 2023 году - все официально, в нынешнем безумии все время приходится делать такие сноски - "Гитлер: мировоззрение революционера". Начал только листать/читать - и понял одну фишку, с ...
ПерепостПРОСЬБА РАСПРОСТРАНИТЬ ПО ИНТЕРНЕТУВ ДТП, в которое попал ...
Белград, 1938 год. Компания Philips представила на выставке свою телевизионную систему. Первая телетрансляция в этих районах. "Представьте, когда это чудо достигнет такого уровня совершенства! Разве он не сможет сократить силу человека пополам?! И никуда не спрячешься, ни с кем не ...
Английская деревня – проверенное терапевтическое средство; если что и может превзойти его своей эффективностью, так это деревня ирландская :) Между собой жители называют ее просто «Балли-Кей», а полное название вынесено в название сериала. Его создатель, Kieran Prendiville , родился в ...