рейтинг блогов

Европейская психиатрия раннего средневековья

топ 100 блогов dpmmax23.06.2020
Европейская психиатрия раннего средневековья

Продолжу знакомить вас с историей психиатрии. Об арабской психиатрии в раннем средневековье я вам рассказал. А что происходило в эти же времена с точки зрения развития психиатрии в Европе? На первый взгляд может показаться, что, оказав себе медвежью услугу, когда жгли языческие храмы и библиотеки, когда досталось и жрецам, и учёным, и врачам, христиане Европы лечились исключительно молитвой и постом. А сумасшедших (бесом же одержим!) пользовали очищающим пламенем костров и калёным железом. Ан нет, не всё было настолько мрачно — во всяком случае, поначалу.

Книги жгли, было дело. Но кое-какие трактаты, и в немалом количестве, понимая их ценность, церковники всё же смогли сохранить — для своих библиотек, естественно. По сути дела, духовенство было самым образованным слоем населения. И было бы странно, если бы у них не завелись свои целители: люди же идут, обращаются, и не только с целью исповедоваться и благословение получить. Шли в монастыри и душевнобольные: известно, что где-то с третьего века там стали проводить обряды экзорцизма для «припадочных» - то есть, пациентов с хореей, эпилепсией, истерическими припадками. Заметьте — в монастырях пациентов пока ещё не жгут, а бесов из них изгоняют.

И не только в монастырях. На местах, в деревнях и городах люди пока ещё вполне терпимы к своим сумасшедшим. Да и сколько тех городов-то, да и сами города по большей части — пока одно только название. Большой скученности ещё нет, жизнь пока не зажата в узкие рамки правил и цеховых уставов, и поэтому пока ещё немногочисленные в этой массе сумасшедшие не вызывают столь сильного желания решить вопрос радикально. Кого-то, особенно в деревнях, можно и в сарае подержать, связав при необходимости. С кем-то, если есть время и есть кому, можно паломничество совершить до какого-нибудь монастыря: глядишь, и помогут, а то и у себя оставят.

Благо что медициной начинают целенаправленно заниматься целые монашеские ордена: алексиане и иоанниты, бенедиктинцы и госпитальеры. Помещения при монастырях и отдельные убежища, приюты и странноприимные дома — практики хватало, было бы кому ей заниматься.  

Правда, даже в те времена находились особо рьяные блюстители духовной чистоты, предпочитающие подойти к делу с огоньком, нежели возиться с экзорцизмом. Но, как правило, это была частная инициатива на местах, которую церковь, да и светская власть, не особо-то и жаловали. Была даже написана, размножена (вот руки, естественно) и разослана по приходам... назовём её методичкой. «Indiculos superstitionum”, или «Указатель суеверий». Чтобы проповедники там, на местах, знали, с какой напастью может прийти электорат, и чтобы можно было сразу для себя распознать, где следует забить тревогу, а где — просто забить.

Тем не менее, время от времени некоторые из священнослужителей, а то и просто жители приглашали мыслящих инако на огонёк, и в 805 году, во времена правления Карла Великого, вышел декрет: дескать, сжигать всякую особу, в которой мнится ведьма, пусть даже вы уверены в том, что засуха или лютые морозы, падёж скота и повальный понос в ваших Гроссен Катценйаммерах — не только некомильфо, за это ещё и огрести можно по всей строгости закона. И нечего списывать на злые вражеские козни превратности погоды, собственную криворукость и нечистоплотность. Кстати, подействовало. Лет этак на пятьсот.  

В те года и до самого Ренессанса добрые католики действительно были добрыми: во всяком случае, духовенство не испытывало ни жгучей ревности, ни особой вражды к светской науке. Видимо, власти на тот момент им было достаточно, и силу за собой они чувствовали, а конкурентов в борьбе за умы и души людские просто в упор не видели. Потому и сами с интересом изучали древние трактаты, в том числе и медицинские. Гиппократа, Галена, Цельса и прочих авторов копировали — чаще всего отрывками, представлявшими для братии наибольший практический интерес — и эти отрывки во множестве ходили по монастырям Германии, Франции, Испании, Италии и Англии.  

Эти копии читают не только святые братья, и вот уже к девятому веку в Европе формируется нового для того времени врача. Это не монах, хотя связь с монастырями многие из них поддерживают. Это уже не деревенский коновал: живёт такой врач, как правило, в городе, он грамотен — причём знает, помимо родного языка, как минимум ещё и латынь, оптимально — греческий, в идеале — ещё несколько языков, чаще всего тех стран, где он успел побывать, попрактиковать и поучиться. А побывать доктор успел уже и в просвещённой и богатой арабской Испании, где научился не только хорошо торговаться о цене на своё искусство, но и труды Авицены, Авензоара и Разеса изучить; и в солнечной Италии задержался — а там никогда и не забывали ни былого величия Рима, ни тех учёных, которыми, помимо своих легионов, он был славен.

Возможно, этот доктор успел заглянуть и в Салерно, в знаменитую врачебную школу, которую основали грек Понтус, араб Абдаллах, еврей рабби Елинус и скромный безымянный магистр Салернский. Возможно, даже отучился в ней 9 лет, три из которых посвятил логике, пять — теории медицины по тем самым бесценным копиям с древних свитков, и последний год — показывая на практике то, что успело уложиться в голове и впаяться в моторику. Вероятно, даже видел, как за крепкими стенами монастыря на холме Монтекассино, где, учинив акт праведного вандализма над статуей Аполлона и храмовым алтарём, святой Бенедикт Нурсийский и основал эту строгую обитель, лечат добрых католиков от чёрной тоски по умершим друзьям. Не исключено, что ему даже доверяли готовить особое лекарство от этой тоски — свиное сердце, начинённое целебными травами. Видимо, сильное было средство, раз прочно вошло в рецептуру госпиталя. Хотя как знать — может, тоска в панике пряталась в потаённый уголок души, лишь бы носителя ещё раз этим блюдом не попотчевали...


P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» продолжает работать и расширяет свою географию: теперь, помимо Москвы и Тольятти, в нём участвуют коллеги из Санкт-Петербурга, Иваново, Нальчика, Ростова-на-Дону и Владивостока. Есть коллеги из Донецкой области. Есть сеть пансионатов для пожилых пациентов с деменцией. Поэтому, если вдруг возникла необходимость и нужна помощь или консультация — заглядывайте, изучайте и обращайтесь. Что ценно в сложившейся ситуации — большинство коллег ведут онлайн-приём.

P.P.S. Статьи по психиатрии, психологии и всему, что касается этого направления, мы решили дублировать в Яндекс Дзене — вдруг кому удобно смотреть их там 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
США выбрали стратегию безоговорочной поддержки нового режима на Украине. Поэтому, здесь не будет беженцев, здесь будет поддержка в проведение боевых действий, в применении боевой авиации и систем залпового огня против мирного населения. Даже легитимность выборов США будут признавать несмот ...
Мясной ряд на Центральном рынке. СССР, Новокузнецк, 1981 год. Автор фотографии: Vladimir Vorobyov . В 1970-80-х в Новокузнецке существовало творческое объединение «ТриВА», в ряды которого входил и фотограф Владимир Воробьев. Из-за конфликта с властями студию закрыли, но ...
И все-таки, похоже, я был прав, когда предположил, что известная блогерша помирилась с Тиной Канделаки. Потому что панегирик «Бренд Новой Москвы - лучший в мировой практике!» можно было наваять разве что на очень хорошей коммерческой основе… Меня ничуть не удивит, если в этом журн ...
Чот были проблемы с этим Алкоголем :) Вроде бы, столько много упоминаний о нём, и в фильмах, и в книгах, и вообще по жизни. Прямо обрисуйся с ног до головы. Но получилось только вот это. И еще один рисунок из раннего, тоже тут был. Песня Ашипка в слове "поднятия" :)))) Из раннего. Кара ...
Все-таки это очень полезно – болеть. Начинаешь прислушиваться к своему самочувствию (просто так, от нечего делать), завтракать (по той же причине), ходить в народ (преимущественно в поликлинику и в аптеки). Сегодня пошла к врачу, но меня направили на клинический анализ крови. Теперь в ...