Европа и Россия – 2. Ну, какие мы, к черту, европейцы?!. | АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЛЕНТА ГАЙДПАРКА (Прочел сам - передай всем)
Сообщество «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЛЕНТА ГАЙДПАРКА (Прочел сам - передай всем)» — 10.02.2013
Моя попытка рассмотреть эту тему в историческом ключе не выявила признаков понимания со стороны читателей. Да, и в самом деле, ожидать от читателя знания того, чего не знают наши мэтры-гуманитарии, - различий в исторических судьбах европйцев и славян, не говороря уж о различиях в судьбах славян и русских – было с моей стороны прекраснодушием.
Попробую рассмотреть ту же тему в ином ключе, психологическом. На сей раз я буду апеллировать к знанию читателем себя самого. Я отдаю себе отчет, что эта область для многих потемнее исторических дебрей. Но все же попробую.
Для меня квинтэссенция западнического образа мысли собралась в реплике Валерии Ильиничны Новодворской, пожелавшей России стать маленькой уютной европейской страной, вроде Эстонии.
Мечту такую понять нетрудно, хотя я бы пошел дальше – в Европе есть места и поуютней Эстонии, хотя и с климатом не менее холодным, чем в России. Так что недурно было бы России стать чем-то вроде швейцарского кантона Невшатель или горной части кантона Берн, если уж мы не можем стать чем-то вроде кантона Цюрих. Вот уж где, в самом деле, жизнь налажена, как швейцарские часы. И демократия там работает, ну, просто изумительно. И люди живут припеваючи. Почему бы нам не стать Швейцарией?
А потому, что мы сами, и, прежде всего, сами пламенные либералы-западники, в швейцарцы совершенно не годимся. Легче представить себе либерального трибуна швейцаром, чем швейцарцем.
И можно только рот открыть от удивления, что, фактически, никого среди умнейших мужей (и жен) России не находится, а именно к умнейшим россиянам относятся либеральные мыслители, кто понимал бы столь очевидную, ну просто в глаза бьющую вещь.
Причем дело здесь отнюдь не в воспитании или образовании.
Это еще один расхожий стереотип нашего мышления: чем менее образован россиянин, чем менее приучен аккуратно обращаться с писсуаром, тем менее он европеец, а стоит россиянина образовать, подвоспитать, подучить правилам обращения с писсуаром, так немедленно он превращается из дикого россиянина в культурного европейца.
Реальность прямо противоположна: самые образованные из россиян как раз и есть самые неевропейцы. И поразительно, как они сами того не замечают!
На чем основано благополучие европейского общества? На уважительном и сдержанно-безразличным отношением к власти, к государственным институтам. Европейцы их не то, что совсем не замечают, но мало о них думают. Институты эти европеец уважает и спокойно живет с ними, не возмущаясь их несовершенством, не мечтая об освобождении из-под их гнета и замене их неким другими, идеально-прекрасными. Европеец живет, как добропорядочный гражданин, бюргер.
А у нас само слово «бюргер» ругательное, почти синоним «мещанин». Мы – пассионарии, мечтающие об идеальном обществе (хотя и не склонные к размышлениям о том, а что это такое; размышления вообще не наш конек).
Причем, чем более образован и более возвышен душой (без всяких кавычек) наш человек, тем он пассионарней, тем страстней мечтает об идеальном обществе, тем горше томится несовершенством общества имеющегося, тем меньше уважает государственные институты и тем на бОльшие жертвы готов для борьбы с ними. Другими словами, тем меньше он годится для спокойной, «бюргерской» европейской жизни «колбасников» и «шаромыжников».
Мы – горячий народ мечтателей, революционеров, улучшателей общества. И чем более по-европейски образован, чем более западнически ориентирован у нас человек, тем он пассионарней. Только посмотрите на западников-трибунов протеста. Какой огонь! Какой протест против несправедливого устройства общества! Какое желание лучшего!
А европейцы на сегодняшний день – люди, во многом уже перегоревшие и свою былую пассионарность уже подрастратившие, превратившие ее в комфорт своей европейской жизни.
Как можно не замечать этого своего внутреннего огня, который никак не вяжется с европейским спокойствием, - одна из загадок нашей таинственной души. Последнее, о чем мы соберемся думать, - о себе самом. Не о «нас» вообще – об этом мы обожаем и размышлять и говорит, а о себе лично...