Евангелие от Фомы - Л39
wampus-999 — 01.05.2024 39. 1 Сказал Иисус: Фарисеи и книжники получили [вариант перевода: "взяли"] ключи знания. Они спрятали их.2 Они не вошли сами и желающим войти не позволили. [Фм.102; Мф.23:2-13; Лк.11:52]
Под "ключами знания" скорее всего имеются в виду методы и правила истолкования древних Писаний и преданий, исключающие возможность произвольных интерпретаций и тем более добавлений.
Канонизация и догматизация писаний без их очистки от неизбежных искажений и прибавлений, произвольное их толкование и исправление, объявление их смысла доступным только касте посвященных не позволяют людям понять их истинный исходный смысл (см. комм. к логию 28). Кстати, первые христианские апологеты и ересиологи утверждали, что эбиониты, которые были прямыми наследниками круга учеников Иисуса, отвергали жертвоприношения, а древние писания, их устанавливающие, считали поддельными – это явное влияние изначального учения Иисуса.
3 Вы же будьте мудры [вариант перевода: "умны"] как змеи и непорочны [варианты перевода: "чисты", "бесхитростны"] как голуби. [Мф.10:16]
Так мог сказать только иудей, ведь сказано в Ветхом завете: "Змей был умнее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог" (Быт.3:1). Христиане впоследствии изменили отношение к райскому змею, представив разум и сомнение врагами человека, а веру религиозным авторитетам – его спасением, и фраза потеряла свой исходный смысл, став противоречивой, но тем не менее она была использована в Евангелии от Матфея, правда, в другом контексте (Мф.10:16). Голуби считались чистыми животными, они приносились в жертву в иерусалимском Храме. Реальное спасение человеческой души – в духовном разуме, сочетающем глубокий ум, чистоту помыслов и стремление к истине.
И все-таки, оригинальность логия (либо части его) под сомнением, ведь Иисус в этом собрании речений нигде не вступает в полемику с представителями различных школ иудеев (кроме параллели в 102), а "книжники и фарисеи" (заметьте, именно в такой последовательности) – излюбленное выражение в христианских евангелиях, употребляющееся более 20 раз. Не исключено, что он говорил не о них, а о "законниках" (как у Луки), т.е. о знатоках и толкователях Торы, фактически монополизировавших право толковать ее смысл.
Характерно, что у синоптиков фарисеи и книжники лишь осуждаются Христом и обвиняются в лицемерии ("горе вам...") без дальнейших объяснений (третья строфа "уехала" у Матфея в другое место), а здесь мы видим желание Иисуса на ошибках других научить учеников пользоваться "ключами знания".
< Евангелие от Фомы - Л38 = = = Евангелие от Фомы - Л40 >
|
</> |