"Это были лучшие времена, это были худшие времена"
pailish — 13.04.2023 Эти слова Чарльза Диккенса относятся к "его" временам, временам викторианской Англии. Это действительно так: нет времени, которое бы так романтизировали с одной стороны и очерняли с другой. Прекрасные викторианские сады, викторианские барышни, воспетые сестрами Бронте и Джейн Остин, энергия пара, электричество, телефоны, идиллия семейной жизни - с одной стороны, и войны, эпидемии, изнурительный труд на фабриках и заводах, бесправие женщин, коррупция, национализм - с другой.Но главное в том, что в викторианские времена были идеалы, прежде всего идеалы семейной жизни, дома, милого дома, и красоты, которых так не хватает в нашей современной жизни.
"Дом, милый дом". Уолтер Денди Сэдлер.
Викторианцы не меньше, чем мы сейчас, боролись с трудностями своей эпохи, и находили место, где можно пережить жизненную бурю, в своем доме. В этом стремлении вдохновляла нацию королева Виктория своей любовью и близкой дружбой с мужем.
На одной из самых узнаваемых картин Франца Ксавьера Винтерхальтера с изображением семьи Виктории, Виктория с мужем наслаждается радостью, которую приносят дети. Именно в семье, вдали от проблем и государственных дел, супруги испытывают самый большой комфорт.
Конечно, идиллическая картина срежиссирована, но семья, подобная этой, с удовольствием от общества друг друга, со счастливым смехом детей была образцом, к которому стремилась любая викторианская семья.
Викторианские леди сейчас кажутся чересчур наивными, придающими слишком большое значение мечтам о личном счастье, "растворяющимися" в семье вместо того, чтобы любить только себя, стремясь к полной независимости.
Конечно, каждый выбирает сам, как ему жить и какую модель жизни выбирать. Лично мне нравится викторианская модель жизни и дизайн викторианских времен нравится, хотя я выросла в столетие, когда доминировали идеи Эдит Уортон, американской писательницы и дизайнера, лауреата Пулитцеровской премии, которая пропагандировала простоту и комфорт в интерьере и ненавидела "деспотичную викторианскую эпоху", хотя жила именно в то время.
Она написала книгу The Decoration of Houses, в которой высмеивала ненужные витрины, столы, "настолько заваленные безделушками, что не было места для книг", обивку, "столь мягкую и пухлую, что напоминала мебель в палате сумасшедшего дома", а про палитру цветов в викторианском дизайне писала, что они дают "тот же самый эффект, как нескольких голосов, говорящих одновременно".
An Interior. Викторианская художница Мод Холл Нил.
Эдит выступала за единство цвета в интерьере, она ввела в моду одинаковую ткань для штор и обивки мебели и ощущение простора в комнате.
Но все проходит, и британцы в последнее время с радостью окунулись в восстановление витрин, обоев и обивки Morris & Co (которые, честно говоря, никогда не выходили из моды, как и цветная плитка) до такой степени, что это привело бы в ужас строгих приверженцев правил Уортон. Толчок к возвращению интереса британцев к викторианским интерьерам дали сериалы Netflix "Корона" и "Бриджертоны".
Конечно, приверженцы стиля Уортон правы в том, что многие викторианские обстановки перегружены темной мебелью, тяжелыми шторами, предметами-пылесборниками и фарфором-хрусталем, задев которые с ужасом ждешь звона битой посуды.
Но викторианские дома по всей Великобритании превосходят по численности дома любой другой эпохи, и мне кажется логичным соединить внутренний дизайн дома с эпохой, в которую он был построен, взяв за образец элементы дизайна лучших интерьеров викторианской эпохи.
Гостиная Данте Габриэля Россетти на Чейн-Уок. 1882 год. Генри Треффри Данн
Викторианский стиль в интерьере в двух словах - это эклектичный и орнаментальный стиль. Викторианская эпоха была довольно длинной, и викторианский стиль делится на три периода: ранний (с 1835 по 1855 годы), средний (с 1855 по 1870 годы) и поздний (с 1870 по 1901 годы)
Для раннего периода характерны заимствования из колониальных стилей (мавританского, китайского и других) и пересечение с неоготикой, неорококо и неогреком, а средний и поздний тяготели к "историческим" стилям: ренессансу Тюдоров (16 век), барокко Стюартов (17 век) и стилю Людовика XVI (18 век).
Общим для всех трех периодов было стремление отразить в обстановке статус, богатство и романтику. Викторианские комнаты были обильно украшены богатой мебелью, узорчатыми обоями, цветной плиткой, живописными гобеленами, большими комнатными растениями и фарфором. Стены украшали картины, на столиках и комодах стояли статуэтки, вазы и лампы. Кто не мог позволить себе картины, вешали на стены сентиментальные картинки и рисунки котят, щенков, фей и цветов.
Кhоме того, существует несколько стилей викторианского дизайна от готики до нео (который позже превратился в стимпанк), от фолка до модерна.
Викторианский интерьер. Английская школа. 19 век
В сети и в журналах по дизайну есть масса советов и фотографий, как создать современный викторианский интерьер, но для начала интересно посмотреть, как выглядела обстановка в домах реальных людей, живших в викторианский период.
Картины художников викторианского периода дают нам эту возможность.
Edward John Poynter
Seymour Joseph Guy
"The Sitting Room". Эдвард Лэмсон Генри
Walter Dendy Sadler
Samuel Baldwin
Рисунки из журналов и книг викторианских времен по дизайну
Комната отдыха принца Альберта
Комнаты в доме среднего класса
Викторианцы любили узоры и использовали их в своих домах на полную катушку - от обоев, покрывавших стены, и потолков с лепниной, до роскошных тканей, украшенных шелковыми кисточками и вышивкой, а также замысловатых восточных и персидских ковров.
Хотя на современный взгляд это может показаться чрезмерным, викторианский стиль, тем не менее, очень удобен для декорирования многослойными тканями окон и мягкой мебели, стен и полов гобеленами и коврами для создания теплой и гостеприимной атмосферы, уютной и романтичной.
Любимые узоры варьировались от флоры и фауны до геометрических узоров, полос и их замысловатых комбинаций.
В зависимости от вкусов и талантов жильцов домов и квартир результаты варьировались от мешанины, граничащей с ужасом, до искусно созданной, сбалансированной и приятной обстановки.
Комбинация цветов тоже играла огромную роль в создании либо кошмара, либо произведения искусства. Викторианская палитра домашнего декора была довольно сложной. Темные цвета, которые обычно ассоциируются с викторианским декором, являются скорее результатом плохого освещения, чем выбора цвета.
Цвета в викторианском стиле были обычно теплых и "пыльных" оттенков, например, цвет "старой розы" или приглушенный цвет лаванды. Выбирая зеленый цвет, брали шалфейный или оливковый, но не мятный или келли. В городах чаще использовали более темные цвета, такие, как серый, темно-зеленый и серо-синий, чтобы меньше были видны пятна от угольной пыли и от газовых и масляных ламп. Ярких белых цветов не использовали, поскольку такой краски попросту не было.
Викторианская цветовая палитра
Специалисты считают, что самая веская причина неизменной популярности викторианского декора - романтизм.
"Викторианский стиль вызывает сейчас, как и тогда, образы европейских сказок с их башенками и горгульями. Пышные слои роскошных тканей так и просят, чтобы к ним прикоснулись, мебель с чувственной резьбой и экзотические украшения дополняли соблазнительную привлекательность, противоречащую викторианским нравам и правилам этикета. Проще говоря, викторианский декор без романтики — это просто суета и беспорядок" - считают специалисты-дизайнеры.
"Шелковая комната" в Leighton House доме-музее викторианского художника Фредерика Лейтона.
Лучше всего изучать викторианские интерьеры в доме с реальной викторианской обстановкой.
В Кенсингтоне, в Лондоне, есть дом, где время остановилось.
Sambourne House, так называют этот дом, - бывший дом семьи иллюстратора журнала Панч Эдварда Линли Самборна, теперь здесь музей. Самборны въехали в дом в 1875 году.
Линли Самборн умер в 1910 году, через четыре года после смерти его жены Мэрион дом перешел к их сыну-холостяку Рою. Рой сохранил интерьер дома практически неизменным до своей смерти в 1946 году. Затем дом перешел к сестре Роя Мод Мессель (я писала о Мод и ее саде роз тут). У Мод был свой лондонский дом, поэтому в доме не жили, и он оставался неизменным.
Дом нравился дочери Мод, Анне, графине Росс. В 1957 году Анна предложила основать Викторианское общество, а дом сохранить в том же виде, в котором он был при жизни Линли. Так дом дошел до наших дней в неизменном виде и управляется Викторианским обществом.
Снаружи дом похож на любой другой дом на улице.
Но внутри можно перенестись в прошлое.
Эстетический стиль был на пике своей популярности примерно в 1880 году. Эстетизм был реакцией на массовое производство и стремился повысить статус мебели и предметов обстановки, как самостоятельных произведений искусства. Для эстетиков основная цель искусства заключалась в том, чтобы доставлять визуальное удовольствие, а не нести какое-либо моральное послание или выполнять определенные функции. Этот подход, в конечном итоге, выражается знаменитой фразой "Искусство ради искусства".
Самборн использовал многие принципы эстетического дизайна при украшении своего дома, рисуя стилизованные цветы на внутренних дверях, используя обои Morris & Co., а также покупая предметы эстетической мебели. Но дом также отражает его собственный уникальный вкус, который шел вразрез с более сдержанным эстетическим стилем. Опись дома, сделанная в 1877 году, показывает, что всего за два года в интерьерах, среди прочего, появилось более 50 ваз, 70 стульев и около 700 картин в рамах. А вообще за все время проживания семьи в доме инвентаря и предметов искусств в насчитывается несколько десятков тысяч.
Вестибюль Sambourne House
Дом прекрасен. Самборн очень усердно работал над дизайном интерьера. Интерьер дома был создан в темных тонах с оттенками зеленого, темно-бордового и золотого. Среди украшений был синий и белый фарфор и японская керамика.
В вестибюле сохранилась оригинальная плитка Минтон.
На площадке первого этажа находится мини-оранжерея с папоротником. Оранжерея создана путем удаления оригинальной оконной створки.
Гостиная была украшена обоями Уильяма Морриса, но позже была дополнена тисненой и позолоченной японской бумагой. Поскольку это было очень дорого, Самборн оклеивал только те области, которые были видны, оставляя нетронутыми обои Морриса за картинами и зеркалами.
Количество предметов искусства, как в музее. Этот стиль more-is-more, однозначно, не для минималистов. Коллекционирование для англичан почти такая же страсть, как садоводство., а викторианский стиль поощрял коллекционирование.
Самборны устраивали много званых обедов в столовой, в центре которой стоит этот красивый восьмиугольный обеденный стол. Обои от Уильяма Морриса, а на стене, сверху, коллекция сине-белой керамики.
В столовой находится красивая коробка с изысканным маркированным ликером, сохранившимся с викторианских времен.
Главная спальня хозяев дома. Вся мебель оригинальная, включая медную кровать.
Камин выполнен в стиле архитектора Нормана Шоу. Веер был украшен и подписан известными художниками того времени, включая Уоттса и Альма-Тадема.
Эта комната называется "утренней". В то время как Самборн отвечал за украшение большинства помещений, дом также отражает вкусы его жены. Марион проводила много времени в утренней комнате, развлекая посетителей и управляя домашним персоналом, именно она выбрала здесь обстановку, в том числе мебель восемнадцатого века и копии картин старых мастеров.
Уникальность дома еще в том, что Линли смог создать изысканный дизайн, имея ограниченный бюджет, в отличие от своих соседей и друзей-художников, которые потратили на постройку и дизайн своих домов огромные средства.
В отличие от Фредерика Лейтона и других художников, Самборн не мог позволить себе построить специально студию, и ему пришлось адаптировать существующие комнаты в семейном доме для своей работы. Первоначально он работал на первом этаже в утренней комнате, которую он расширил, включив в нее большее окно, но позже он переместился наверх в гостиную, где сделал аналогичную пристройку для размещения своего мольберта. Самборн был неприхотлив и общителен, и работа в самом центре семейного дома его устраивала. Его жена часто писала в своем дневнике, что она сидела с ним, пока он работал. Только после того, как их дочь Мод вышла замуж и ушла из дома, Самборн смог выделить отдельное помещение, превратив старую детскую на верхнем этаже в студию.
Оригинальная викторианская ванна Самборнов имела второе назначение. Линли был не только иллюстратором, но и фотографом. Деревянная полка вокруг ванны использовалась для смешивания химикатов, а ванна была большой емкостью, и Линли использовал ее для ополаскивания фотографий после проявления.
Марион, жене Линли, не нравилось мыться со всеми этими химикатами, поэтому она предпочла принимать ванну в переносной жестяной ванне в своей спальне. Ведра с горячей водой носила по лестницам служанка.
Одной из идей Линли для коллекционирования были трости. К сожалению, все оригинальные трости, кроме двух, из его коллекции были украдены в 1980-х годах, но посетители и просто добрые люди дарят музею новые трости.
Самборны были типичной городской семьей среднего класса, обычно в таком доме было 3-4 слуги. Персонал Самборнов состоял из трех человек: кухарка, горничная и прислуга. Горничная была старшей, она обычно встречала гостей у двери, обслуживала хозяев за столом и выполняла поручения хозяев.
Кухарка закупала продукты, готовила еду и мыла посуду.
Прислуга работала 7 утра до 10 вечера. Работа включала в себя вытирание пыли, полировку, раскладывание одежды членов семьи, разжигание огня и чистку каминов, ношение воды для мытья хозяйки. В установленные дни недели она стирала белье, чистила обивку мебели щеткой и наводила порядок в кладовой.
Спальни персонала резко отличались от остальных комнат в доме. Стены, правда, были оклеены обоями от Морриса, но мебель была только функциональная.
Само собой был камин.
Самборны были счастливой семьей, а Марион хорошей хозяйкой и работодательницей. Персонал держался за свои места. Известно, что кухарка Самборнов, Эмма Реффелл, работала в семье 25 лет, а швейцарская горничная Мари Аллебах была с семьей с 1907 года вплоть до смерти сына в 1946 году.
Вызывали персонал звоном колокольчиков. В коридорах и комнатах персонала развешаны колокольчики, а в семейных комнатах - кнопки или веревки для вызова.
Фото взяты с сайта Sambourne House. Удивительная вещь - хозяев давно нет в живых, а дом живет до сих пор.
|
</> |