Эти рождественские открытки Сальвадора Дали возмутили покупателей Hallmark в
tanjand — 27.12.2019Искусство Сальвадора Дали для его современников было увлекательным зрелищем в галереях, но оно очень ... сильно сказалось на американцах, когда были напечатаны рождественские открытки. Сказать прямо, потребители просто пришли откровенное в бешенство от увиденного. Сюрреализм и рождественские открытки — странная комбинация, это доказал Сальвадор Дали в 1960 году.
Hallmark — потрясающая, уважаемая фирма, они начали воспроизводить картины и рисунки современных художников на своих рождественских открытках в конце 1940-х годов - инициатива, которой руководил основатель компании Джойс Клайд Холл.
Искусство Пабло Пикассо, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Джорджии О'Киффи – все были по очереди на рождественские открытки Hallmark.
Миссия Холла благородная: делиться художественными шедеврами со средними американцами. «Таким образом, благодаря открыткам величайшие мастера мира увидели миллионы людей, которые в противном случае никогда бы с ними не познакомились», - написал Холл в автобиографии.
К 1959 году Дали согласился присоединиться к фолду.
Он попросил заранее 15 000 долларов наличными за 10 дизайнов поздравительных открыток, без каких-либо предложений от Hallmark по предмету или среде, и без крайних сроков.
Редкая акция для компании, которая построила империю на привлекательных, безобидных выражениях любви и веселья, - привлечь художника, который однажды сказал: «Я не употребляю наркотики. Я – сам наркотики».
Позже он часто занимался коммерческой работой, и его требования к оплате со временем увеличивались. Например, для «Дюны» Алехандро Йодороски, фантастической феерии, которая была запланирована, но так и пошла в производство, Дали требовал 100 000 долларов в час, чтобы сыграть императора вселенной, поскольку это сделало бы его самым высокооплачиваемым актером в Голливуде.
Создатели фильма согласились нанять его на час и планировали использовать робота для съемок остальных его сцен.
Вернемся к открыткам: Дали представил 10 изображений в Hallmark, в основном сюрреалистическое воспроизведение елки и Святого Семейства. Они поразительны и красивы, но сюрреализм и рождественские открытки - странные друзья. Некоторые смутно тревожат - например, этот безголовый ангел, который играет на лютне:
Или новогодняя елка из бабочек на бесплодной плоскости:
Или эта сцена трех мудрецов, которая довольно безмятежна, за исключением чрезвычайно драматичного верблюда:
Возможно, следовало ожидать тревожных образов. Весь смысл сюрреализма состоял в том, чтобы встряхнуть сознание, сопоставляя иррациональные образы и концепции, чтобы высвободить творческий потенциал подсознания – но это не совсем типичная миссия Холлмарка.
Сюрреалистический взгляд Дали на Рождество оказался слишком авангардным для обычного покупателя поздравительных открыток.
Они вызвали такой общественный резонанс, что производитель снял открытки с полок магазинов. Сегодня несколько сотен карт Dali Hallmark, которые все еще существуют, стали предметами коллекционирования.
Но это был не единственный случай – Дали нарисовал еще 19 картинок, для Испании, которые стали чрезвычайно популярными по всей стране.
Да и вообще, опыт переосмысления христианского Рождества был тогда для Дали не первым. Так, в 1946 году он сделал эскиз для рождественской обложки испанского Vogue.
На картинке – классические элементы сюрреалистического стиля художника: бесплодный экспансивный пейзаж, двойные образы и глубокий символизм. Расположенные симметрично архитектурные элементы включают в себя женские черты лица, припорошены снегом и увенчаны елями – будто смотришь на типичную картину Дали, умело стилизованную под Новый год.