Есть ли у вашего ребёнка альфа-комплекс?
olgapisaryk — 24.05.2012efimera перевела статью Гордона Ньюфелда о детях с альфа-комплексом. Оригинал тут http://www.neufeldinstitute.com/blog/2012/03/does-your-child-have-an-alpha-complex/ , а переводчику огромное спасибо.
Есть ли у вашего ребёнка альфа-комплекс?
Что такое альфа-комплекс? Начнем с того, что у альфа-комплекса много лиц. Некоторые альфа-дети проявляют себя как властные и директивные, доминирующие и все контролирующие, вынужденные взять на себя ответственность. Они чувствуют себя наиболее комфортно, когда руководят и раздают указания. Другие альфа-дети, как курица-наседка склонны заботиться о других, особенно слабых, униженных и оскорбленных. Еще одно из проявлений альфа-комплекса - стремление быть первым, лучшим, наиболее информированным. Следующее проявление альфы характеризуется стремлением к доминированию, используя слабости и уязвимости других. Проявления альфа-комплекса многочисленны и разнообразны, но я убедился, что в их основе, по существу, одни и те же базовые инстинкты. Ввиду отсутствия общепризнанного термина, в дальнейшем я буду именовать их альфа-инстинктами.
Прежде чем я объясню откуда появляется альфа-комплекс, я
хотел бы рассказать предысторию моего открытия этого феномена.
Когда у меня впервые начал складываться пазл теории
привязанности, я пришел к осознанию, что условием воспитания детей
должна быть их привязанность к взрослым, ответственным за
них. Осознав это, я также начал понимать, что все больше
детей вращаются в кругу сверстников, а не своих родителей и
учителей. Я назвал этот удивительный феномен нарушения
привязанности "ориентация на сверстников". Меня так обеспокоило то,
что происходит, что я написал об этом книгу "Не упускайте своих
детей" (Hold On To Your Kids). Многие родители и учителя говорили
мне, что как только они замечали эту тенденцию, проблема
становилась очевидной. Но кто-то должен был объяснить это явление
первым.
Итак, как формируется альфа-комплекс? Повторю еще
раз, во время складывания пазла "теории привязанности", для меня
стало очевидным, что приоритетной задачей привязанности
является забота. Имея это в виду, при ближайшем рассмотрении, к
своему удивлению я обнаружил, что все инстинкты привязанности можно
разделить на два больших направления. Я назвал
эти направления альфа-позиция и позиция
зависимого. Когда дело касается
привязанности, только так мы можем, так сказать, подходить друг
другу (успешно взаимодействовать). Когда мы взаимодействуем друг с
другом одновременно исходя из наших альфа-инстинктов (или, если это
важно, даже если мы взаимодействуем друг с другом исходя из
инстинктов зависимости) мы конкурируем, а не дополняем друг друга.
Представьте, что вы собрались со своим супругом или супругой на
прогулку или прокатиться на автомобиле. Если оба будут лидерами,
или оба ведомыми, процесс может зайти в тупик.
Задача альфа-инстинктов - давать заботу и уход.
Задача инстинктов зависимости - искать и выражать готовность к
тому, чтобы о нем заботились. Один
набор инстинктов предполагается как ответ на другой. Обеспечивающий
(дающий) самореализуется, когда от него зависят, ищущий - когда его
обеспечивают.
Чтобы понять, как это работает, представим пару близнецов. Несмотря
на одинаковый возраст, генетику и большинство условий воспитания,
когда они привяжутся друг к другу, природа должна пробудить
инстинкты зависимости в одном и альфа-инстинкты в другом. Так как
это направлено на то, чтобы близнецы подходили друг к другу, один
из близнецов, как правило, разовьет в себе альфа-личность, а другой
зависимую. Эти черты характера могут остаться с ними на всю
жизнь. В идеале, отношения двух
"равных" людей, которые сошлись вместе, должны быть скорее
взаимообратными, чем иерархическими. Когда это происходит,
выявленные нужды одного приводят в действия альфа-инстинкты другого
и наоборот. Альфа-инстинкты и инстинкты
зависимости изменчивы и зависят от обстоятельств.
В действительности, мы все сталкиваемся с этими явлениями
при общении друг с другом. У нас с
моей женой у обоих есть альфа-комплекс и мы оба могли бы написать
об этом книгу (но, как вам теперь должно быть понятно, мы не можем
написать эту книгу вместе).
С альфа-инстинктами могут возникнуть три основные
проблемы. Прежде всего эти инстинкты могут
"застрять", что приводит к тому, о чем я говорил выше как об
альфа-комплексе. Если у ребенка или взрослого человека есть
альфа-комплекс, альфа-инстинкты становятся больше чертой характера,
чем следствием обстоятельств, которые должны эти инстинкты
приводить в действие. Таким образом,
мы получаем детей, которые гораздо более склонны отдавать приказы,
чем выполнять их, являются лидерами, а не ведомыми, чаще раздают
указания, а не ищут помощи, берут ответственность на себя, а не
ищут ответственного. Но такие дети могут быть и невероятно
заботливы со слабыми, ранимыми, нуждающимися.
Вторая проблема появляется, когда
альфа-интстинкты активируются вне контекста заботы о
ком-то. В этом случае, эти мощные
альфа-инстинкты более не служат их изначальной цели - заботиться о
других. Наиболее вероятно, это
случится в ситуации, когда альфа-инстинкты не соответствуют роли в
отношениях. Например, дети должны зависеть от родителей, а не брать
на себя ответственность за них. Также, альфа-дети будут
взаимодествовать со многими людьми, к которым они не привязаны. В
этом случае альфа-комплекс может проявляться в нарциссизме. Таким
детям необходимо всегда выигрывать, быть лучшими во всем, быть в
курсе всего. Их альфа-инстинкты
используются для того чтобы заботиться о себе, вместо того чтобы
заботиться о других.
Третья проблема возникает, когда
ребенок или взрослый с альфа-комплексом защищается от
чувств заботы и ответственности. В этом случае,
альфа-инстинкты искажаются. Они все еще приводятся в действие,
когда считывают сигналы о слабости или уязвимости, но теперь не с
целью заботы о других, а для того, чтобы использовать уязвимость
для установления своего превосходства.
Это характерный признак развития булли. Явный признак
такой защиты от уязвимости - это избегание обсуждений того, что
беспокоит, утверждения о безразличии, (например: "мне все равно",
"это неважно", "как угодно"), и отсутствие разговоров об уязвимых
чувствах (например, задетых чувствах, чувствах боли, обиды, чувстве
страха, и таких простых чувствах как тоска и одиночество). Я имел
дело с тюрьмами, полными таких булли по обеим сторонам тюремной
решетки, но сейчас наши школы и офисы также заполняются булли с
тяжелейшими альфа-комплексами. Я исследую это коварное явление в
моем видео-курсе - "Булли: формирование и уничтожение" (Bullies:
their making and unmaking).
Как только альфа-комплекс стал мне более понятен, стали понятней и
последствия попыток воспитывать альфа-ребенка. Как вы, возможно,
убедились, альфа-инстинкты могут сыграть злую шутку с
детско-родительским танцем. Мы спотыкаемся об альфа-инстинкты
детей, особенно если эти инстинкты "застряли".
Альфа-дети не воспримычивы к заботе. Кроме того,
альфа-дети, обычно более тревожны, и это приводит к появлению
проблем, основанных на тревожности, таких как страхи и проблемы с
концентрацией внимания. Альфа-дети также более фрустрированы, что
может проявляться в высоких требованиях или агрессивности. Кроме
всего, тот факт, что альфа-дети сопротивляются исполнению приказов
и получению указаний, делает их достаточно сложными для родителей
там, где они наиболее нуждаются в нашем
воспитании.
Но то, что удивило и шокировало меня более всего во
время изучении этого явления, паралельно с рассмотрением с разных
сторон ориентации на сверстников, это то,что альфа-комплекс активно
развивается в наших детях. Обнаружилось, что альфа-комплекс более
распространен у северо-американских детей, чем у детей из тех
стран, культура которых более неизменна (аутентична). Мне кажется,
это именно то, что лежит в основе большинства наших трудностей в
воспитании современных детей и это приводит к нашей озабоченности и
попыткам выяснить, что же делать.
Однако, ответ на этот вопрос не в том, что делать, а
в правильных отношениях. Оказывается, детям не
только необходимо быть привязанным к тем, кто их воспитывает, но и
быть привязанными правильно, то есть зависеть, нуждаться в нас и
принимать эту зависимость. То, что
действительно нам надо выяснить, это как вдохновить наших детей
доверять нам и зависеть от нас. Пока мы этого не сделаем, мы не
можем правильно выполнять свою работу.
Тем, кто дочитал до конца и задался вопросом “а что же делать?” могу порекомендовать свой семинар “Кто здесь главный”, полностью посвящённый альфа-детям и тому, как возвращать их в нормальную позицию в привязанности, а также мои посты по тегу "Кто здесь главный".
|
</> |