Есть ли критерии, по которым определяется таланливая проза?

топ 100 блогов karasseff — 13.06.2011

Что такое, по-вашему, талантливая проза? Есть ли критерии, по которым она определяется независимо от политических, стилевых и прочих пристрастий оценивающего?

 На вопросы журнала «Бельские просторы» отвечают писатели Юрий Буйда, Светлана Василенко, Юрий Горюхин, Олег Ермаков, Александр Иличевский Александр Карасёв, Леонид Костюков, Игорь Фролов, Светлана Чураева и критики Сергей Беляков, Михаил Бойко, Алиса Ганиева, Александр Мызников, Валерия Пустовая, Виктор Топоров.

Александр Карасёв, писатель.

Критерии, конечно, есть. Как бы критики от них ни отмахивались, они вынуждены использовать для обоснования своих выборов тот или иной инструментарий.
Сейчас доминирующий критерий – «критерий бабушки – про что». Это можно объяснить тем, что литературный процесс вовлечён в книжный рынок и на смену литературной критике идут пиар-технологии. Рынок нацелен на массового потребителя, который прежде всего хочет знать, «про что» эта книга.
В условиях, когда не требуется экспертная оценка, а требуется раскрутка, литературная критика деградирует, отмирает или мутирует. Продолжая называться литературными критиками, критики фактически являются литературными промоутерами. Разница лишь в том, насколько сами они это осознают. Если Сергей Беляков тасует колоду из современных авторов хаотично, ничего не понимая ни в литературе, ни в пиаре, Лев Данилкин действует расчётливо, являясь промоутером эффективным.
Здесь нужно пояснить. Я не говорю, что пиар – это плохо, а критика – хорошо. Это просто разные вещи. У пиара (public relations) и литературной критики разные цели, задачи и методы. Если критик-эксперт определяет художественную стоимость произведения и даёт своё обоснованное заключение; критик-промоутер, определив перспективы продвижения книги (автора), самостоятельно, или получив задание от издателя, или установку, скажем, Форума молодых писателей, занимается этим продвижением. Общее здесь, что и сбивает с толку, форма выражения – статьи, рецензии, обзоры, комментарии.
Критиков в чистом виде, то есть критиков-экспертов, сейчас практически нет. Успех Данилкина в том, что он чистый промоутер, прекрасно это понимает и не собирается менять специальность, человек на своём месте. С Беляковым ситуация хуже – это случай неконтролируемой мутации литературной критики под воздействием public relations.
Человек, называющийся критиком, в наше переходное время должен определиться, кто он – литературный критик, то есть беспристрастный эксперт, или литературный промоутер. После чего он получит возможность спокойно заняться совершенствованием своего профессионального мастерства в выбранной сфере.
Критик-эксперт должен обладать художественным вкусом; кроме того, он должен иметь соответствующую профессиональную подготовку, а не просто диплом или научную степень, высоки и требования к его интеллекту. Но внешнего стимула посвятить себя этой сложной и малооплачиваемой профессии в современных условиях нет. Сейчас это может быть только подвижничество. Причём в большей степени, чем подвижничество писателя, занимающегося литературой, а не ремесленничеством.
В литературном ремесленничестве тоже нет ничего плохого. Литературу коммерческую или премиальную просто нужно отличать от литературы-искусства. Но, опять же, отличать некому и незачем. Рынок как раз и заинтересован в выдаче продукции этого сегмента за большую литературу. Происходит подмена, естественная в современных условиях. Противостоять ей может только институт независимой литературно-искусствоведческой экспертизы.
Я всё же думаю, что условия изменятся, экспертный институт возникнет или будет создан. В конце концов, существует объективная закономерность. Везде на смену хаосу приходит порядок. Были девяностые, пришли двухтысячные, мы видели разницу. Те же продукты питания постепенно стали продаваться в соответствующих упаковках. На полумаргарине появилась надпись «Спред», и стоить он стал дешевле натурального масла. Выиграли от этого все – производители, потребители, выиграли и продавцы.

Другие мнения

 

Есть ли критерии, по которым определяется таланливая проза?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Суть оппозиции сводится к выкрикиванию лозунгов. Причем чем сильнее и отчаяннее кричишь, тем либеральней и оппозиционней кажешься. Однако есть тут и обратная сторона медали. Такие митинги, как «Болотная» и «Сахарова» и их организаторы ...
Или просто пригрелась и разомлела под пледом у меня на ручках. ...
Снял 840ф с банкомата Футболки 180ф: туника анке 8$, майка тане 6$, майка мне 6$, майка русе 4$ Супермаркет 98ф Фрукты 55ф После утреннего шоппинга 7$+555ф С утра в лоби в личку пришло предложение матпомощи, сообщил номер карты и чувак перевел мне 5000 безвозмездно, рассчитаюсь двумя выпу ...
"Дама за туалетом", Фердинанд Вахсмут, 1835 г. На даме рубашка с пышными рукавчиками и корсет (напомню, что в 1830-е рукава платьев были пышными и им требовалась поддержка изнутри, так сказать, в виде или пышных рукавов рубашек или даже специальный накладок), и юбка из плотной ткани. ...
...