Еще заодно из бабушкиных рассказов
perebeia — 22.06.2023Безграмотность считалась в местечках позором, каждый должен был уметь читать и писать, знать молитвы. Для этого имелись учителя, меламеды. Платили им часто тем, что они кормились в семьях, где жили их ученики. Поскольку наша семья жила вне местечка,в Белоруссии, дед пригласил к себе дальнего родственника, который учил всех детей. Повезло лишь одному из сыновей, Соломону. Помещик отправил его учиться игре на скрипке в Ригу на свой счет. Впоследствии Соломон играл в оркестре Киевского оперного театра. А нам досталась в наследство его скрипка.
Насчет бедности. Помню как-то готовила бабушка форшмак и ругалась, что селедка какая-то тощая и паршивая. А вот папа ее всегда покупал селедку, залом называлась, уж такая селедка, папа всегда бочку покупал и у нас в сенях стояла. Папа все бочками покупал. Ну, понятное дело, 12 человек семья, бочками да мешками закупаться как раз. Одежду только страшим покупали, потом младшие донашивали. Но и не похоже, чтобы голодали. Купить корову денег не было, но они брали двух коров в аренду за определенную плату, и детям молока хватало, и на продажу оставалось.
Семья деда Изи похоже жила побогаче, может, потому что детей было меньше. Они нанимали батраков на огород, и корова своя была. Но поскольку коров держать не разрешалось евреям, они сдавали ее в аренду и получали молоком за это. У Сэйнэ и Довида двое детей умерли маленькими, но детей в доме все равно всегда было десять. Сироты воспитывались. Причем разницы никакой между ними и своими детьми не делалось, так тоже велел закон. Когда одна из дочерей однажды попросилась у отца отправить ее учиться ,он сказал, что тогда должен отправить учиться и воспитанницу Гинду, ее ровесницу, а на двоих у него денег нет.
|
</> |