Ещё разок про трипланы, бипланы и имболетную аэродинамику в частности
war_tundra — 04.09.2013 Недавно тут задал вопрос товарищ koloradskiyzhuk :"Например Су-37 это неустойчивый интегральный триплан (что это за хуйня я сам не знаю, в инторнетах ща вычитал)."
Итак, эти это Су-37 в стандартном окрасе:
Это проще пареной репы.
Неустойчивый - болтается как говно в проруби, т.к. фокусная граница всех прилагаемых к самолету аэродинамических сил располагается перед центром тяжести.
Интегральный - есть зализы крыльев к фюзеляжу (т.е. сам корпус самолета - одно огромное крыло)
Триплан - спереди крылышки (су33 , су34). По центру крыло и сзади, у движков, пара рулей высоты (тоже как бы крылышки)
Название сильно натянутое.
И теперь поподробнее про устойчивость. Т.к. самолет действует на воздух (летит), то и воздух действует на него. Если все силы с векторами сложить, то получаем точку приложения всех сил на фюзеляже (отображается как центр аэродинамических сил, аэродинамический фокус)
С точки зрения авиации и аэродинамики - самолет это кирпич. Здоровенный кирпич. И как всякий кирпич он имеет свою массу. В зависимость от приложения фокуса к массе и проявляется имболетность того или иного самолета.
Вот к примеру картинка самолета, идущего в набор высоты (эволюция). Тут точка приложения сил одна, и оттуда идут векторы Y,R,Q- подъемной силы, p-тяга. V - вектор скорости. Инерция несет самолет вперед, поэтому для упрощения расчетов идеализировали и нарисовали вектор G из общей точки (довольно справедливо для больших скоростей, большой тяги движка и эффективных рулей высоты). Так более понятен термин Аэродинамический фокус?
У Ишака он близко, У Ла-7 двигатель длинный - ц.м. (центр масс) ближе к винту. У Су-37/27/33/30 он расположен ЗА фокусом. Тут в дело вступает бортовой компьютер ЗА пилотом (в горбе) , который и постоянно следит за прямолинейным полетом без эволютивных рывков. А вот когда ограничения снимаются - самолет САМ затягивается в кобру/ хук и т.д. Разумеется движок, удельная нагрузка на крыло и лобовое сопротивление тоже влияют на имболетность, но раз зашла речь о бипланах хотел пояснить вопрос в меру своих знаний. Если что не так - пишите в комментах, поспорим.
Теперь насчет слова интегральный - т.е. объединенный. В современном мире, когда движок жрет топлива как жена после свадьбы западло делать фюзеляж круглым и усилять места сочленения фюзеляжа с крылом. Легче его сделать плавно перетекающим в корпус, а внутри вставить баки, много баков. В итоге крыло - основная несущая поверхность держит самолет в воздухе всего на 60-70%. Остальное - сам фюзеляж, где сидит летчик (40-30%), считая с вихреобразователями и наплывами. У будующего нагибатора war thunder Go-229 - почти интегральный т.к. летающее крыло.
Триплан - три пары "крыльев" , одна несущая (у бипланов 2 пары несущих)