Еще раз о вечных ценностях
yachtweek — 07.12.2017 Перечитала снова «Героя нашего времени» и «Евгения Онегина».К прочтению последнего меня подтолкнул вот этот комментарий live_non_stop, захотелось освежить в памяти:
«А что касается Лариной… До сих пор для многих женщин признаться первыми в любви – это жуткое унижение, так что эти метания и поступок должны быть понятны, но даже если есть те, для кого это не проблема, написать первой, предложить себя и т.д., то уж сцена, когда Онегин приходит к замужней женщине, а та не уходит с ним закат, потому что считает, что она свой выбор сделала и будет верна ему, вполне себе актуальная на все время честность. Я уже молчу про то, что этот человек ее когда-то на хер, считай, послал, а она должна была побежать, роняя тапки? Даже если уж не честность, то как минимум гордость быть должна? Чем эти понятия не актуальны?»
Почему для женщины первой признаться в любви – это унижение, а для мужчины нет? Так ли важно, кто первым признается и кто первым предлагает вступить в брак? В своем письме Ларина пишет о браке. Ну да, получается, сама делает ему предложение. Наверное, смело по тем временам. Да и сейчас традиционно многие женщины ждут предложения от мужчины. А почему?
Насчет честности, мне кажется, это просто долг, Ларина ведь давала клятву перед алтарем. Времена были такие, развод был немыслимым, это был вызов обществу. Вспомним хотя бы Каренину.
Я не считаю, что Онегин Татьяну послал.
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, –
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
...Но я не создан для блаженства;
– в контексте это именно про брак.
Супружество нам будет мукой…
Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
Ужели жребий вам такой
Назначен строгою судьбой?
Что здесь оскорбительного? Просто обидно, что он не испытывает того же, что она. Она-то рассчитывала на признание в любви.
Вечные ценности актуальны, но надо делать поправку на современность, тут я отчасти согласна с garry_71: «Русская классика во многих вопросах совершенно неактуальна, так как описывает события, исходя из норм и правил, принятых в 18-19 вв. Да, Ларина как пример». Очень многое поменялось с тех пор. Вспомните хотя бы, что тогда значило слово «честь». По всякой ерунде, я извиняюсь, стрелялись, дабы ее отстоять. Грушницкий, Ленский, Пушкин, Лермонтов. Вы будете вызывать на дуэль того, кто распускает сплетни, и даже не про вас или вашу жену, а про девушку, с которой у вас ничего нет? Или того, кто танцует с вашей невестой?
И еще парочка рецензий:
Владимир Набоков «Защита Лужина»
Главный герой вызвал некоторое недоумение. Неужели так бывает, чтобы ребенку не было интересно совершенно ничего: ни игры с другими детьми, ни книги, ни природа, ни рисование и прочее. До тех пор, пока он случайно не познакомился с шахматами, вот это поглотило его целиком и стало единственным интересом. Он даже в жизни разыгрывал партии, не шахматные. Его даже секс не интересовал. Я так и не поняла, был ли он у него вообще, в первую брачную ночь он уснул, а дальше описывается только, как жена его опекала, кормила, подбирала за ним платочки и т.д., ну совершенно был не приспособленный к жизни человек, не от мира сего. И только играя в шахматы, он жил по-настоящему.
Стивен Кинг «Игра Джералда»
Ни разу не читала Кинга и, видимо, больше не буду. Совсем не понравилось. Книгу бросила на половине, начала смотреть фильм, тем более, что читала про него хорошие отзывы. Фильм тоже не очень, на троечку, ИМХО. Сумасшествие, голоса в голове, видения – скучно, несмотря на интригу. Единственное, что в нем понравилось, это то, как сыграла девочка. Там есть тема педофилии и инцеста, но ничего такого, насилия или постельных сцен, только чистая психология, как педофил, действующий якобы в интересах ребенка, оборачивает ситуацию так, как выгодно ему, и ребенок сам (якобы) решает ничего никому не рассказывать, а хранить «нашу общую тайну».
|
</> |