Еще раз о "коммунизме для избранных"

топ 100 блогов anlazz16.03.2023 Представьте себе жизнь в некоторой утопии. Вы - свободный человек свободного города, над которым нет почти никакого начальства, нет полиции - и явной и тайной - ну и т.д., и т.п. (При этом вполне возможно ходить по улицам, не будучи ограбленным.) Вы приходите в чистый, светлый, красивый дом - который на порядки лучше не только убогой квартиры в "хрущевке", но и пресловутой гипсокартонной "одноэтажной Америки": все сделано на века и из натуральных материалов. Так вот: вы приходите - и вас встречают некие "умные устройства", которые сразу же раздевают-привечают-усаживают/улеживают так, как вам удобно, подают вкусно приготовленный ужин и услаждают прекрасной музыкой.

А если вы хотите провести время не один, а с друзьями - то прекрасно. Это будет сделано по мановению руки: накрыт стол, обеспечена обстановка и, опять-таки, предложен нужный музыкальный фон. Который будет меняться по мере развития событий: когда вы чинно едите за столом - будет одно, если перейдете на умные беседы - другой, когда дело дойдет от отчаянного веселья - третий. И да, любой ваш каприз, любое требование будет этими устройствами удовлетворено - вам не потребуется даже тратить время на программирование/кручение ручек: они, практически, "чувствуют" ваши желания. (Вплоть до самых интимных.)

Надо ли говорить: какой это прекрасный, комфортный и достойный человек мир - мир прекрасных строений, умных разговоров, высоких истин. Но что он из себя представляет: коммунизм? Нет, совершенно противоположное: рабовладельческое общество античного типа. А указанные выше "умные устройства" - это рабы. Их, в общем-то, так и именовали instrumentum vocale (почти smart device) и относили однозначно к вещам (res). То есть, между восприятием раба тогда и восприятием какого-нибудь смартфона сейчас разницы не было. (Разве что раба нельзя было "просто так" убить - хотя "не просто так" вполне было возможно.)

Подобный момент прекрасно показывает то, насколько сложным является процесс общественного развития, и насколько абсурдна идея делать выводы, исходя из части социальной системы, а не ее целого. Например, беря в расчет только существования "свободных людей" - ну да, тех самых, у кого классические "не менее трех рабов" - и не учитывая всех остальных. Потому, что "при рассмотрении по части" мы получаем "почти Рай" - а на самом деле это будет практически чистый Ад для большей части населения мир-системы. Напомню, что тот же Рим - с его "высокими стандартами жизни" для т.н. "образованных классов" - существовал за счет фактического ограбления окружающих его социумов. (Включая "обязательный" угон в рабство населения.)

То же самое можно сказать и про другие проявления "высокой цивилизации": скажем, в "эпоху Разума" - в пресловутый XVIII век - представители дворянского сословия жили в "прекрасном чистом мире". Где могли себе позволить не только многоуровневую и длительную "науку страсти нежной" - сложный процесс ухаживания за представительницами женского пола, со всеми этими прогулками при луне и читанием стихов, с "воздыханиями в тишине" и "наукой мушек" - но и вполне "серьезные" размышления на космические темы. Вроде того, что "человеческий разум постиг почти все возможные тайны и достиг божественных возможностей". (Кстати, пресловутый атеизм этого времени отсюда же: раз человек может "быстрой мыслею постичь движение планет", то он, по сути, равен...)

Сейчас это выглядит странным - например, на фоне того, что эти самые "божественные мыслью" не имели банальной канализации, ходя по "потребностям", простите, в банальный горшок. Однако для них самих ничего странного в этом не было: горшок, выносимый и приносимый слугой, простите, много удобнее унитаза. Равно как удобны в жизни прекрасные дворцы, протапливаемые огромным количеством печей: ну да, их топка и добыча дров - это удел прислуги, а не господ. Господин только говорит: теплее или прохладнее, то есть, использует "голосовой интерфейс".

И поэтому с т.з. указанных обитателей этого "дворянского рая" все было более, чем прекрасно: были невероятное красивые сады и утонченные беседы, сложное "искусство флирта" и изящная поэзия, построение тончайших конструкций из слов и образов - не важно, шла ли речь о художественном произведении или о научной теории. И единственное, что портило всю это картины - так это ее конец. Ну да: голова Луи Капета, поднятая рукой палача под дружное "гыгыкание толпы". Вот это да, ужас, кошмар и ад на фоне "галантного Рая недавнего прошлого".

Ну да: они ведь до самого конца не могли понять - "почему нас так не любят"! (Равно как тысячелетием ранее не могли понять римляне: почему же эти "варвары" с таким остервенением рушат прекрасные статуи и поджигают дворцы.) Потому, что они видели только одну, "свою" сторону системы - сторону "красоты и гармонии". А то, что за эту красоту и гармонию (без кавычек, кстати) приходится платить жизнями простолюдинов, тем, что народ жил не просто плохо - а хуже, нежели жили его далекие предки в каменном (!!!) веке. (Да, именно так: та же продолжительность жизни, достигнутая в "развитых неолитических обществах" вроде Чатал Гуюка, была "возвращена" человечеству только в начале (!!!!) XIX столетия. То есть, более, чем через 40 веков "развития красоты и гармонии".)

Но ведь эти времена давно уже в прошлом - скажете вы. И сейчас то, во времена демократии и либерализма - идущими, кстати, от той самой Великой Французской Революции, которая и обезглавила Луи Капета - ничего подобного нет. Ведь сейчас каждый землепашец имеет не менее трех рабов работающий человек может занять достойное место в жизни - надо только не лениться и оторвать свою задницу от дивана. (А то, знаете ли, многие этого не делают, и поэтому рубят уголь в шахтах или крутят баранку на трассе. А оторвали бы зад - стали бы человеками. Например, тимлидами или эйчарами.)

Но на самом деле, конечно же, ничего подобного нет. И в реальности основу нашей цивилизации по прежнему создают те, кто вкалывает на заводах или шахтах, в полях или на трассах. Да что там поля - вон, даже столь любимая нашими "светлыми и инициативными" "дистанционная торговля" работать не может без множество "тупых неамбициозных быдл", которые пакуют заказы в огромных ангарах, не имея возможности даже сходить в туалет. ("Кейс Амазона".) А затем - развозят-разносят все это до потребителей. Да, именно это и есть основная работа, без которой вся эта "постиндустриальная прелесть" айтишников-менеджеров-маркетологов тупо не может существовать.

Да и вообще: для того, чтобы можно было чего-то продавать, надо вначале это "что-то" произвести. В цехах с шумными станками, а то и вредными условиями труда. А еще - надо добыть сырье, в лучшем случае при помощи экскаватора или бурильной установки. (В худшем же - детскими руками, как добывается литий в Африке.) Потому, что этот самый "светлый и чистый мир" - мир, где принято писать стихи, продавать "хендмейд", устраивать тренинги и коучинги, а так же "лечиться у психолога от депрессии", мир в котором возможны "путешествия к индийским ашрамам" и "прогулки по Риму", "свободное программное обеспечение" и доброжелательное отношение друг к другу (но не к "быдлу"), где действует правило "занимайтесь любовью, а не войной" (но, опять же, не в отношении к "быдлу") и где принято ценить "духовный мир", где самокат лучше автомобиля, а главной проблемой бытия выступает "глобальное потепление" - этот мир является только самым верхним этажом огромной социально-производственной пирамиды.

Так же, как таковым являлся "мир рабовладельцев" Римской Империи или, скажем, "мир дворянской вольности" времен Абсолютизма. И поэтому этот самый "светлый мир" обречен. Обречен на разрушение, которое рано или поздно, но происходит из-за указанного "градиента Инферно", которое обычно "спихивается" "светлыми" вниз - но котором через определенное время обязано "полезть" и наверх. Потому, что "коммунизма для избранных" быть не может в принципе - точнее, может быть, но это будет не коммунизм, а обычное классовое общество. (Неважно, рабовладельческое, феодальное или капиталистическое.) Со всеми вытекающими последствиями.

Которые, как правило, для этих "избранных" не слишком привлекательны - вспоминаем еще раз голову Луи Капета. Но об этом надо говорить уже отдельно.

P.S. Кстати, на указанном фоне становится понятным и особенности СССР - единственного в истории реально хоть как-то приближенного к коммунизму общества. В котором не было таких "отдельно взятых островков свободы, красоты и возможности", а была "равномерно размазанная всеобщая бедность". Вечные серые пятиэтажки бесчисленных городов и поселков - вместо текущей яркости мегаполисов. Потому, что это была единственная возможность на имеющемся уровне развития дать максимальное количество благ всем - вместо "нормального" процветания верхов. (Пускай и в "расширенном смысле" - то есть, когда к верхам относятся не только крупные бизнесмены и чиновники, но и московские айтишники, психологи и тренеры по йоге.) Но понятно, что это - так же тема уже отдельного разговора.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я вот тут посмотрела кое-чего и подумала, можно  до усёра всю жизнь изучать изящные искусства в разных почётных заведениях, видеть, сравнивать, оценивать работы мастеров и не видеть недоразумения собственных изделий. Как ...
Прошу прощения за мат, но тут Толика Шария прорвало. Не понравилось ему, понимаешь. Человек вроде в Испании живет, а не понимает, что если на Западе и есть какие-то вечные ценности, ...
Городские деревья продолжают удивлять. ...
Традиция домашнего изготовления игрушек из ваты хранилась и передавалась во многих семьях. Незадолго до наступления торжеств, старые игрушки обновляли и делали новые. Замечательная традиция совместного домашнего изготовления ёлочных игрушек не только объединяла семью, прививала ...
...