Ещё раз о глубокой пропасти между падшими картинами и святыми иконами
mmekourdukova — 07.07.2011Любимый френд с моего
благословения запостил несколько строк из моей новой книги, добавив
картинки, такой ликбез-постинг сделал. У себя мне это постить
неловко, потому что постоянные здешние комментаторы народ
продвинутый, они и так в курсе этих прописных истин, но, может,
кто-то меня и в самом деле читает молча, с ликбез-интенциями, так
вот для них ссылка http://bizantinum.livejournal.com/56456.html
.
А у себя я поверну тему более любопытным
бочком.
Напоминаю, что легко усвояемый легковерным
народом финт ушами, на котором научно базируется
«богословие иконы» , вкратце выглядит так:
у нас – иконы, а у них, еретиков западных, картины (если кому нужно определение икон и картин, так вот оно: святые иконы – это не какие-то там падшие картины, а падшие картины, в свою очередь – не святые иконы, чего тут непонятного). И видеоряд в доказательство: агнцы представлены отборным товаром, Московской школой XV - XVI вв. , а козлища – фууууу! Там же у них «Экстаз св. Терезы» Бернини, там же «Св. Семейство» Понтормо, там же кошмарики Грюневальда... Ну, картины, одно слово. Что с них взять, с неикон-то.
Я подумала – а видеоряд,
он ведь что дышло, куда повернешь, туда и вышло.
И вообразила себе такую умозрительную ситуацию. Вот если бы
официальная теория была та, что святая икона – это нечто в
академическом стиле, а падшая картина – в неакадемическом. А я бы
была дешёвым идеологом, действовавшим в защиту такой теории.
Какой бы видеоряд я подобрала для доверчивого
народа?
Сначала хотела запостить вперемежку
изображения-агнцы и изображения-козлища. А потом раздумала и
пустила святые иконы и падшие картины всё же раздельно, сперва тех
пачечка, потом других охапочка (а в каком порядке эти две группы
пойдут, не скажу, пусть это будет приятной
неожиданностью).
Складень двустворчатый "Богоматерь Знамение - Святая Троица". Начало XVIII века. Выг. ЦМиАР
Богоматерь Казанская. 1-я пол. 18 века, Галич.
Спас Вседержитель. 1-я пол. 18 века
Святой Николай Мирликийский. Около середины 18 века. Вологодский север
«Деисусный чин». 19 век, Россия, темпера, доска, 48x42 см. Собрание иконописной мастерской «Канон»
Тут первая пачечка кончилась, начинается вторая.
Ганс Мемлинг
1470
Генуя, Палаццо Бьянко
Джованни Беллини
Пьета. ок. 1460 г. Галерея Брера, Милан.
Стефан Лохнер. Богоматерь в беседке из роз. 51х40 см. Музей Вальраф-Рихартц, Кельн
Ещё Беллини
Энгр, 1841, ГМИИ им. Пушкина
св. Иероним
Витраж из Сент-Водрю в Монсе, 19 в.
И русских несколько, всем знакомых.
Где-то так.
Убедительно получилось, или я что-то существенное
упустила?