рейтинг блогов

Ещё немного о сравнительном авианосцестроении

топ 100 блогов sidorenko_vl31.05.2023
Когда я делал сравнение авианосца «Синъё» и проекта авианосца «Elbe» мне был задан вопрос, не стоило бы дополнительно сравнить проект «Эльбе» не с проектом «Синъё», а с проектом «Дзюнъё-Хиё»?
Я ответил, что «Дзюнъё» заметно больше по водоизмещению и сравнивать его с «Elbe» поэтому неспортивно – «Elbe» заведомо проиграет. Это так и есть, но остаётся вопрос, а с кем тогда собственно можно сравнивать «Дзюнъё»?
Исходя из условий задачи, это должен бы быть
авианосец не специальной постройки, а авианосец, переоборудованный из гражданского судна (пассажирского лайнера), более-менее близкий по водоизмещению к авианосцам типа «Дзюнъё»[1].
И такой корабль у нас есть! Это недостроенный итальянский авианосец «Aquila», переоборудованный из пассажирского лайнера «Roma»[2].
Ещё немного о сравнительном авианосцестроении
Лайнер «Рома»

Возможно мало кто задумывается, но Regia Aeronautica гораздо раньше, чем Lüftwaffe воплотила в жизнь знаменитый принцип «Все что летает – принадлежит мне!»[3] чем блестяще и уничтожила морскую авиацию Италии (на конец Первой мировой войны – достаточно приличную). Как оказалось впоследствии – без должной компенсации.
Хотя итальянский флот, в период между мировыми войнами, периодически разрабатывал проекты авианосцев[4], позиция летчиков (не хотевших делиться обретённым влиянием и солидным кусом бюджетного «пирога») надёжно похоронила эти планы.
Впрочем, справедливости ради, и среди высшего командования итальянского флота тоже не было должного единства по вопросу необходимости этого класса кораблей[5].
Но война быстро всё расставила по своим местам. Хотя, как это обычно и бывает, расплачиваться за амбиции дураков пришлось другим людям, но наш мир несовершенен.
Понимая, что строительство авианосца с нуля будет слишком затратным по времени, которого у них уже не было, авианосец был нужен «ещё вчера», командование итальянского флота вынужденно пошло по пути переоборудования в авианосец подходящего гражданского судна (по крайней мере экономилось время на формирование корпуса корабля). Однако, при этом итальянские адмиралы пожелали получить в результате не банальный тихоходный «эскортник» (пусть и оччень большой), каковые обычно получались из гражданских судов, а почти что полноценный «флит кэрриер».
Японцы шли этим же путём, за исключением того, что у них конверсия была плановой, когда для увеличения численности авианосцев заранее, ещё до войны, отбирались/назначались пригодные для этого гражданские суда.

Как и в случае с парой «Синъё» - «Elbe», мы рассмотрим итальянский и японские корабли, постаравшись отметить, как общность, так и разницу взглядов кораблестроителей двух стран на конструкцию подобных кораблей.
Ещё немного о сравнительном авианосцестроении
Авианосцы «Дзюнъё» и «Aquila» приведённые к приблизительно одинаковому масштабу для сравнения

Оба корабля имели островную надстройку с интегрированной дымовой трубой на правом борту (у итальянского корабля более протяжённую и масивную). Надстройка опиралась на пристроенный к борту спонсон, чтобы как можно меньше отнимать ширины у полётной палубы. Полётная палуба на обоих проектах немного не доходила до форштевня, причём у итальянского корабля на бóльшее расстояние из-за необходимости разместить устройство спуска и возвращения в ангар стартовых тележек. При этом кормовая часть полётной палубы получила консольный свес, простирающийся за ахтерштевень (решение японским кораблестроителям известное, но не снискавшее у них популярности), но в итоге при бóльшей длине корпуса полётная палуба «Аквила» получилась длиннее всего на 1,3 м. И у японских и у итальянского кораблей полётная палуба была включена в конструкцию корпуса (что для японских авианосцев было, в общем то, не типично).
При более же детальном рассмотрении в устройстве кораблей наблюдается всё больше различий.

В отличии от японцев итальянцы переоборудовали исходное судно гораздо более радикально. Корпус будущего авианосца получил новую носовую оконечность, с клиперным форштевнем и були.
Полностью была заменена энергетическая установка. Вместо прежних 13 паровых котлов и 4 турбин лайнера с которыми нельзя было рассчитывать на высокую скорость, итальянцы не поскупились на два комплекта ЭУ от остановленных постройкой двух лёгких крейсеров типа «Capitani Romani» – «Paolo Emilio» и «Cornelio Silla». Это должно было дать будущему авианосцу 29-30-узловую скорость.
Японские же кораблестроители оставили подводную часть корпуса, винто-рулевую группу и энергетическую установку своих лайнеров без изменений. Справедливости ради – тут японцы имели скрытую фору. Поскольку уже на этапе проектирования лайнеров «Касивара-мару» и «Идзумо-мару» в их конструкцию закладывалась возможность перестройки в авианосцы. Отсюда и достаточно высокая скорость (хотя и вовсе не рекордная для этого класса судов), и более тщательное разделение на отсеки подводной части улучшающее непотопляемость и позволившее обойтись без булей.
Ещё немного о сравнительном авианосцестроении
Лайнер «Касивара-мару» (предполагаемый вид по завершению строительства)

Для размещения самолётов на японских кораблях были устроены двухъярусные авиационные ангары с двумя самолётоподъёмниками, разнесёнными в оконечности.
У итальянцев же получился только одноярусный ангар, также с двумя самолётоподъёмниками, но в отличие от японцев они были стянуты к миделю корабля[6].

В отношении артиллерийского вооружения итальянцы пошли на шаг, который в нормальных авианосных флотах уже был анахронизмом – «Аквила» должен был получить 8 неуниверсальных 135-мм противоминных орудий и 12 зенитных 65-мм орудий в палубных установках со щитами. Зенитные автоматы должны были быть представлены совершенно бесподобными новейшими 6-ствольными 20-миллиметровками [7].
Ещё немного о сравнительном авианосцестроении
Особенно мне нравится этажерка из сидений наводчиков. Представляю, как их мотало бы на качке.

Ещё немного о сравнительном авианосцестроении
Японцы же обошлись своим стандартным уже набором из 127-мм «универсалок» и 25-мм автоматов.

К достоинствам проекта «Аквила» можно отнести наличие 4-х КДП зенитного калибра, что позволяло вести огонь с центральной наводкой по четырём воздушным целям четырём 3-орудийным группам (батареям) зенитных орудий. К недостаткам же - минимальный из возможных калибр оных орудий.

А вот в отношении авиационного вооружения всё было гораздо печальнее даже в теории. Итальянцы полностью восприняли немецкий подход к организации полётных операций на авианосце с чисто катапультным стартом[8]. «Аквила» должен был получить немецкий комплект палубного взлётно-посадочного оборудования – две пневматические катапульты в носовой части полётной палубы и четыре аэрофинишера в кормовой (собственно немцы продали итальянцам комплект от своего авианосца «B», от постройки которого они отказались, плюс пятый аэрофинишер для установки на наземной полосе в опытных и учебных целях). Хотя полученное оборудование оказалось неработоспособным (привет альтернатиффкам про «вступивший в строй «Цеппелин») итальянские специалисты, как пишут, сумели его довести до сколько-то пригодного к использованию состояния. Впрочем, осматривавшие всё это после войны американцы оценили результаты этих усилий довольно скептически[9].
Аварийных барьеров, разумеется, тоже не было. Правда, есть интересная ремарка: «A 14m x 4 m hinged wind break was fitted in front of the after lift and served as an emergency crash barrier». Крайне оригинальный подход – использовать в качестве аварийного барьера ветрозащитный щит. Ну, да, так-то можно врезаться в щит, вот только он без амортизации, так что самолёт его тупо проломит, хотя, конечно, и потеряет на этом какую-то часть кинетической энергии. А вот второго раза уже не будет.
АВ типа «Дзюнъё» имели 9 поперечных тросов аэрофинишеров: 6 в кормовой части и 3 в носовой (для обеспечения аварийной «обратной» посадки в направлении с носа на корму), и 4 аварийных барьера (2 стационарных и 2 съёмных). Катапульт они не имели и под них даже не резервировалось место, как в некоторых других японских проектах.

В общем, взлётно-посадочные операции на «Аквиле», доведись ему вступить в строй, были бы столь же «медленными и печальными», что и на планируемых германских авианосцах.
При подготовке к взлёту самолёт заправлялся и вооружался в ангаре и там же устанавливался на катапультную тележку, которая в свою очередь устанавливалась на колёсную тележку, служившую для перемещения этой связки в ангаре. На колёсной тележке самолёт подвозили к створу рельсовой дорожки и затем катапультную тележку с самолётом на ней заводили на рельсы. Далее по рельсам тележка с самолётом перемещалась к катапульте.
Теоретически хорошо обученный экипаж (правда, откуда бы его ещё итальянцам взять?) мог запустить в полет 8 самолетов за 4 минуты, но эта процедура никогда не проверялась на практике. И даже с этим запаса сжатого воздуха теоретически хватало только на девять стартов с одной катапульты, а потом требовалась перезарядка баллонов. То есть при самых благоприятных условиях «Аквила» смог бы поднять в воздух за один приём только 18 самолётов.
Таким образом, «Аквила» мог бы использоваться лишь для весьма ограниченных по масштабам лётных операций - поддержание ограниченного боевого воздушного патруля над своим соединением и/или нанесение также весьма ограниченных бомбо-штурмовых ударов по кораблям либо наземным целям.
При отказе же одной из катапульт или, не приведи Мадонна, обеих сразу – наступал упс.

То есть, ещё раз – для создания нормального авианосца нужен опыт. А оный требует времени. Потому и войти «одним прыжком» в «авианосную лигу» у Германии и Италии не получилось и не могло бы получиться[10]. При этом у меня нет сомнений, что собрать собственно «коробку», т.е. корпус с машинами и вооружением было вполне по силам, что германской, что итальянской кораблестроительной промышленности (собственно «Аквилу» совсем чуть-чуть не довели до ходовых испытаний). А вот дальше начинались «танцы с бубном». И это при наличии союзных отношений с Японией.

Ну, а «Дзюнъё» и «Хиё» вполне себе были завершены постройкой и вошли в состав Императорского флота. Став единственными в мире авианосцами, переоборудованными из гражданских судов, вполне сопоставимыми по своим боевым качествам с авианосцами специальной постройки.
Ещё немного о сравнительном авианосцестроении

Ещё немного о сравнительном авианосцестроении

Ещё немного о сравнительном авианосцестроении
________________________________________________________________________________
[1] По классификации этих авианосцев у самих японцев есть разночтения. С одной стороны, «Хиё» имеет старший порядковый номер Военно-морского министерства (корабль № 1001, а «Дзюнъё» – корабль № 1002), с другой – «Дзюнъё» вступил в строй почти на 3 месяца раньше собрата. Поэтому сегодня в разных японских источниках можно встретить разную классификацию этих кораблей: то как АВ типа «Дзюнъё», а то как АВ типа «Хиё». Однако во время войны корабли классифицировались как тип «Дзюнъё» (приказ по внутренней службе № 1985 от 25.09.1943 г.), что мы и примем для настоящей заметки, а возможно и на будущее.
[2] Можно было бы ещё вспомнить и «самый большой эскортный авианосец» британского флота «Pretoria Castle», переоборудованный из пассажирского лайнера компании «Union Castle», вот только он хотя по сравнению с другими англо-американскими «эскортниками» и вправду самый большой, но по тоннажу эквивалентен «Синъё» и проекту «Elbe», а потому и сравнивать его надо с ними.
[3] «Alles was fliegt gehört zu mir».
[4] Например, проекты авианосцев генерал-лейтенанта Корпуса морских инженеров Филиппо Бонфильетти, а также и другие.
[5] «… and in 1938 Cavagnari firmly stated in the Italian parliament that Italy was ‘a natural aircraft carrier bestriding the Mediterranean’. Ну, если сам начальник Главного штаба итальянского флота так считает…
[6] Согласно официальному чертежу ангарной палубы «Aquila» в его ангаре могло разместиться 26 истребителей Re.2001/OR плюс в отдельном отсеке позади ангара размещались ещё 2 запасных истребителя в частично разобранном (с отстыкованными консолями крыльев) состоянии (об этих запасных истребителях все известные источники почему-то не упоминают). Согласно же текстовым описаниям ещё 10 истребителей должно было размещаться в постоянной палубной парковке (возможно это и даёт в сумме число нормальной авиагруппы в 38 единиц) и ещё 15 можно было подвесить под подволоком ангара, подобно тому как это практиковалось на британских и американских авианосцах (степень готовности этих последних к полётам не ясна).
[7] Интересно, что первоначальный проект авианосца предусматривал более тяжёлое вооружение: 152-мм противоминные орудия, 90-мм (по другим данным – германские 88-мм) зенитки и 37-мм автоматы.
[8] Интересно, что первоначальный проект авианосца катапульт не предусматривал и самолёты должны были взлетать свободным разбегом. Более того, торпедоносная версия истребителя Re.2001/OR не могла быть запущена с катапульты (торпеда не умещалась в стартовую тележку) и ей не оставалось ничего иного кроме старта свободным разбегом. А раз всё равно какая-то часть самолётов (технически одних и тех же!) будет взлетать свободным разбегом, то почему бы тогда и остальные так не запускать, оставив катапультный старт лишь для каких-то отдельных случаев? Но нет. Вот так немцы со своим катапультным стартом ухитрились сбить с панталыку не только самих себя, но ещё и итальянцев.
С другой стороны, было бы забавно посмотреть (с безопасного расстояния), как разогнавшийся торпедоносец наехал бы в конце разбега на торчащие над палубой рельсы.
[9] «A postwar US Navy evaluation concluded, however, that the arrangement would have made landings exceedingly hazardous, especially given the absence of a crash barrier».
[10] То же относится и к гипотетическому советскому авианосцу 30-40-гг., который в отличии от «Графа Цеппелина» и «Аквила» вообще не вышел за стадию эскизного проекта (хотя эскизный проект 71 был весьма реалистичен, во всяком случае по корпусу и машинам). Тем более, что ему в этом деле вообще никто помогать не собирался.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Конец обозначился в столице Канады Оттаве. В пятницу вечером в Оттаву прибыла огромная колонна из 50 000 канадских водителей грузовиков в преддверии запланированной на эти выходные акции протеста против обязательного введения вакцин для водителей. Истоки возмущения тракеров ...
Наконец-то лето порадовало нас и на грядке поспели ягодки! Пока их не очень много, но Аринка собрала несколько штук И приготовила из них лакомство Вкуснятина! ...
Есть у нас одна железная стенка в районе. Это задворки бывшего универмага, типа склад наверное. Хотя больше на гараж похоже. Недавно кому-то пришла в голову "гениальная" мысль выкрасить эту стенку в черный цвет. Я аж прям офигела от такой ...
Сегодня, 12 мая, активисты движения "Сталь" провели очередной рейд по закрытию одной из игровых точек Владимира. Что примечательно, клуб "РИО" находился прямо возле автовокзала, места где ежедневно проходят тысячи людей, потенциальных игроков. ...
© ...