Еще к вопросу о сносках
kot_kam — 16.01.2016 Сейчас задумался над еще одной стороной этой проблемы. Это к вопросу о том, что дети вполне могут не знать слова "полтора". Или слова "наказ". А уж слова "вепрь"-то они точно не знают (http://kot-kam.livejournal.com/1510008.html#comments).Все-таки свой весьма обширный словарный запас мы с вами набирали в первую очередь из книг. Из книжек советского издания, снабженных внушительным корпусом сносок и примечаний. Будь то детские книжки или "взрослые" (если Дюма, Гюго и Фенимор Купера считать за взрослые - ну, хотя бы благодаря их толщине). Проблема в чем: сейчас большая часть и "взрослой" приключенческой литературы, и даже детских книжек ушла под гриф 12+. А то и 16+. У того, что осталось в распоряжении начальной и младшей средней школы, словарный запас, мягко говоря, небогат просто в силу ограниченности тем (и про то нельзя, и про се нельзя, а уж любой исторический или псевдоисторический роман - 12+ по умолчанию, просто потому, что там по нынешним меркам вся жизнь - 12+). Если этому верить, следует предполагать, что в двенадцать лет на ребенка, помимо кучи информации, которая прежде была ему запрещена, должен обрушиться огромный пласт лексики, которая до сих пор была ему недоступна. И еще один такой же пласт - ну, может, чуть поменьше, - в шестнадцать. Когда основной словарный запас у человека более или менее сформирован и вообще, мягко говоря, не до того малость, ему к ЕГЭ готовиться надо. Про 18+ я просто молчу.
Да, разумеется, классики все эти грифы как бы не касаются. (Судьбу "Бравого солдата Швейка" мы тут как-то уже обсуждали). И в распоряжении детей остается как минимум школьная классика. Но, по моим наблюдениям, издательства предпочитают перестраховаться и лепят 12+ и 16+ вообще на все, что хоть чуть-чуть под это подпадает. Понятно, что нормальный родитель плюнет на все эти 12+ и будет покупать ребенку книжки по своему усмотрению (не говоря уж о том, что у большинства из нас полки забиты старыми книжками советского издания, безо всяких грифов, только что с рекомендациями "для младшего", "среднего" или "старшего школьного возраста").
Но если эти вот запреты вообще хоть как-то и на что-то влияют, нам следует готовиться к тому, что следующее поколение читателей (потому что они же все все равно что-то станут читать! Ну, и других просто нету...) будет не знать совсем уж элементарных слов. Просто потому, что одно дело - неспешно осваивать все это лет с пяти-семи до сознательного возраста, а другое - когда этот период сократится вдвое.
|
</> |