Элеонора Шашкова: "...трудная роль жены Штирлица"
amarok_man — 20.01.2023
Самой известной ролью в кино Элеоноры Шашковой стала, как ни
странно, роль эпизодическая — «жена Штирлица». А точнее, Александра
Николаевна Гаврилина в знаменитом телесериале Татьяны Лиозновой
«Семнадцать мгновений весны». Хотя и до этого были яркие картины с
участием Шашковой: «Ошибка резидента», «Судьба резидента», «Тени
исчезают в полдень». 24 декабря Шашковой исполнилось 85 лет
Сыграть супругу главного разведчика советского кино Шашковой
было в каком-то смысле предопределено. После окончания школы она
работала делопроизводителем в Отделе разведки на Курилах,
участвовала в допросах иностранных шпионов.
— В основном сотрудники Отдела занимались тем, что вылавливали в
наших нейтральных водах японцев и фильтровали их: отделяли
заблудившихся моряков — от настоящих шпионов, агентов, —
рассказывает Шашкова. — И тех, и других отправляли обратно в
Японию. Только агентов предварительно допрашивали.
Подобный выбор профессии семье странным не казался — отец
Элеоноры был офицером Пограничных войск КГБ, сам служил на острове
Кунашир. Странным оказалось другое — что дочь ослушалась мнения
отца, который был для нее непререкаемым авторитетом, и поступила в
Театральное училище им. Щукина. Но разведка всё равно её догнала —
даже в актёрской карьере.
Элеонора Шашкова в картине «Ошибка резидента», 1968 г. Кадр из
фильма
За роль «жены Штирлица», к слову, развернулись настоящие бои.
Актриса Светлана Светличная, исполнившая в сериале немку Габи,
рассказывала «АиФ», что предлагала Лиозновой себя на роль супруги
полковника Исаева. Мол, из-за этого Штирлиц и симпатизирует Габи,
потому что она похожа на его жену. Но Лиознов сказала: «Нет, я уже
другую актрису выбрала».
Элеонора Шашкова, кадр из фильма «Тени исчезают в полдень»
— А ведь никаких проб со мной не проводили! Лиозновой просто
показали мою фотографию, где я уже в гриме. Татьяна Михайловна
вызвала меня на беседу. Проговорили мы, наверное, часа полтора. До
сих пор помню, как она в разговоре немножко щурила глаза — она же
насквозь людей видела. Ты понимал, что она уже вот здесь, в душе у
тебя сидит и всё про тебя знает. В общем, вечером она со мной
поговорила, а утром я уже снималась.
В каком-то мировом рейтинге романтических сцен встреча
Штирлица с женой заняла первое место. А ведь снималась я одна, в
первый же день съёмок. Тихонов должен был прийти на площадку только
назавтра. Но я сказала Лиозновой: «Вы мне поставили сложную
актёрскую задачу: одними глазами показать, что, может быть, это
ваша последняя встреча. А он — любовь всей твоей жизни. Но с кем
мне играть такую любовь? Где партнёр?» — «У Вячеслава Васильевича
единственный выходной, он полгода не отдыхал, — говорит мне
Лиознова. — Играй на кончик камеры». Я возмутилась: «Играть с этой
железякой все эти чувства?! Не знаю, кто это сможет сделать. Я,
наверное, не смогу». Тогда Лиознова предложила: «Ну, смотри на
меня». — «Извините, нет!»
В общем, я поняла: ничего не получится, надо уходить.
Расстроилась очень. И тут открывается дверь кафе «Элефант» —
декорации, которая была выстроена на студии Горького — и входит
Вячеслав Васильевич. Я Тихонова даже не сразу узнала — он уже
чуть-чуть облысел, в скромном плаще, без грима. Видно, что
проснулся недавно. Как выяснилось, он приехал посмотреть, с кем ему
играть. Поздоровался со мной. Вокруг нас — полное кафе статистов,
игравших посетителей кафе. И тут он мне говорит: «Самое главное, о
чём вы должны помнить: кругом фашисты. Поэтому ни улыбки, ни слез —
ничего. Только глаза. Вот что вы чувствуете, это они и должны
говорить».
А потом он сел под камеру, поднял на меня эти свои глаза — и
всё, я почувствовала: я тебя люблю, я страдаю, я всё-всё за тебя
отдам. Потому что эти тихоновские глаза не полюбить было
нельзя.
Возможно, между актёрами тогда действительно возникла какая-то
«химия», потому что позже уже Тихонов попросил помощи у Шашковой,
чтобы сыграть нужные чувства.
— Я ведь в этой сцене всего три часа снималась. Но выплатили
мне за эту работу три ставки. Я была так счастлива — 300 рублей за
один съёмочный день! Пошла в магазин и накупила кучу сладостей
своей семье.
Элеонора Шашкова, 2021 г.
И вдруг назавтра после съёмок этой нашей сцены раздается
телефонный звонок. «Элеонора, что ты делаешь?» — спрашивает
Лиознова. «Полы подметаю», — честно отвечаю я. «Так, сейчас машина
будет, приезжай. Вячеслав Васильевич сказал: “Приведите мне эти
глаза”. Меня привезли, я села под камеру, как и он накануне. И
теперь уже я помогала ему играть.
https://aif.ru/culture/person/eleonora_shashkova_zhena_shtirlica_eto_navsegda