Экскурсия на Оболонь, маркетинг от дилетанта и бредни температурящего

топ 100 блогов olegtern02.04.2012 В пятницу в компании других блоггеров побывал на экскурсии на заводе Оболонь – один из ведущих производителей пива и безалкогольных напитков в Украине. Представляю вам свой крайне нудный и несвязный репорт на эту тему, чему есть технические причины и обстоятельства.


Еще с утра этого дня почувствовал себя неважно, а уже при приближении к заводу понял, что схватил какой-то злобный простудифилис, поэтому в процессе экскурсии активно кашлял, крайне неэффективно представляя ЗОЖ-тематику среди блоггеров и заводчан. Вернувшись домой и вовсе слег с температурой, выходные прошли где-то в диапазоне между 38,3 и 39,5 – даже не припомню, когда я в последний раз так болел. Невеселое занятие, прямо скажу – надо запомнить и не повторять.

Пока я отлеживался, другие блоггеры уже написали обширные отчеты о мероприятии – и учитывая, что я с детства не люблю дурную работу делать, то выдам вам ссылки, где можно почитать подробности – очень детальный отчет на украинском от Экскурсия на Оболонь, маркетинг от дилетанта и бредни температурящего [info]ledilid, и достаточно подробный на русском от организатора встречи Экскурсия на Оболонь, маркетинг от дилетанта и бредни температурящего [info]reznichenko_d (у которого я  нагло натягаю фоток, т.к. все равно они от штатного заводского фотографа, кроме последней с дегустации, которую сделал сам Дима - нет сил грузить это все по второму кругу). Ничего больше чем они я все равно не написал бы.

Их даже успели поклевать на тему «пост проплачен» и «просто так в топ ничего не попадает», что конечно смешно. В украинский топ попадает почти все, что пишется в более-менее популярных украинских же журналах. Можно уже играть в Тему Лебедева – например, я могу написать что-то типа «тыцпердыц», и оно почти наверняка вылезет в укр.топе. Ну так это вопросы к механике формирования рейтинга записей, при чем тут блоггеры? К тому же, это порой доставляет массу неудобств – вот захочешь, например, написать «тыцпердыц» в своем уютненьком, а сто раз подумаешь, т.к. прочитает куча людей, которым ты это показывать не хочешь.

Короче, никто ничего за публикации, конечно же, нам не платил, не тот масштаб к сожалению еще, а хорошее ребята писали потому, что а) когда побываешь в гостях, как-то воспоминания все больше хорошие, об этом и хочется написать, б) когда общаешься с людьми, которые верят в свое дело, то веришь им и готов об этом написать, в) мы не профильные специалисты, чтобы в чем-то уличать или критиковать.
Экскурсия на Оболонь, маркетинг от дилетанта и бредни температурящего
Основные месседжи, которые хотели донести до блоггеров и соответственно транслировать дальше PR- и маркетинг службы завода, насколько их понял я (судя по всему, их так же поняли и донесли и остальные участники мероприятия) были следующие:

1) У нас ультрасовременное, высокотехнологичное оборудование, высочайшие стандарты качества на производстве.

Да, действительно завод производит именно такое впечатление. Очевидно современное оборудование, полноценная автоматизация, минимум людей в цехах, управление осуществляется с компьютеризированных пультов, огромные сверхпроизводительные линии по разливу и т.д. и т.п. 
Экскурсия на Оболонь, маркетинг от дилетанта и бредни температурящего  
Экскурсия на Оболонь, маркетинг от дилетанта и бредни температурящего
С другой стороны – обидно, что это все еще является маркетинговым преимуществом в 21 веке, очень хотелось бы, чтобы все производства, выпускающие пищевую продукцию, соответствовали стандартам качества априори и в противном случае просто не допускались бы на рынок. Ну и логики ради – оборудование и стандарты качества производства ровным счетом ничего не говорят о самом продукте, можно и ослиную мочу паковать по высочайшим стандартам. Соответственно следующий тезис:

2) Вопреки слухам и спекуляциям, у нас только натуральные ингредиенты, полноценный цикл пивоварения (начиная с собственной солодовни), никаких добавок, консервантов, стабилизаторов и ароматизаторов мы не используем.

Тут у меня традиционно сложности с пониманием. Уже сколько стараюсь, но до сих пор не могу понять, с чего вдруг стало аксиомой, что натуральное это априори хорошо, ароматизаторы и консерванты - плохо. Причем, вот именно так, безотносительно к количеству, продукту и прочим обстоятельствам. Особенно трогают падающие в обморок по поводу, скажем, использования аскорбиновой кислоты в качестве консерванта – что-то подсказывает, что половина из них во время простуды ее же родимую кушают в надежде ускорить восстановление (хотя вряд ли поможет).

Как не понятно и то, почему до сих пор считается, что год хранения для того же пива это что-то невообразимое и невозможное без консервантов – если современные технологии позволяют отлично вымыть тару, добиться высочайшей фильтрации пива от дрожжей, оставив минимум живых клеток в напитке, после чего его еще и пастеризуют, что добивает их остатки, плюс в самом пиве есть естественные консерванты – углекислота и спирт. Если еще и в банку алюминиевую от прямых солнечных лучей - то вполне себе условия для длительного хранения.
Экскурсия на Оболонь, маркетинг от дилетанта и бредни температурящего
По данному вопросу ничего точно сказать не берусь. Безусловно, на любом этапе можно добавить все что угодно. Но судя по тем цехам, которые мы посетили, смысла в этом никакого нет – пиво все равно варится, технологические стадии проходит, можно ли что-то выиграть «порошками» в данном случае – не уверен. Кроме того, на Оболони варят и лицензионное пиво, там довольно жесткий контроль соблюдения всех технологических норм и все серьезно – даже расу дрожжей привозят на обновление чуть ли не поклеточно, чтобы не украли, можно положится на репутацию уже двух производителей. Технологии фильтрации, разлива и при необходимости (экспорт) пастеризации тоже на высоте. Не заметил ничего подозрительного.

3) У нашего пива самый вкусный вкус.

Так уж сложилось, что в последние годы пиво я пью довольно редко – может 5-6 раз в год. До этого несколько лет это случалось чаще, но тоже я не отличался особым сверхпотреблением. Тем не менее, пиво как напиток мне нравится – например, я предпочту бокал пива бокалу вина в большинстве случаев (отчасти связано с тем, что независимо от качества самого вина у меня от него начинается изжога).

Даже с учетом такой частоты потребления, пиво Оболонь я не пил наверное уже лет 8, что довольно значительно. И насколько могу судить по своим друзьям, знакомым и родственникам – они тоже не выбирают Оболонь.

Этот странный вопрос я и задал директору по маркетингу Виталию Ткаченко во время дегустации продукции компании, т.к. мой туманящийся уже от нарастающей температуры мозг отказывался давать мне ответы на вопросы, с чем он обычно сам справляется. Почему мои знакомые, большинство которых уже имеют возможность выбирать, побывали в разных странах, попробовали разное пиво – не выбирают Оболонь? Может быть, проблема как раз во вкусе (проверить это тоже возможным не представлялось, т.к. простуженный дегустатор это оксюморон)?
Экскурсия на Оболонь, маркетинг от дилетанта и бредни температурящего
Виталий Ткаченко легко парировал мое предположение, предложив провести слепую дегустацию для моих знакомых, в котором пообещал даже значительный денежный приз в случае, если большинство участников признает Оболонь худшим представителем в тесте. Кроме того заверил, что сам пьет исключительно Оболонь светлое, при том что по профессии постоянно вынужден участвовать в дегустациях и пробовать множество сортов пива со всего мира.

Аргумент был принят мной сразу и безоговорочно – действительно, следует признать, что вкус точно с выбором связан очень косвенно, и опять же, дегустатор или технолог могут сказать, где хороший вкус где плохой, большинство потребителей будут заблуждаться в этом вопросе с теми или иными отклонениями. К тому же, если вспомнить главную жалобу на пиво, которую я слышал за последние несколько лет, то это «оно все какое-то одинаковое!». Уж не знаю что тому виной, пресловутые порошки, или просто современные технологии производства, позволяющие отфильтровать от напитка все, в том числе остатки индивидуальности, но действительно, слепая дегустация наверняка собьет с толку современных пивоманов.

Тогда почему же люди выбирают тот или другой напиток? Особенно в случае парадоксального выбора, когда можно получить тот же вкус за более дешевую цену, но выбор падает на более дорогой?
Ответа на Оболони я так и не получил, но у меня была возможность немного поразмышлять об этом на выходных в перерывах между тяжелым болезненным сном. Мне вспомнилась классическая история битвы двух напитков, которые большинство потребителей не могут определить по результатам тех самых слепых тестов – речь, конечно же, о
«Пепси» и «Кока-коле».

Пепси начала маркетинговую борьбу с Колой еще в 30х годах прошлого века. Автоматы, через которые тогда продавались напитки, предлагали товар за фиксированную цену – 5 центов, и Пепси, разместив в аппаратах бутылки большего объема, стала продавать их по цене маленьких. Это был самый разгар Великой депрессии, и покупатели считали каждый цент. Так, продажи Пепси стали стремительно расти, и компания поднялась «с колен» (перед этим она уже успела побывать банкротом, что даже вынудило ее обнародовать рецепт напитка).

С того момента не было десятилетия, когда бы Пепси не бодала конкурента, десятки невероятно креативных и остроумных рекламных компаний можно привести в пример. Кстати, слепую дегустацию они тоже использовали в свою пользу. В середине 70-х годов «PepsiCo» нашумела рекламной акцией: «Выбери лучшую из коллекции вслепую». Участники акции тестировали «вслепую» два напитка Пепси и Колу. Пепси победила со счетом 3:2. Этот факт был озвучен в телевизионной рекламе, что значительно увеличило популярность бренда.

Впрочем, где-то тут я закончил свои дилетантские размышления про маркетинг, и сегодня записывая все мысли за три дня вижу, что недалеко продвинулся. К тому же, не совсем ясно, чего это я ратую за креативный маркетинг пива, вроде никаким боком не заинтересован в росте его продаж. С другой стороны, губит людей не пиво, губит людей вода… Похоже, температура снова поднимается, засим откланяюсь – пора принять горизонтальное положение на пару часиков для восстановления баланса сил. Будьте здоровы!



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
После оглашения результатов Гой Куба по сети прокатилась волна возмущения (Список постов с цитатами - в традиционном дайджесте в конце недели, не пропустите!!) тем, что игру прокатили с целым рядом премий, хотя она вышла в финал в 10-ти номинациях ...
Здравствуйте уважаемые. Скажите, а я похож на Карлсона?  Не спешите с ответом..обдумайте. Подумали? И какой ваш ответ? :-)) Все верно - на пузатого мужчину с моторчиком в полном расцвете сил я не похож! Прежде всего потому, что я не швед :-)) Но тем не менее предлагаю вам сегодня ...
Как вы уже знаете, кроме экспертов-исследователей у нас на проекте есть автор украшений - она будет создавать несколько украшений в духе архетипа месяца. Сегодня мы познакомимся с ее идеями и видением аксессуаров для Мудреца/Философа. В комментариях к этому посты вы можете размещать фотог ...
От любви до ненависти - один шаг! Влюбиться в Колыму и через день возненавидеть ее, а потом - снова влюбиться, и опять возненавидеть. Качели какие-то. В общем, о причинах ненависти расскажу - мы должны были своими глазами увидеть процесс добычи золота. Полет на вертолете, работа ...
...