Экскурсия на Оболонь, маркетинг от дилетанта и бредни температурящего
olegtern — 02.04.2012 В пятницу в компании других блоггеров побывал на экскурсии на заводе Оболонь – один из ведущих производителей пива и безалкогольных напитков в Украине. Представляю вам свой крайне нудный и несвязный репорт на эту тему, чему есть технические причины и обстоятельства.Еще с утра этого дня почувствовал себя неважно, а уже при приближении к заводу понял, что схватил какой-то злобный простудифилис, поэтому в процессе экскурсии активно кашлял, крайне неэффективно представляя ЗОЖ-тематику среди блоггеров и заводчан. Вернувшись домой и вовсе слег с температурой, выходные прошли где-то в диапазоне между 38,3 и 39,5 – даже не припомню, когда я в последний раз так болел. Невеселое занятие, прямо скажу – надо запомнить и не повторять.
Пока я отлеживался, другие блоггеры уже написали обширные отчеты о мероприятии – и учитывая, что я с детства не люблю дурную работу делать, то выдам вам ссылки, где можно почитать подробности – очень детальный отчет на украинском от ledilid, и достаточно подробный на русском от организатора встречи reznichenko_d (у которого я нагло натягаю фоток, т.к. все равно они от штатного заводского фотографа, кроме последней с дегустации, которую сделал сам Дима - нет сил грузить это все по второму кругу). Ничего больше чем они я все равно не написал бы.
Их даже успели поклевать на тему «пост проплачен» и «просто так в топ ничего не попадает», что конечно смешно. В украинский топ попадает почти все, что пишется в более-менее популярных украинских же журналах. Можно уже играть в Тему Лебедева – например, я могу написать что-то типа «тыцпердыц», и оно почти наверняка вылезет в укр.топе. Ну так это вопросы к механике формирования рейтинга записей, при чем тут блоггеры? К тому же, это порой доставляет массу неудобств – вот захочешь, например, написать «тыцпердыц» в своем уютненьком, а сто раз подумаешь, т.к. прочитает куча людей, которым ты это показывать не хочешь.
Короче, никто ничего за публикации, конечно же, нам не платил, не тот масштаб к сожалению еще, а хорошее ребята писали потому, что а) когда побываешь в гостях, как-то воспоминания все больше хорошие, об этом и хочется написать, б) когда общаешься с людьми, которые верят в свое дело, то веришь им и готов об этом написать, в) мы не профильные специалисты, чтобы в чем-то уличать или критиковать.
Основные месседжи, которые хотели донести до блоггеров и соответственно транслировать дальше PR- и маркетинг службы завода, насколько их понял я (судя по всему, их так же поняли и донесли и остальные участники мероприятия) были следующие:
1) У нас ультрасовременное, высокотехнологичное оборудование, высочайшие стандарты качества на производстве.
Да, действительно завод производит именно такое впечатление. Очевидно современное оборудование, полноценная автоматизация, минимум людей в цехах, управление осуществляется с компьютеризированных пультов, огромные сверхпроизводительные линии по разливу и т.д. и т.п.
С другой стороны – обидно, что это все еще является маркетинговым преимуществом в 21 веке, очень хотелось бы, чтобы все производства, выпускающие пищевую продукцию, соответствовали стандартам качества априори и в противном случае просто не допускались бы на рынок. Ну и логики ради – оборудование и стандарты качества производства ровным счетом ничего не говорят о самом продукте, можно и ослиную мочу паковать по высочайшим стандартам. Соответственно следующий тезис:
2) Вопреки слухам и спекуляциям, у нас только натуральные ингредиенты, полноценный цикл пивоварения (начиная с собственной солодовни), никаких добавок, консервантов, стабилизаторов и ароматизаторов мы не используем.
Тут у меня традиционно сложности с пониманием. Уже сколько стараюсь, но до сих пор не могу понять, с чего вдруг стало аксиомой, что натуральное это априори хорошо, ароматизаторы и консерванты - плохо. Причем, вот именно так, безотносительно к количеству, продукту и прочим обстоятельствам. Особенно трогают падающие в обморок по поводу, скажем, использования аскорбиновой кислоты в качестве консерванта – что-то подсказывает, что половина из них во время простуды ее же родимую кушают в надежде ускорить восстановление (хотя вряд ли поможет).
Как не понятно и то, почему до сих пор считается, что год хранения для того же пива это что-то невообразимое и невозможное без консервантов – если современные технологии позволяют отлично вымыть тару, добиться высочайшей фильтрации пива от дрожжей, оставив минимум живых клеток в напитке, после чего его еще и пастеризуют, что добивает их остатки, плюс в самом пиве есть естественные консерванты – углекислота и спирт. Если еще и в банку алюминиевую от прямых солнечных лучей - то вполне себе условия для длительного хранения.
По данному вопросу ничего точно сказать не берусь. Безусловно, на любом этапе можно добавить все что угодно. Но судя по тем цехам, которые мы посетили, смысла в этом никакого нет – пиво все равно варится, технологические стадии проходит, можно ли что-то выиграть «порошками» в данном случае – не уверен. Кроме того, на Оболони варят и лицензионное пиво, там довольно жесткий контроль соблюдения всех технологических норм и все серьезно – даже расу дрожжей привозят на обновление чуть ли не поклеточно, чтобы не украли, можно положится на репутацию уже двух производителей. Технологии фильтрации, разлива и при необходимости (экспорт) пастеризации тоже на высоте. Не заметил ничего подозрительного.
3) У нашего пива самый вкусный вкус.
Так уж сложилось, что в последние годы пиво я пью довольно редко – может 5-6 раз в год. До этого несколько лет это случалось чаще, но тоже я не отличался особым сверхпотреблением. Тем не менее, пиво как напиток мне нравится – например, я предпочту бокал пива бокалу вина в большинстве случаев (отчасти связано с тем, что независимо от качества самого вина у меня от него начинается изжога).
Даже с учетом такой частоты потребления, пиво Оболонь я не пил наверное уже лет 8, что довольно значительно. И насколько могу судить по своим друзьям, знакомым и родственникам – они тоже не выбирают Оболонь.
Этот странный вопрос я и задал директору по маркетингу Виталию Ткаченко во время дегустации продукции компании, т.к. мой туманящийся уже от нарастающей температуры мозг отказывался давать мне ответы на вопросы, с чем он обычно сам справляется. Почему мои знакомые, большинство которых уже имеют возможность выбирать, побывали в разных странах, попробовали разное пиво – не выбирают Оболонь? Может быть, проблема как раз во вкусе (проверить это тоже возможным не представлялось, т.к. простуженный дегустатор это оксюморон)?
Виталий Ткаченко легко парировал мое предположение, предложив провести слепую дегустацию для моих знакомых, в котором пообещал даже значительный денежный приз в случае, если большинство участников признает Оболонь худшим представителем в тесте. Кроме того заверил, что сам пьет исключительно Оболонь светлое, при том что по профессии постоянно вынужден участвовать в дегустациях и пробовать множество сортов пива со всего мира.
Аргумент был принят мной сразу и безоговорочно – действительно, следует признать, что вкус точно с выбором связан очень косвенно, и опять же, дегустатор или технолог могут сказать, где хороший вкус где плохой, большинство потребителей будут заблуждаться в этом вопросе с теми или иными отклонениями. К тому же, если вспомнить главную жалобу на пиво, которую я слышал за последние несколько лет, то это «оно все какое-то одинаковое!». Уж не знаю что тому виной, пресловутые порошки, или просто современные технологии производства, позволяющие отфильтровать от напитка все, в том числе остатки индивидуальности, но действительно, слепая дегустация наверняка собьет с толку современных пивоманов.
Тогда почему же люди выбирают тот или другой напиток? Особенно в случае парадоксального выбора, когда можно получить тот же вкус за более дешевую цену, но выбор падает на более дорогой?
Ответа на Оболони я так и не получил, но у меня была возможность немного поразмышлять об этом на выходных в перерывах между тяжелым болезненным сном. Мне вспомнилась классическая история битвы двух напитков, которые большинство потребителей не могут определить по результатам тех самых слепых тестов – речь, конечно же, о «Пепси» и «Кока-коле».
Пепси начала маркетинговую борьбу с Колой еще в 30х годах прошлого века. Автоматы, через которые тогда продавались напитки, предлагали товар за фиксированную цену – 5 центов, и Пепси, разместив в аппаратах бутылки большего объема, стала продавать их по цене маленьких. Это был самый разгар Великой депрессии, и покупатели считали каждый цент. Так, продажи Пепси стали стремительно расти, и компания поднялась «с колен» (перед этим она уже успела побывать банкротом, что даже вынудило ее обнародовать рецепт напитка).
С того момента не было десятилетия, когда бы Пепси не бодала конкурента, десятки невероятно креативных и остроумных рекламных компаний можно привести в пример. Кстати, слепую дегустацию они тоже использовали в свою пользу. В середине 70-х годов «PepsiCo» нашумела рекламной акцией: «Выбери лучшую из коллекции вслепую». Участники акции тестировали «вслепую» два напитка Пепси и Колу. Пепси победила со счетом 3:2. Этот факт был озвучен в телевизионной рекламе, что значительно увеличило популярность бренда.
Впрочем, где-то тут я закончил свои дилетантские размышления про маркетинг, и сегодня записывая все мысли за три дня вижу, что недалеко продвинулся. К тому же, не совсем ясно, чего это я ратую за креативный маркетинг пива, вроде никаким боком не заинтересован в росте его продаж. С другой стороны, губит людей не пиво, губит людей вода… Похоже, температура снова поднимается, засим откланяюсь – пора принять горизонтальное положение на пару часиков для восстановления баланса сил. Будьте здоровы!