Екатерина Великая как жена художника Левицкого
shakko_kitsune — 07.11.2017 Вот есть такой портрет кисти великого русского портретиста Дмитрия Левицкого. Очень долгое время считалось, что это -- изображение императрицы Екатерины Великой.Не очень типичное -- расхристанная она тут, потолстевшая. Но, тем не менее, считалось так.
В 19 веке картина принадлежала отставному петербургскому чиновнику — титулярному советнику П. Ф. Темпинскому — и считался изображением Екатерины II. При покупке портрета для Эрмитажа эксперты, в числе которых были видные художники И. Н. Крамской и Л. П. Боголюбов, подтвердили, что изображена государыня императрица.
Но что же на самом деле?
Екатерина Вторая на официальном портрете кисти Левицкого.
Позднее, когда портрет был из Эрмитажа передан Русскому музею, от этого определения все-таки отказались, хотя в чертах лица действительно улавливается общее с обликом Екатерины II.
Картина превратилась в "Портрет неизвестной".
А далеко, в Челябинской картинной галерее нашлась маленькая, около 20 см в высоту, копия этой картины, немного варьированная. Считается, что эта копия написана не самим Левицким, а каким-то его учеником, поэтому она и не идентична.
На обороте челябинского повторения есть надпись: "Настасья Яковлевна Левицкая".
Ого, подумали исследователи. Так это же жена художника! Получается, это один из первых "портретов жены" в русском искусстве!
О жене портретиста известно немного.
Настасья Яковлевна Левицкая (1746? — не ранее 1824). Сведений о ее жизни сохранилось чрезвычайно мало. Н.Я. Левицкая была на одиннадцать лет моложе мужа. Это известно из "исповедных росписей" (книги записи приходивших к исповеди) из церкви Рождества Богородицы на Васильевском острове. То есть их свадьба состоялась где-то в 1760-е годы.
Согласно метрическим книгам, у нее было трое детей: сыновья Григорий и Алексей, умершие в младенчестве, и дочь Агафья. В момент написания портрета ей было примерно 42 года.
По семейным преданиям, она отличалась властным характером и имела большое влияние на мужа.
Д. Левицкий. Автопортрет.
То, что она была жива в 1824 году, вычисляется, поскольку этим годом датируется ее прошение о назначении ей пожизненной пенсии после кончины мужа. Вот такая скудная информация.
***
А почему же тогда в портрете есть неуловимое сходство с Екатериной Великой? Потому что это не в глобально всех портретах императрицы, а конкретно в портретах императрицы кисти Левицкого. Существует легенда, что Левицкому, которого ни разу не удостоили чести натурного сеанса с Екатериной II, приходилось писать ее портреты с позирующей жены.
Исследователи соглашаются с этой версией: "Наличие сходства позволяет предположить, что Настасья Яковлевна могла служить моделью для художника при исполнении им заказных портретов императрицы. Нельзя не отметить при этом и в самом портрете жены налет торжественной официальности, отделяющий его от портретов камерного жанра".
«Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия»