Двойственность ЭИИ: Обида на окружающий мир (часть вторая).
ru_socionics — 18.06.2011 16. Низкая самооценка ЭИИВ подростково-юношеском возрасте у ЭИИ обостряется чувствительность к оценке со стороны окружающих, особенно сверстников. Это выражается опасением по поводу его физической непривлекательности и связанным с этим самоограничением в приеме пищи. У ЭИИ, как правило, речь идет не о переживании телесного недостатка как такового, а о том, кто и как относится к ЭИИ в связи с этим.
Любопытно, но почти все ЭИИ не считают себя привлекательными, несмотря на то, что у них бывает и довольно привлекательная внешность. Их ЧСУ к внешности берет свое начало в раннем детстве. Они вспоминают, как родители занижали им самооценку, внушая, что внешне они ничего особенного собой не представляют (и травмируя этим их ТНС). Что все их успехи только оттого, что они растут у хороших родителей, что не будь у них таких хороших родителей, они были бы грязными, голодными, запущенными, тупыми двоечниками.
ЭИИ это объясняют тем, что у их родителей, по-видимому, был страх того, что они (ЭИИ) зазнаются. (Объяснение свойственное АРИСТОКРАТУ, привыкшему видеть проблему в отношениях несправедливого соподчинения: «родители боятся, что мы зазнаемся и станем их притеснять, поэтому уже заранее притесняют нас.»)
Страхи и мнительность ЭИИ по части этики отношений вытесняют реальные факты. При том, что сами ЭИИ даже могут назвать и объяснить те конкретные факты, на основании которых они пришли к таким выводам.
Дело в том, что факт и интерпретация факта вещи совершенно разные.
Культивируя в себе чувство ущербности, рассматривая себя как несимпатичного, неинтересного человека, ЭИИ нередко действительно вызывают к себе негативное отношение. И в первую очередь потому, что сами ждут и усиливают свое ЧСУ.
ЭИИ стыдятся своего сексуального влечения, краснеют и конфузятся при общении с противоположным полом. Отвергнутая любовь переживается ими крайне болезненно, так как усиливает конфликт комплекса неполноценности и ранимого самолюбия.
ЭИИ свойственна достаточно острая чувственность, в том числе и сексуальная. Но присущая им стеснительность порой мешает ей в полной мере проявиться.
В какой-то момент некоторые ЭИИ начинают осознавать, что они симпатичны противоположному полу. У них просыпается интерес к знакомствам. Девушки - ЭИИ могут встречаться (заниматься эротикой, но без секса) с несколькими парнями одновременно - при этом в присутствии парня испытывают к нему симпатию, в его отсутствие могут испытывать симпатию к другому. У них есть желание вызывать к себе восхищение, интерес.
При выборе спутника жизни у ЭИИ возникает сильное желание быть всегда верным своему партнёру. При этом ЭИИ гордится своей "правильностью", стремлением к моральной чистоте (+БЭ1). Из-за этого возникает ревность ко всем, кто окружает ЭИИ: к родителям, к друзьям и просто к людям, с которыми он как-то взаимодействует.
ЭИИ часто считают окружающих ниже себя в нравственном отношении («все вокруг распущенные, сволочи»). У ЭИИ, не смотря на его робость, очень сильно проявляется воинствующее ханжество во всех его формах. Это часто выражается в негативном отношении ЭИИ к пороку, прелюбодеянию, супружеским изменам. И в ненависти ко всем тем, кто является распространителем этих явлений – к проституткам, к женщинам, которые занимаются сексом с женатыми мужчинами.
Из-за чувства «вселенской обиды» и «тотальной несправедливости», которая «выпала на их долю», у ЭИИ часто возникает желание перенести накопившееся раздражение (агрессию) на тех, кто рядом.
Жена ЭИИ может ненавидеть мужа за то, что он свободно и весело проводит время, ходит к друзьям, тогда как она сидит дома с детьми. При этом, если ей тоже предлагают пойти, она обижается, напускает на себя высокомерно-страдальческий вид и отказывается, говорит: "нет, я не могу!". В этом "нет, я не могу", супруг должен уловить смысл, заключённый, на самом деле, в следующем: "Я очень сильно хочу пойти, но не могу так просто взять и пойти. Мне нужно знать, что ты действительно хочешь, чтобы я пошла с тобой. Что это не формальное предложение, а искреннее желание с твоей стороны".
В конечном итоге, ЭИИ сам себя наказывает такими мерами, понимая в глубине души, что принуждением и унижением искреннего желания быть рядом у партнёра не вызовешь.
17. Нерешительность
Многое в жизни за ЭИИ решают их родители. Они выбирают им профессию, имидж – выбирают, какую прическу им делать, какую одежду носить и т.д. Родители стараются поскорее выдать дочь-ЭИИ замуж, потому что «так лучше» для «порядочной девушки из приличной семьи». А мальчиков до последнего оберегают от инициативы "развратных" девиц.
К сожалению, как правило, только во второй половине жизни ЭИИ осознают (а то и вовсе не осознают), что они осуществляют не свой собственный выбор, а слепо реализуют желания других людей.
Ребенок с психотипом ЭИИ, как правило, никогда не возражает родителям и во всем пытается найти их одобрение. Из-за избыточной подстраховки по болевой (– ЧС4) они редко умеют отстаивать свое мнение (лучше уступить, чем лишний раз перенапрягать свою волю). А случается, что своего личного мнения у них просто нет. Принимаются все варианты, лишь бы предложение исходило от человека, который пользуется у них доверием и уважением.
Послушание и уступчивость – наиболее престижные добродетели ЭИИ, порождённые инфантильным интуитивно-этическим убеждением в том, что человек только тогда может считаться хорошим, когда он дружелюбен, уступает другим и выполняет распоряжения старших. (А «старшим» над собой ЭИИ может признать любого другого человека, но только до тех пор, пока сам в нём не разочаровался.)
ЭИИ часто старается угадать, каково мнение человека, с которым он разговаривает, чтобы ему угодить и подстроиться под него (иногда просто из желания сделать приятное и этим добрым поступком поднять самооценку, возвыситься в собственном мнении, в собственных глазах.).
Страх перенапряжения по болевой (– ЧС4) выражается ещё и в том, что они предпочитают не возражать родителям вслух (они же паиньки), но стараются тайком от них поступать так, как им нужно.
Стремление оградить себя от излишних обязанностей и хлопот часто выражается в том, что проблемы по устройству и организации быта они стремятся переложить на других. (Особенно там, где нужно приложить физическое усилие).
18. Забота о детях
Отношение к детям у ЭИИ обычно тревожно-опекающее – создающее у ребенка впечатление, что мир полон опасностей. Из-за чего сами они невольно являются образцами страха перед жизнью. ЭИИ, будь их воля, держали бы свое любимое чадо при себе, не выпуская даже на улицу, что, впрочем, довольно часто заявляется: «А ты знаешь, какой на соседней улице случай был!» – и тут же на лице появляется выражение панического страха и ужаса, словно началось стихийное бедствие (улицу запрудили хулиганы, страшно ребёнка на прогулку во двор выпустить). Однако в ЭИИ есть много хорошего: они дают много любви и ласки своим детям, ответственно относятся к их развитию, дарят им свои светлые душевные особенности характера. Когда ЭИИ в раздражении отшлепает своего ребенка, то тут же нередко целует его, извиняется, плачет. Когда ребёнок его заботе сопротивляется, для ЭИИ предоставляется «законный» повод проявить насилие, мотивируемое тем, что «ребёнок сам не понимает, что ради его блага все это делается…».
Любое проявление заботы о детях для ЭИИ – это не только безобидно-умиляющая черта родителя, трясущегося над своим чадом, но и проявление чувства превосходства ЭИИ над ребенком. А иногда и чувство превосходства над окружающими – стремление заявить о себе, как об идеальном родителе.
Пример:
Молодая женщина - ЭИИ, эмигрировав на запад, с помощью родственников довольно быстро сумела получить работу по специальности в престижной фирме. И всё бы ничего, но она везде, куда бы ни ходила, появлялась в обществе своего пятилетнего ребёнка. На деловой визит – с ним (объясняя: он без меня скучает). На интервью – с ним. И везде, и с кем бы ни общалась, она уделала ребёнку наибольшее количество времени и внимания. Разговаривала с будущими коллегами повернувшись к ребёнку, тетёшкаясь с ним и расспрашивая его о настроении и самочувствии. И тем не менее, она получила эту престижную работу (в то время, как лучшие специалисты месяцами в очередях на бирже труда стояли). Получила, потому что ей это место было обещано. В первый же день она пришла на работу с ребёнком. А там началось то же самое: к ней обращаются, а она отворачивается к ребёнку и общается с ним. Ей сделали замечание – раз, другой, третий... А она удивлённо смотрит на сослуживцев и объясняет: «Ну поймите же, это ребёнок! Ему может быть холодно, голодно. Я должна его об этом спросить.» На предложение оставить ребёнка дома, она отвечала одно и то же: «Я не могу, он без меня скучает.» Её спрашивали: «Вы понимаете, как вам повезло, что вы у нас работаете?». Она соглашалась, говорила: «Да-да, я это понимаю, ценю. Спасибо вам, но поймите и вы меня: я не могу оставить ребёнка дома. Он без меня скучает. Он будет плакать, а я не узнаю. Это же ребёнок!» Неделю её на работе терпели, а потом выставили за дверь. На биржу труда она приходила отмечаться с ребёнком. Полгода сидела на пособии, а потом отправилась мыть подъезды.
Забота ЭИИ часто сводится к желанию оградить ребёнка от излишней ответственности, к принятию решений за него. И чем в большей степени она проявляется, тем инфантильнее будет ребёнок. С подопечными ЭИИ часто ведёт себя так, как будто не отдаёт себе отчёта в том, что избыточной опекой лишает их возможности самостоятельно принимать решения. Если заговорить с ним на эту тему, он начинает отмахиваться: «Ай, что они понимают! Какие решения?! Они ещё не умеют принимать решения! Что там они могут решать! Что им вообще нужно решать? За них всё решается! Вот вырастут, тогда сами будут решать, а пока за них мы решаем!»
ЭИИ не признаётся ни себе, ни другим в том, что не хочет предоставлять детям право самостоятельно принимать важные для них решения. Не отдаёт отчёта ни другим, ни себе в том, что уже давно воспитывает марионетку, безответного зомби, который безоговорочно подчиняется его воле. (И попробовал бы только не подчиниться!). В результате такого воспитания ребёнок вырастет неспособным принимать самостоятельные решения, ищущим поддержки у случайных авторитетов – мамы, бабушки, общественного мнения, разнообразных «гуру».
В отношениях со своими воспитанниками ЭИИ одновременно и инфантильная личность, идущая на поводу у мнения сомнительных авторитетов, и «недочеловек», так ничему и не научившийся в жизни – недоросль-родитель с инфантилизирующей программой «защити свою крошку».
Тотальный контроль успеваемости ребёнка – один из перегибов родителей -ЭИИ, разыгрывающих роль домашних тиранов (по ролевой, иерархической логике соотношений +БЛ3). При этом любая, пусть даже незначительная победа записывается себе в актив. Так, например, ЭИИ глубоко возмущается, если за правильно решенную контрольную ребенок получает оценку «3» за безобразный почерк! Из - за этого многие ЭИИ заставляют своих детей по нескольку раз переписывать домашние работы, добиваясь, чтобы они были написаны безупречно красивым почерком. Хвастаясь достигнутыми успехами, мамаша-ЭИИ рассказывала о методах своего воспитания:
«Он у меня переписывал домашнее задание три раза. Первый раз одну буковку небрежно написал, ну чуть-чуть хвостик не так наклонил, стал обводить. Я вырвала листок, наорала, заставила переписывать. Он снова сделал две ошибки. Потом опять переписывал – в третий раз – уже хорошо!».
Самоутверждение посредством издевательства над слабыми и зависимыми – характерная черта ЭИИ, глубоко страдающего от своей ущербности.
19. Восприятие окружающего мира
Когда ЭИИ на родительском собрании слышит о том, что его ребенок не самый лучший, что он где-то недотягивает, у него возникает сильная потребность в дорисовке окружающего мира до «агрессивной среды», которая (якобы) только и ждёт случая подавить, ущемить и унизить и самого ЭИИ, и его ребёнка.
Вот как об этом рассказывает ЭИИ:
«Сижу в классе. За «главным» столом сидит «тиран», перечисляет оценки каждого ребенка и комментирует:
"Вот, чуть-чуть не хватило до пятерки, может лучше. Заставляйте ребёнка заниматься летом каждый день: пишите, решайте, читайте! Пятерка - это несомненный успех, это необходимость, без этого ваш ребенок – человек второго сорта, а вы сами – плохие родители, что не додавили его до этой жизненно важной ценности! Вот, посмотрите, – есть же хорошие родители: их ребенок – послушный механизм. Вот у него пятерка, а ваш какие-то свои желания проявляет – ай-ай-ай! Четверка - ну что же, ну смотрите, чтобы ниже не скатился. Давите сильнее, насилуйте, и он получит пятерку. Троек нет, это успех для класса. Это престижно, но если не будете давить – они могут появиться! Тройка – это клеймо на вас и на вашем ребенке. Это неизбежно приведет к тому, что он не станет нужным членом для общества! Поэтому давите, гнобите, издевайтесь, но додавите до пятерки!"
Разумеется, ни один классный руководитель, если он в здравом рассудке, не скажет такого. Скорее всего, классный руководитель сказал о том, что если ребенок будет стараться, то у него все получится и можно будет подтянуть 4 до 5.
Рядом с незнакомыми ЭИИ ведут себя очень робко, смущаются, напрягаются. Но приходя домой, выплескивают свою раздражительность на близких, не стесняясь в выражениях. Их общественная робость не спасает их от эмоционального выплеска, и на близкого человека они обрушивают по каждому пустяку такие ужасные оскорбления, что, кажется, после этого и жить вместе им уже невозможно.
Сам ЭИИ, чуть остыв, забывает о своих недавних словах и не усматривает в своем поведении прежней злости и оскорбительности. Ему кажется, что ничего страшного не произошло: ну, пошумел немножко, – подумаешь!. Отдохнул, остыл – и снова милый, теплый, любезный, преданный.
В ЭИИ часто присутствует тревожная мнительность, боязнь вляпаться в неприятности, боязнь воров, негодяев, насекомых, боязнь негатива, моральной и физической грязи, сверхаккуратность, страх смерти, муки совести и т.д. – все это у ЭИИ чаще всего насквозь навязчиво.
В нем часто присутствует не страх чего-то конкретного, а страх самого страха. Не страх смерти, а страх страха смерти. Не страх обидеть человека, а страх страха кого-то обидеть. И так до бесконечности.
ЭИИ обычно не боится смерти (часто бывает на похоронах, на кладбище, не отказывается участвовать в организации похоронных церемоний), но боится жизни со всеми ее возможными неприятностями, даже самыми крохотными.
Боится и собственного несовершенства, своих грехов. Но это не всегда проявляется как муки совести, а, чаще как навязчивые переживания в том, что совершил что-то недозволенное. Так, Раскольникову ничуть не жалко было загубленных им женщин, но навязчиво страшно, что «нарушил букву закона» и теперь накажут. Ведь он даже и на каторге не раскаялся, так и не открыл Евангелие, лежавшее у него под подушкой. Сознание собственной правоты и непогрешимости ЭИИ может сохранять в любой ситуации, независимо от степени его проступка и вины. (Раскольников тоже с высокомерным видом поучал и корил Свидригайлова, пока тот не напомнил ему о двух убитых старушках.)
И тем не менее, ничто не мешает ЭИИ быть ещё нравственней, пока он чист перед людьми и самим собой. Так, например, он может проявлять исключительную заботу о своих близких, навязчиво-мучительно волнуется, как бы ни случилось чего плохого с его женой: по многу раз в день тревожно звонит ей на работу, но при этом (случается) говорит по телефону очень тихо, потому что в соседней комнате в постели его ждет любовница.
20. Мотивация
ЭИИ нередко печалит тот факт, что социум устроен несовершенно, и человек не может показать окружающим свои чувства иначе, как через какую-то внешнюю форму: работу, добросовестное исполнение обязанностей, слова и прочие внешние действия. Зачастую окружающие видят только внешнюю форму – только действия, – но даже не догадываются о том, что при этом движет человеком.
ЭИИ же хочет не формальной оценки внешних действий - «хорошо» или «плохо» он справляется со своими обязанностями - ЭИИ неосознанно хочет того, чтобы окружающие оценили жертву его внутренних чувств. И, опять же, к сожалению для ЭИИ, практически никогда он не получает искренней благодарности от тех, на кого направлены его лучшие чувства, выраженные даже через самые обыденные дела и обязанности.
ЭИИ, внутренне жертвуя собой, своими силами, временем (в процесс приготовления пищи, воспитания детей, домашних или служебных забот), хотят получить в ответ обыкновенную, искреннюю благодарность. И вовсе не за еду, деньги или знания, а за то, сколько сил, чувств и душевного тепла они вложили в свои действия. Им, как они считают, бывает достаточно, чтобы окружающие осознали то, что ими двигало – оценили ту любовь, теплоту, которую ЭИИ передал им в форме еды, средств и знаний. И с одной стороны, ЭИИ не надо большего: просто искреннее понимание того, какие чувства ими двигали. С другой стороны, когда ЭИИ видит, что другим достается кусок побольше от пирога, в них просыпается сильная обида за такую несправедливость. Мало того, они считают, что и в каждом другом человеке при виде такой же несправедливости просыпается такая обида. Поэтому иногда бывают дотошно мелочны в распределении каких-либо ценностей – льгот, удовольствий, материальных благ, премий, поощрений, подарков, даже если они столь же малы или незначительны, как кусок пирога. В социуме, созданном в воображении ЭИИ, для обидчивых завистников создаются самые благоприятные условия: никто не обижается на то, что другой больше получил и все счастливы – никто не чувствует себя обделённым (–ЧИ2).
От окружающих ЭИИ хотят получить нечто большее, чем формальное "спасибо". Они хотят видеть искреннюю благодарность, выраженную во взгляде, интонациях, эмоциях. Благодарность, в которой будет сказано, насколько они важны, нужны и необходимы, что без них ничего бы не получилось. Так же важна для них искренняя благодарность – и прежде всего, как отношение, которое выражается в каких-то конкретных действиях объективного характера.
21. Обида на окружающий мир
ЭИИ жертвует окружающим всё то лучшее, чем обладает в душе, но не может говорить им об этом. И тем более он не может внешне требовать от них ответной благодарности. (Это унизительно, как если бы он требовал платы за услугу.) Как ЭТИК – АРИСТОКРАТ ЭИИ способен почувствовать благодарность только тогда, когда окружающие сами и добровольно оценят ту жертву, которую он им приносит. Они должны сами понять, увидеть, осознать и заметить всё то, что действительно отдает им ЭИИ.
А что же происходит с ЭИИ, который искренне отдает окружающим частичку самого себя, но в ответ слышит только формальные оценки (если ещё таковые будут)? У него внутри возникает ощущение потерянности, одиночества. Он чувствует себя непонятым, недооценённым. У него возникает обида на окружающих: он просто устает ждать благодарности. В итоге это приводит к тому, что называется внутренними конфликтами, кризисами, ощущением ненужности, а нередко выражается и в озлобленности.
22. Собеседования для ЭИИ
При приеме на работу ЭИИ очень хотят, чтобы им уделили внимание (сами-то они робеют, стесняются непривычной обстановки). Им нужно, чтоб о них позаботились, были с ними предупредительно вежливы.
ЭИИ нужно обязательно поблагодарить за то, что уделили свое время и приехали. Показать им, где можно снять верхнюю одежду и предложить чаю. Обязательно спросить, можно ли начать с того, чтобы сначала расспросить их, а уже потом рассказывать о позиции и стратегии компании. И если есть какие-то вопросы, которые могут показаться бестактными или не относящимися к делу, то нужно заранее извиниться перед ЭИИ, сказав, что вынуждены задать такие вот не тактичные вопросы.
Многие ЭИИ после собеседования, которое прошло не таким образом, приезжают домой в расстроенных чувствах (ложатся в постель, уткнувшись лицом в подушку, и очень долго не могут отойти от всего пережитого).
А потом, оправившись, начинают с визгом рассказывать, как им задавали некорректные вопросы и тем самым пытались их задеть и принизить их способности в работе, как они отвечали на обидные вопросы, каким взглядом испепеляли менеджера по персоналу. И это понятно: если в самом начале так напрягают, задают так много вопросов по нескольким должностным инструкциям то, что будет дальше?
Оберегая себя от житейских бурь, ЭИИ часто ищет для в жизни тихий, спокойный уголок, чтобы в нём укрыться от непредвиденных тревог и потрясений, спрятать там свою душевную ранимость, прикрыть комплекс неполноценности. И для этого всегда ищет спокойную тихую заводь – уютную, незаметную для других эко-нишу. Занимает самые скромные места, но надёжные, востребованные должности в жизни: работает в библиотеке, архиве, регистратуре, патентном бюро. Или остаётся домашней хозяйкой. И всё же, наперекор всему, ранимое самолюбие ЭИИ не позволяет ему подолгу с этим мириться. Ему хочется жить интересной, насыщенной жизнью, быть не хуже других. В «норке» становится неуютно и тесно, – скучно, мрачно, темно, и ЭИИ пытается выйти в большую, – «настоящую» жизнь и сделать что-то значительное. Потом, не выдержав ответственности и нагрузок, он снова спешит скрыться в «норке». Эта дилемма – «Где же лучше: в норке или во дворце?» – долго мучает ЭИИ. И остаётся для него актуальной до тех пор, пока он не найдет свое место в жизни.
ЭИИ, не разобравшийся в своем характере, требует от себя того, что и от других, а с других, особенно близких ему людей, спрашивает, как с себя. Таким образом, он злоупотребляет механизмами проекции и идентификации, размывая психологические границы между собой и окружающими, лишая себя и других права на индивидуальность. Он сам страдает от подобной дисгармоничности и иногда называет ее «дурацкой болезнью сравнения».
23. Глобальное ЧСУ
ЭИИ трудно общаться из-за стеснительности, неуверенности в себе. Они зажимаются, тушуются, не могут проявить себя в полной мере. Боятся сделать что-нибудь не то или не так, опасаются насмешек, подозревают снисходительное отношение к себе, так как сами считают себя никчемными. Их легко сбить, поставить в неловкое положение, сконфузить. Они остерегаются вступать в контакт с людьми, если нет уверенности, что к ним хорошо отнесутся. Молчаливостью стараются обезопасить себя от вопросов и неудачных ответов на них. Некоторые ЭИИ стараются держаться подчеркнуто сдержанно и спокойно, чтобы скрыть трепещущее внутри волнение. Редко кто из них способен на людях закричать, грубо браниться, но они могут напускать на себя самоуверенность, браваду (ДЕКЛАТИМЫ - АРИСТОКРАТЫ). Иногда из всего этого получается забавная смесь жалкой застенчивости и эпатажной бравады – гиперкомпенсации.
ЭИИ нужна не столько власть, сколько признание своей полезности людям, уважение с их стороны. ЭИИ трудно быть в тягость кому-то. Если он убеждается в этом, то постарается не навязываться, уйти. Особенно тяжело приходится старикам-ЭИИ, живущим на иждивении не самых радушных родственников. Они попадают в положение короля Лира: если кто - то показывает, что тяготится их присутствием, пойдут к другому. А если идти некуда – тогда конец, остаётся уйти только в выдуманную реальность. Но до этого ЭИИ стараются себя не доводить.
ЭИИ с усиленным уровнем СУПЕРЭГО – акцентуированной контактной логикой соотношений (+БЛ3) и «подтянутой» ТНС – волевой сенсорикой (–ЧС4), иногда до старости стараются казаться решительными, сильными, уверенными в себе. Они не раскрывают заложенное в их душе богатство лирических переживаний. Но некоторым из них (далеко не всем) благодаря гиперкомпенсации ЧСУ удается сделать успешную карьеру. Как правило, такие ЭИИ отличаются обострённым чувством собственного достоинства, завышенной самооценкой, высокомерием и честолюбием, – наличием так называемого «стенического жала», но обладают меньшими духовными богатствами. Хотя и остаются доброжелательными и отзывчивыми людьми. И даже став начальниками, они не воцаряются в кабинете, а сохраняют человечность и стараются помогать людям.
ЭИИ легко обидеть. Он злопамятен в том смысле, что рана даже от маленькой обиды (если она значима) долго болит и не заживает. Однако агрессивной мстительности в нем нет. Он может «мстить» пассивно, например, мог бы обидчику сделать что-то хорошее, но этого не сделает (пусть обидчик чувствует себя недооценённым). ЭИИ часто бывают недовольны своим робким характером, хотели бы быть более решительными. Иногда намеренно развивают в себе решительность – «ломают» себя, стремительно взращивая свою волевую сенсорику (ТНС). Выглядят в этом случае резкими, грубыми, заносчивыми, хамоватыми – малопривлекательными. Ходят этак набычившись, напоминают бодливых телят: рожки ещё не выросли, но желание боднуть кого - нибудь ощущается.
Если ЭИИ, совершает плохие поступки, он от этого потом мучается сам. Особенно если ему убедительно показать, что он поступил дурно. Ему тяжелы не только собственные безнравственные поступки, он так устроен, что безнравственность других людей, как-то связанных с ним, остро им переживается, как своя собственная. Например, ЭИИ-девочке стыдно за непотребное поведение своей подруги на вечеринке, а ЭИИ-маме стыдно за некрасивые поступки её дочери.
24. Нормы и правила
У аристократа деклатима ЭИИ своя система общественных традиций и социальных ценностей, которая, как правило, связанна с нормами социума. Если в социуме считается ненормальным, воспитывать ребенка вне брака, то ЭИИ будут стараться не допускать такого положения вещей. И всем рассказывать, что если пара не хочет подкрепить свои отношения соответствующим статусом, то значит, эти люди ведут себя неискренно. Значит, они обманывают и себя и других.
С другой стороны, ЭИИ активно борются (словесно и не только!) за права человека. В частности за права женщин и детей, за правда животных, за любые этические права. И если по каким то причинам ЭИИ считают безопасным вообще не вступать в брак, то они будут декларировать совершенно асоциальные ценности. Как правило, это всегда связанно с тем, что ЭИИ вступает в организацию или какое-то сообщество людей, где циркулируют такие ценности. И уже будучи уверенным, что за спиной ЭИИ есть целая группа, которая его защитит и окажет ему ощутимую поддержку, если на него кто-нибудь будет нападать, ЭИИ, чьи тылы прикрыты со всех сторон, начинает активно декларировать, объясняет, доказывает, требует согласиться, что все, кто поступают иначе, однозначно заблуждаются (чего-то в этой жизни не понимают). И ЭИИ тут же пытается их вразумить.
Ведь, к примеру, убеждает ЭИИ, когда у человека есть искреннее желание завести ребёнка и воспитать его, то человек должен вести себя иначе. При этом, если у ЭИИ спросить - а как иначе? - то натыкаешься на стену из одной лишь фразы: "Как надо! Если не знаешь как надо, то не берись!". Далее идет развернутое объяснение не на тему того, КАК надо, а на тему того, как оно вообще обстоит на данный момент:
"Я как-то изучала статистику касательно причин, по которым женщины хотят иметь детей. И, как показывает статистика и жизненная практика, таких 4% от общей массы. Люди заводят ребёнка по никак не связанным с этим причинам. И отчасти всегда потому что "так надо". И дети от этого вырастают несчастливые и познавшие неправильное воспитание. Потому, что «как надо». И, знаешь ли, это совсем-совсем неправильно. И они потом часто несчастливы.
Правильно - отдать себе отчёт в том, что тебе это нафиг не надо, и не следовать общественному бреду. То, что тысяча человек сделает глупость, эту глупость чем-то умным не сделает. И даже если не тысяча, а десять миллиардов. Это всё равно будет глупость.
А официальный брак - мне и вовсе непонятно, зачем он был придуман и, что главное, зачем он существует посейчас. То есть он вообще ничего не меняет в жизни, так зачем он? Если б он как-то, например, гарантировал чувства человека, то, может, и был бы смысл, а так- нет, никакого смысла. Мне также не нравится он и потому, что он ставил бы на меня клеймо - "принадлежишь такому-то". Мне это противно. Я не могу никому принадлежать, я могу быть с кем-то лишь потому, что сама в этот момент так желаю. Когда мне говорят "Ты - моя!!"- хочется сразу возразить, даже если это очень горячо любимый человек.» Так ЭИИ защищает свою болевую функцию (– ЧС4), видя угрозу насаждения чужой воли даже в самых безобидных ситуациях.
25. Отношение к своим планам
ЭИИ составляют список обязательных задач на день, и, как правило, очень редко бывает, чтобы они выполнили свой же план. Причем, ЭИИ не из тех людей, которые будут составлять какие-то нереальные планы. Бывает, что туда входит всего 3-4 пункта, но и те не всегда выполняются. Если ЭИИ все равно, они «скатываются» в позицию ЧСУ: "я никому не нужен". План никак не переключает их на активное действие, позволяет зависнуть в длительном и апатичном бездействии («щадящий» режим для слабой волевой сенсорики ЭИИ (–ЧС4).
Если нет жёстких обязательств перед кем бы то ни было, личный план для ЭИИ – нечто несущественное, так, рекомендация к действию, а не то, что необходимо выполнить любой ценой. Но если план состоит из поручений, которые даёт другой человек, ЭИИ в лепёшку разобьется, но постарается выполнить его до последнего пункта. Такое отношение к поручению вписывается в систему приоритетов этической ЭГО-программы ЭИИ (+БЭ1), включено в ценности диады и квадры и выражается в стремлении «творить добро для других, приносить пользу обществу и людям".
26. Отношение к работе
Несмотря на стремление произвести впечатление трудолюбивого и деятельного человека (что необходимо для привлечения такого дуала, как ЛСЭ), многие ЭИИ ненавидят свою работу.
Воспринимают своих руководителей как жестоких тиранов, которые продохнуть не дают, загружая по горло работой – спят и видят, чтобы извести ЭИИ непосильным трудом и нагрузками, не считаясь с его силами и возможностями (как это представляется ЭИИ в ракурсе его болевой (– ЧС4).). И вот на таких дорисовках у ЭИИ в какой-то момент начинает возникать желание возражать, сопротивляться. При этом ЭИИ убеждены, что руководители прекрасно знают, каких трудов им (ЭИИ) стоит соответствовать возложенным на них обязанностям, но тем не менее, досаждают, заваливают поручениями, не дают расслабиться и отдохнуть в рабочее время.
27. Уравновешенно-стабильная самооценка
Если задать ЭИИ вопрос, какие качества их в себе не устраивают, то ЭИИ ответят - "В СЕБЕ меня все устраивает, ничего менять не хочется". Их не устраивают только обстоятельства: работа скучная, люди вокруг грубые, но они не чувствуют никакой ответственности и вины на себе за то, что создали такие обстоятельства! «Это само собой получилось», и в результате ЭИИ воспринимает себя как «правильного» человека, – не лучше и не хуже других, «ну да, есть минусы, так они у всех есть». Их планка приемлемости таких обстоятельств находится как раз на том уровне, на котором они пребывают на данный момент и им не кажется, что что-то необходимо в себе, во что бы то ни стало, менять.
Да и как менять? Пойти к начальнику, взять его за горло и сказать: «А ну, ..., давай мне внеочередной оплаченный отпуск! Я устала, мне необходим отдых на Канарах!» – так, что ли? Нет, на это ЭИИ не пойдёт. К таким мерам его не подпустит его ЭГО-программа – деликатная и милосердная этика отношений (+БЭ1), приглушающая и агрессивность его ТНС – волевой сенсорики (–ЧС4). Чуть только захочет ЭИИ разобраться с начальством, тут же ЭГО-программа начнёт его упрекать: «А ты думаешь, твоему начальнику легче? Вон, он с утра до вечера крутится, как заводной. Ему чаю попить некогда! А ты с утра сидишь, плюёшь в потолок, мечтаешь о кренделях небесных. А нет бы подумать сходить в булочную и купить ему что-нибудь к чаю. А там глядишь, подобрел бы и выписал тебе премиальные за усердный и самоотверженный труд.» Утешая себя таким образом, ЭИИ ждёт -пождёт, когда сам начальник предложит ему отдохнуть, повысит зарплату или отправит во внеочередной отпуск, за его, начальника, счёт. ЭИИ надеется, что это когда-нибудь произойдёт, а начальник всё как-то не догадывается это сделать. А самому ЭИИ не то, что просить, а даже намекнуть на это неудобно. Его ЭГО-программа сразу же начинает его стыдить: и там-то он плохо сработал, и тут дела запустил, а ещё на что-то рассчитывает. Вот и приходится снова рассчитывать на неожиданно доброе отношение к нему начальника – на его щедрость, догадливость, великодушие. А начальник всё не догадывается. Получается замкнутый круг, в котором ЭИИ ощущает себя потерянным, одиноким, несчастным. Разорвать этот круг сил и смелости нет, а терпеть эти условия невозможно – силы иссякают, расходуясь на пустопорожние переживания, а себя, безвинного страдальца, жалко до слёз. А время идёт, лучшие годы жизни проходят, теряются шансы, впустую растрачиваются возможности.
Так, одна девушка уже пять лет жалуется на то, что вокруг неё крутятся одни «слабаки» и нет среди них ни одного достойного мужчины. Ни у кого из них не хватает смелости подойти к ней и познакомиться. При этом познакомиться с ней при всем желании попросту невозможно. Она просыпается, выходит из дома и сразу же садится в машину, доезжает до работы, вечером на машине возвращается домой и так все пять дней в неделю. А в выходные она постоянно уезжает на дачу помогать родителям.
Если начинаешь с ней общаться, то замечаешь, что все свои изменения за всю свою жизнь, она рассматривает как способ немного улучшить то, что и так уже у неё есть. Улучшится – хорошо, нет – ну и так сойдёт.
ЭИИ порой не хотят меняться не потому, что им очень сложно меняться, а потому, что им больше хочется подпитывать свое ЧСУ неудачника, упиваться своими негативными эмоциями, жалеть себя и думать, что они ни на что не способные люди. Для этого ЭИИ создают себе кучу проблем, игнорируют, упускают интересные, выигрышные возможности. Всем своим образом жизни доказывают себе (другим они в этом никогда не признаются), что они неудачники.
Одно из проявлений такого желания упиваться своими неудачами наблюдается в том, как они решают нетипичные задачи, с которыми раньше не сталкивались. Как правило, при решении таких задач срабатывают 2 механизма:
1. отношение к задаче инфантильное на 100%. ЭИИ не продумывают, какие шаги необходимо предпринять, чтобы решить ее, не думают о рисках и нежелательных последствиях, не ищут способы решить задачу проще. В итоге решение задачи либо очень усложняется, причем вместо одного действия они делают пять, испытывают утомление, раздражаются от своей тупости, либо и вовсе не решается из-за слишком большого количества страхов.
2. огромное количество помех в виде скептических мыслей и пораженческих настроений, из-за которых у ЭИИ возникает желание отказаться от поставленной задачи гораздо раньше того момента, когда ее действительно будет очень сложно или невозможно решить.
..продолжение в комментарии..