Две школьные истории
deminded — 16.09.2013Сегодня я хочу рассказать вам две истории. Они навеяны двумя статьями, которые написаны о нашем образовании. Первая посвящена его возможному будущему, а вторая – реальному настоящему.
Первая история – это история о школе, в которой учится наша дочь. Это частная школа, очень небольшая – там учится всего около 50 детей. Сразу уточню – частные школы бывают очень разные. Одни предлагают водителя, чтобы забирать вашего ребенка и отвозить в школу, другие обещают напряженную конкурентную среду среди учеников, третьи самых лучших в городе учителей… Эта школа другая.
Если вы представляете себе частную школу как элитарное заведение, где для детей созданы волшебные бытовые условия, то Эпишкола вас разочарует. Она занимает нижний этаж дома и представляет собой один длинный коридор, вокруг которого расположены все необходимые для учебы помещения. У школы даже нет своей пришкольной территории. Финансово школа не то что небогата, а по моим предположениям находится на грани выживания: оплата учителей невысокая, ремонт в школе скромный (а в позапрошлом году его еще совсем не было), компьютеров немного и они не последнего слова техники. Совсем никаких технологий будущего – 3D принтеров, виртуальной реальности или новейших лабораторий.
Зато в этой школе есть то, чего нет в других. Свободное образование – в той степени, в которой его может себе позволить маленькая небогатая школа.
Необычное начинается прямо с порога. Например, каждый учебный год после летних и каждый календарный год после зимних каникул школа начинается с погружения – все учителя и дети собираются и на неделю из школы… уезжают! Они отправляются в разные места, чтобы там полностью погрузиться в одну тему. В прошлом году после лета это была тема «Космос», а после зимних каникул – «Россия, 18 век», а в этом году – «Индейцы». На погружении дети могут познакомиться друг с другом и с учителями, они ходят на прогулки и сидят у костра, читают книги по теме, рассказывают друг другу истории и показывают фотографии с каникул, проходят испытания в форме ролевых игр, мастерят и готовят – и, конечно, получают массу новых знаний, но не «голых», обычно-школьных, а добытых в контексте темы погружения. Дети еще не заметили, а учеба уже началась!
Сам учебный процесс тоже непривычен. Например, в школе нет оценок… до 10 класса. Чем же дети занимаются? Как проходит неделя?
Понедельник начинается… с общего собрания. Это – школьная демократия. Не игра в демократию, как выборы в школьный совет или эмулирование демократических институтов общества, нет, это реальное участие детей в школьной жизни. На общем собрании дети рассказывают про прошедшие выходные, обсуждают школьные проблемы и происшествия, сами составляют и утверждают список правил на будущий год, которому будут следовать.
После собрания у детей младшей школы идет обсуждение и выбор темы этой недели. Тема – это то, о чем они будут сами думать до следующего дня, и о чем будут писать во вторник свой свободный текст. Писать не под диктовку – а свои собственные мысли, все, что придет в голову. Если ученик еще не умеет писать, ему помогает учитель – пишет своей рукой под диктовку ученик, а ученик потом переписывает или обводит красивые учительские буквы. Так происходит и постановка почерка вместо привычных рядов бессмысленных ненавистных палочек и крючочков. Написанный текст ученик проверяет на ошибки, а потом текст копируется и вшивается в общую тетрадь, которая лежит на входе и с которую может почитать любой родитель. Дети очень волнуются – прочитали ли родители их текст, что о нем думают. Сразу появляется желание писать красиво и без ошибок. С первого класса письмо для ребенка – не каторга, а инструмент общения; сочинение – не вымученное рассуждение по шаблону, а выражение своих мыслей.
На большой перемене дети обедают. Уже не совсем столовая, а вроде как школьное кафе. Главное - ребенок может выбрать, что он хочет съесть. Над ним не стоит воспитатель группы продленного дня, который требует, чтобы ребенок доел эти щи из капусты и уксуса, эту рыбу под белым соусом, эту запеканку или молочный суп, который сегодня в столовой на обед. Школьное меню не отличается изысками – дают и пюре, и гречку с молоком, но вся еда горячая и здоровая.
К слову, в школе совсем нет официоза. Все праздники ученики организуют совместно с учителями – вместе пишут сценарии и играют в спектаклях, поют песни своего сочинения, вместе накрывают стол домашними угощениями. А во время праздников дети с родителями, бабушками и дедушками вместе бегают в играх «по станциям». Атмосфера совершенно камерная, уютная, человечная. И никакой школьной формы – ни для учеников, ни для педагогов.
А вот и чтение. О, да это же почти КСО Дьяченко! Дети читают в парах – друг другу. И это не единственный предмет, где применяется КСО – дети проверяют задания друг у друга и по математике, и по письму.
К слову, хотя формально школа делится на классы, некоторые уроки проходят в разновозрастных группах – например, вся начальная школа может заниматься чем-то вместе, ведь в ней всего 15-20 человек. Дети берут задания разной сложности, старшие помогают младшим – заодно и сами в процессе объяснения гораздо глубже понимают предмет. Никакой фронтальной системы – тут парты в кружок, и все занимаются одной группой, а тут парты по парам для парных занятий…
А вот в четверг странный урок – «зачеты». Все дети сидят и сами что-то делают. Готовятся – учат теорию, делают тренировочные упражнения, сами себя проверяют. К чему готовятся? К зачетам! У каждого есть зачетный лист со списком пройденного в прошлой четверти материала. По нему-то и надо сдать зачеты, состоящие из теории и практики. Что сдавать, когда, в какой последовательности – ребенок определяет сам. И не сдать нельзя – сдают по готовности, если попытка неудачная, то ученик идет разбираться и потом сдает еще раз. Зачет – не «оценка за работу и поведение на уроке», а реальное средство контроля усвоения материала. Причем и для ученика тоже – по словам учителей, дети испытывают искреннюю радость, когда им в процессе самоподготовки и самопроверки удается дойти от заучивания до действительно понимания предмета. А тем, кто демонстрирует выдающиеся успехи, выражается признание – дается местная степень Магистра и право попасть навсегда «в рамочку» на школьную стену.
Неужели дети сами со всем справляются, брошены на произвол и занимаются, чем хотят? Вовсе нет! В начальной школе у каждого класса своя учительница, а дальше каждому ребенку из педагогического состава прикреплен свой наставник, или куратор. Прикреплен по выбору, конечно. Это – тот человек, который выступает помощником ребенка, знает что с ним происходит, с которым можно посоветоваться, который активно интересуется зачетами и готов оказать посильную поддержку.
Но вот наступает пятница, и вместо знакомых предметов в расписании висит слово «проекты». Проекты здесь длятся полгода и делятся на индивидуальные и общие. Каждый ребенок ведет свой индивидуальный проект и участвует в общем, которых два – один на начальную школу и один на старшую. Тему проекта дети выбирают сами, по своим интересам, а самым младшим помогают определиться учителя. Процесс планирования деятельности по проекту – прерогатива самого ученика; главное, что проект должен иметь на выходе какой-то полезный продукт. Например, образовательный, или исследовательский, или практический, а может быть и социальный. Например, в процессе подготовки к проекту «Кафе» мой ребенок в первом классе познакомился с написанием резюме, научился быстро записывать заказы и считать деньги, а также проникся уважением к сложности работы официанта, обслуживающего несколько столов одновременно. А первым индивидуальный проектом была сделанная руками книжка «Спящая красавица» с иллюстрациями своего производства. Всю работу над проектом дети планируют и выполняют самостоятельно, учителя и родители оказывают только техническую помощь по просьбе. В конце полугодия проекты проходят защиту перед родителями и одноклассниками – и, я скажу, для первого класса это немалый стресс, но и страшно интересный опыт.
К сожалению, возможности полностью уйти от классно-урочной системы, конечно, нет. Но где возможно, школа внедряет иные формы занятий. Помимо двух недельных погружений, бывают еще мини-погружения в конкретную тему на один-два дня; по каникулам для детей устраиваются тоже тематические каникулярные программы, где в рамках одной темы сочетается теоретическое познание, экскурсии, практика, игры и даже рукоделие. Организация погружений во многом ограничена финансовым вопросом – это дополнительные деньги, которые не всем родителям по карману.
В субботу у средней и старшей школы тоже есть занятия. Правда, средняя в основном ездит на экскурсии – представляете, четыре года каждую недель съездить что-то увидеть своими глазами? А старшая в субботу проходит общественные науки – но зачастую дети ходят на уроки или на экскурсии друг к другу, благо по времени они не пересекаются.
Ради чего это все? Если честно, то только ради одного – индивидуального подхода к ребенку. Действительно индивидуального, потому что если в классе 5-7 человек, учитель действительно может уделить личное время каждому, знать его предпочтения, проблемы и уровень знаний. Зачастую в эту школу приходят те, кто не ужился в обычной по каким-то причинам, поэтому школа пестрит индивидуальностями. При этом малые группы, микроклимат и совместная работа над общими проектами создает из набора индивидуальностей самый настоящий коллектив. Также школа по возможности практикует и инклюзивное обучение – берет детей с проблемами, которые можно компенсировать индивидуальным подходом. Дети не делят в школе друг друга на нормальных и проблемных – все активно заботятся друг о друге. Хотя не все индивидуальные проблемы можно решить в обычной школе, но, по словам директора, из двух учеников, поступивших с диагнозом «задержка психологического развития», один сейчас заканчивает Мехмат, а второй – Политех…
Много элементов из того, что перечислено, вы найдете в новом ФГОСе. То есть они должны придти и в самую обычную школу. Давайте теперь заглянем туда – например, в среднюю общеобразовательную школу невского района, где преподает географию Сашенька.
Это самая обычная бесплатная школа, хотя и с некоторыми амбициями, потому что носит имя гимназии. Она даже не то чтобы бедная – например, компьютерный класс обеспечен 30 вполне современными макбуками. Я не буду рассказывать про порядок уроков – он всем знаком с детства. Зато расскажу о работе педагога.
В этом году в классе учится порядка 30 человек. От 28 до 32. Вообще по нормам не положено выше 28, но отказать в приеме детей, проживающих в этом районе, школа не имеет права, а новую параллель можно создавать только если число детей будет выше 35. Поэтому вообще в классе у Сашеньки должно было быть 33 ребенка. При том, что парт в классе всего 15…
География в школе не в чести. Также, впрочем, как химия и физика. По федеральной норме сейчас положен, например, 1 час географии в неделю в 6-м, 10-м и 11-м классе. Детям педагога бы запомнить… впрочем, по физике и химии то же самое. Есть, правда, еще и региональный компонент, но школа с гуманитарным уклоном, и он уходит на испанский и на еще что-то гуманитарное.
Это не единственное препятствие по преподаванию географии. Например, кто-то высокопоставленный заявил, что школы полностью обеспечены учебниками, и всем учителями приказом запретили требовать от родителей покупать какие бы то ни было материалы. Например, рабочие тетради и… контурные карты. По 30 рублей. Учите географию без контурных карт. Или просите родителей отксерить. Кстати, собирать с родителей деньги тоже ни на что учителю нельзя.
А еще кто-то заявил, что хороший учитель не должен задавать на дом заданий, потому что должен успевать за один урок и дать материал, и закрепить его. Это, правда, еще не «выстрелило», но можно прикинуть, что на уроке на одного ученика приходится порядка 1 минуты внимания учителя, и если такой урок раз в неделю…
А ведь урок проходит далеко не всегда в плотной работе. 30 детей неизбежно имеют разный уровень и разный интерес, им бывает и скучно, они отвлекаются. Например, на телефоны. Которые учитель не имеет права отбирать – он вообще их трогать не имеет права. Также учитель не имеет права даже выставить за дверь ученика, который мешает вести урок, так как несет за него полную личную ответственность.
Ну так вот, вернемся к педагогу в школе. Сашеньке, как начинающему педагогу, в этом году дали нагрузку в 68 часов, из них 34 учебных и 34 методических. Она была бы рада взять меньше, но школа на это не идет – дело в том, что школы должны обеспечивать средних доход учителя не ниже среднего по региону, и начинающий педагог с одной ставкой «утянет» школьную статистику вниз. Кстати, в этом году от школы потребовали поднять средний доход до 39 тысяч, но третью ставку, к счастью, учителю дать уже нельзя.
Ах да, еще Сашеньке очень повезло – за заслуги прошлого года ей поручили классное руководство над пятым классом. Она не хотела брать классное руководство до окончания обучения, но тут директор попросил взять класс, в котором половина учащихся – дети сотрудников школы, и тут уж, понимаете, никак не отказаться… 31 ребенок, 62 родителя, которые звонят по вечерам и пишут вконтактике, масса бумажной работы. Зато и прибавка к зарплате – 830 рублей в месяц!
К слову о бумажной работе, в школе действует электронный журнал! Правда, не вместо бумажного, а в дополнение к нему. Бумажный надо вести без помарок, только от руки и только черной шариковой ручкой. Помимо журнала надо каждый год составлять учебный план на каждый класс, от которого в рамках журнала нельзя отступать, и множество других списков.
Думаете, бумаги – сплошная формальность? Правильно думаете! Помимо формальности в бумагах, теперь есть формальность в одежде – всех обязали носить серые жилетки. Комиссия приходит в класс, поднимает всех детей и начинает проверять одежду. Кто одет «прилично», садится, а у кого штаны очень обтягивающие или там кофта не та – тот выслушивает выговор. А уж эти песни о гордости России на выпускных – уж такая формальность...
А ведь одними формальностями хорошим учителем не станешь. Ну, в глазах администрации – да, аккуратный журнал, выключенный свет и отсутствие жалоб от родителей – это все, что о вашей деятельности как педагога желает знать руководство. Но если вы хотите действительно учить детей, придется вступать в отношения неформальные. С каждым ребенком из 250 изучающих географию. Слабо установить и поддерживать 250 дружеских контактов с теми, кто изначально видит в вас не помощника, а надзирателя? А еще есть классное руководство – это очень личные отношения с 31 человеком: каждый из них особенный, каждый тебя оценивает, за каждого переживаешь, с каждым надо установить доверительные личные отношения, а еще учесть не всегда адекватных родителей и ситуацию в семье. И при этом найти вечером душевные силы на свою собственную!
Конечно, не все в школе так уж плохо. Но все, что есть хорошее, работает на энтузиазме преподавателей. Самому придумать особые формы контроля (маршрутные листы или книжки достижений), самому разработать, за свои распечатать, самостоятельно внедрить. Самому создать командную работу на уроке, расставить парты для работы в группах. Самому подготовить материал к уроку, потому что в учебниках сказано, что «с развитием технологий в обиход прочно вошли такие устройства, как пейджер». Самому написать картотеку со «штрафными заданиями» для конструктивной загрузки отвлекающихся на уроке детей. Самому организовать внеклассную деятельность детей, чтобы у них был шанс создать отношения друг с другом…
Ну так вот, теперь этот учитель, работающий 68 часов в неделю плюс ведущий классное руководство, раз в неделю за 40 минут преподающий 30 ученикам без контурных карт, зато со смартфонами, географию, должен еще обеспечить: 1) индивидуальную образовательную траекторию 2) проектную деятельность и 3) институт личного наставничества и еще выйти на высокий средний балл по ЕГЭ своих учеников. Понимаете, куда я клоню?
Так вот, в новом ФГОСе, как и в инициативе АСИ, очень много правильного и полезного. Но ничего из этого в школе не заработает.
Во-первых, потому что в инициативах АСИ при всех их насыщенности самообразованием, технологиями и непрерывностью, нет двух самых главных факторов – коллектива и педагога. Без них образование скатывается к усвоению голых знаний. Воспитать полноценного человека может только коллектив, а научить пользоваться знаниями человека может только человек, который умеет ими пользоваться – то есть педагог. АСИ признает педагога, но оставляет надежду на личное общение с ним только у элиты, что делает всю идею полностью нежизнеспособной.
А во-вторых, потому что все благие начинания не соответствуют кадровым возможностям школы. Простой кибернетический анализ показывает, что не может педагог обеспечить адекватную обратную связь в образовательном процессе для 250 проходящих через его класс детей за неделю. Как не может персонально подойти за урок к 30 ученикам. И, как ни крути, а полноценно жить и работать при нагрузке в 70 часов в неделю невозможно, даже если это даст «среднюю зарплату по региону».
Все наши эксперты, которые бьются над проблемами системы образования, над падающим уровнем знаний выпускника школы и над распадающимися школьными институтами социализации, смотрят и на технологии, и на требования к учителю, и на систему экономической мотивации, и на стандарты. Но у проблемы качества школьного образования в России есть одно, и только одно верное решение. И я его знаю.
Нужно поднять оплату педагога в два раза, запретить создавать классы размером более 10 человек и запретить учителю брать больше 18 учебных и 18 методических часов нагрузки. Все. Дорого? Ну, увеличение ФОТа учителей в 6 раз – это всего 1.2 триллиона рублей. Почти на столько планируется рост бюджета системы образования к 2015 году. Я не эксперт, но я гарантирую, что одни только эти три меры в разы повысят качество образования в России – причем не исключительно особо одаренных детей, а вообще всех. Готов был бы поставить на это любые деньги.
И потом на этой базе можно будет развивать все, что захочешь – гибкие планы, дистанционные курсы, проекты, разноуровневые группы… А пока мы идем прямо в противоположную сторону.
|
</> |