Два разных воровства: воровство против справедливости и воровство за справедливость | Общественное движение "Совесть"
Сообщество «Общественное движение "Совесть"» — 10.03.2012Поводом к написанию этой заметки стал спор, который завязался у меня в Гайдпарке, о том, что чего, дескать, пенять на олигархов, разворовывающих страну, когда у нас все воруют и мелкое воровство ничуть не лучше крупного с точки зрения нарушения заповеди «Не укради». Тогда я так и не смог убедить моего оппонента (насколько это слово употребимо по отношению к даме), что вещи это совершенно разные и что оправдывать крупное воровство мелким – это просто манипулирование общественным мнением. Предпринимаю еще одну попытку. Я постараюсь математически показать, почему мелкое воровство является попыткой восстановить справедливость, в то время, как крупное воровство несправедливо.
Что такое экономическая справедливость? На этот вопрос можно отвечать по-разному (вопрос сложный), но в данном случае давайте примем самое простое понимание справедливости – всем поровну. То есть будем считать, что совокупный общественный продукт («пирог») нужно делить на равные части. И если, например, продукт наш имеет стоимость 100 рублей, а общество у нас состоит из 100 человек, то справедливая дележка состоит в том, чтобы каждый получил по 1 рублю.
Реальность у нас, однако, такова, что один человек получает 99 рублей 1 копейку, а 99 человек – по одной копейке. Это означает, что богач крадет из общего «пирога» (берет больше, чем ему причитается по справедливости) 98 рублей 1 копейку, то есть нарушает справедливость на 98 рублей 1 копейку.
Что происходит, если 99 обворованных крадут при этом у богача по 10 копеек? Они просто исправляют несправедливость каждый на 10 копеек. Таким образом, если большое воровство работает против справедливости, то маленькое – на справедливость.
Вот такие бывают парадоксы.