Два неизвестных «кесаря» русской истории.

топ 100 блогов radmirkilmatov03.09.2021 В истории России есть два странных «кесаря», про которых История упоминает, потому что сложно было обойти из вниманием. Но на которых историки не останавливаются. Потому что копнешь поглубже — и буквально утонешь в противоречиях, кто эти кесари были - на самом деле.

Два кесаря — это отец и сын Ромодановские. Федор Юрьевич и Иван Федорович.
Начнем с фамилии Ромодановский — есть две версии:
1) Восточная версия - Рамадан. Месяц и важнейший мусульманский праздник. Такой же месяц, как июль и август — в отношении двух цезарей - Юлия (Цезаря) и Августа (Октавиана). Тем более, что оба Ромодановских — кесари, то есть, Цезари. При этом, месяц Рамадан — это строгий пост, приходящий на время года, когда есть и пить можно только ночью. По странной иронии два месяца: июль и август — как раз наиболее жаркое время года, максимально подходят для Рамадана. Есть еще версия Ромодановский - «Красный». Потому что «Ромада» - это также гранат/ гранатовый.

Старший Ромодановский - выглядит вполне по восточному...

Два неизвестных «кесаря» русской истории.

2) Версия два. Ромодановский — искаженная историками форма «Новый Римский». Натянуто? Но все ли мы понимаем в прервавшихся культурных традициях, если приехавший в Москву в 1920-м году Герберт Уэллс писал что такого количества античных статуй — он не видел нигде в мире...


Князь-«кесарь» Федор Юрьевич Ромодановский (ок.1640 — 17(28).09.1717) — русский государственный деятель. Генералиссимус потешных войск (1694).
Фактический руководитель Русского царства во время отсутствия Петра I в столице. В 1686—1717 глава Преображенского приказа розыскных дел, руководил Сибирским и Аптекарским приказами. Герб Ромодановских - горностай. три дуба. два поражающих меча, два медведя... никаких символов покорности...

Два неизвестных «кесаря» русской истории.

Федор Юрьевич Ромодановский представлял высшее военное сословие. Элиту. Происходил из знатнейшего рода, и был в XXIII колене Рюриковичем.

Мы традиционно считаем Романовых главными в государственной иерархии, но такая традиция закрепилась в конце 19-го века, когда Романовы узурпировали власть, опираясь на внешние наемные войска. А того они были — не более, чем одними из равных.

С малых лет князь Федор Ромодановский, как сын приближенного к царю полководца, находился «при дворе» Алексея Михайловича. Когда в 1672 году родился Петр Алексеевич, то 30 летнего князя Федора первым привели в Грановитую Палату, познакомить с новорожденным Петром. Странно - но звучит, словно его привели туда - раньше, чем родителя №2.

Резкое возвышение Ромодановского произошло в первые годы самостоятельного царствования Петра I. Князь поддержал клан Нарышкиных — против Милославских. И молодого царя — в борьбе с сестрой Софьей. Именно он арестовал царевну, отправил ее в Новодевичий монастырь и поздней осуществлял надзор за ней.

Находясь во главе Преображенского приказа, Ромодановский поддерживал царя во всех его затеях, начиная с «потешных походов». Знаком доверия царя к Ромодановскому было то, что Петр, отправляясь в Азовский поход, оставил его вместо себя в Москве с небывалым доселе титулом князя-кесаря. То есть, Цезаря.

Сегодня историки трактуют переписку Петра с Ромодановским — как свидетельство высокого доверия Петра. Царь упоминает обо всех важнейших вопросах внутренней и внешней политики. Фактически - докладывает. Не боясь спрашивать у Ромодановского совета и адресует свои письма «Государю князю Федору Юрьевичу». Ромодановский, так же, как и фельдмаршал граф Борис Шереметев, имел право входить в кабинет Петра I в любое время без доклада.

Однако как правильнее охарактеризовать стиль таких взаимоотношений?
Историческая традиция утверждают, что это были отношения: Царь — слуга...
Но если посмотреть на эти отношения свежим взглядом.
Как другой вектор, в другую сторону
И последующую узурпацию: друг отца приютил вдову с сыном.
Тот вырос — и отнял у «дядьки» землю, трон и казнил...
Избушку ледяную — обменял на избушку лубяную.


Именно Федор Юрьевич возглавил подавление Стрелецкого бунта 1698 года, случившегося во время пребывания Петра I в Великом Посольстве. В 1701 году, после сильного пожара, опустошившего Москву, князь Федор Юрьевич отстраивал столицу.


Данные отношения Петра встречаются и с другими вельможами. К примеру, он дает указания Григорию Дмитриевичу Строганову (1656 — 1715) строить заводы — за свой счет и где считают нужным. И Петр Алексеевич так же отчитывается перед Строгановым: что сделано, что собирается делать, какие указания и советы будут:

В начале царствования Петра — Строганов владел владел более десяти миллионов десятин земли (100 000 км²), на которой располагалось более 200 деревень с 15 000 душ. К концу жизни Петра Строгановым принадлежало 50 миллионов десятин и 45 тыс.душ мужского пола. По площади — вся современная Испания. Слуга...


Федор Юрьевич жил старинным укладом, почитал старые нравы и обычаи; был гостеприимен, но требовал к себе особого почтения. В обществе перед ним все стояли. «Никто не смел въезжать к нему во двор. Сам Государь оставлял свою одноколку у ворот его». Дом князя Ромодановского находился в Москве, на Моховой, около Каменного моста. Следов в архитектуре дом Ромодановского не оставил. Хотя... не Кремль ли подразумевается?


«Ближайший исполнитель предначертаний Петра», Федор Юрьевич открыто не одобрял поступки Петра, к примеру не приветствовал женитьбу Петра на Екатерине. (Его дочь Федосья - была замужем за братом первой супруги царя Петра - Евдокии Федоровны).
Сын Иван Федорович был женат на родной сестре Евдокии - Прасковии Федоровне Салтыковой, жены Ивана Пятого (брата Петра Первого). То есть, Иван был дядей Анне Иоановне. Получается, Ромодановские — были в косвенном родстве с обоими царями — соправителями.

В 1890-91 годах в России были опубликованы мемуары Бориса Куракина, сподвижника Петра и посла в Нидерландах и в Париже. В «Гиштории о царе Петре Алексеевиче и ближних к нему людях» Куракин так описывал Ромодановского:
«««Сей князь был характеру партикулярнаго (особенного - РК); собою видом, как монстра; нравом злой тиран; превеликой нежелатель добра никому; пьян по вся дни; но его величеству верной был так, что никто другой. <...> О власти-же его, Ромодановскаго, упоминать еще будем, что принадлежит до розысков, измены, доводов, до кого-б какой квалиты и лица женскаго полу или мужескаго не пришло, мог всякаго взять к розыску, арестовать, и розыскивать, и по розыску вершить...»»»


Князь Иван Федорович Ромодановский (конец 1670-х — 16(27).03.1730) — единственный сын князя Фёдора Юрьевича Ромодановского, ближний стольник. После смерти отца сменил его в качестве «князя-кесаря» и главы Преображенского приказа.

В 1719-1724 гг. главный начальник города Москвы, позднее — действительный тайный советник и кавалер ордена св. Андрея Первозванного, московский генерал-губернатор и сенатор. Петр I в шутку называл его «дяденькой».

Последний представитель княжеского рода Ромодановских. Год рождения его в точности неизвестен. При жизни отца имел чин ближнего стольника, но редко упоминается в этом звании.
Пётр Великий, отличавший особым доверием князя Федора Юрьевича, соответственно относился и к сыну его. Он видел в нем преемника отца.

После смерти отца князь Иван занял его положение. Ему было тогда около 40 лет. Пётр дал ему титулы князя-кесаря и Величества и поручил ведать Преображенский приказ, которым долго управлял его отец.

24 февраля 1718 года Пётр писал князю Ивану Фёдоровичу: «как словесно Вашему Величеству били челом, так и письменно доносим, дабы благоволили дела приказу Преображенского принять так, как блаженные памяти отец ваш управлял».

Это не письмо начальника — подчиненному.
Скорее — наоборот.


При исполнении своих обязанностей князь Иван Фёдорович действовал не так сурово, как его отец; «при нем мало было работы в застенке, редко прибегали к розыскам и пыткам». Относясь к Ивану Фёдоровичу с большим доверием, Пётр Великий окружал его и внешним почетом. В апреле 1718 года, получив титул «князя-кесаря» и назначение управлять Преображенским приказом, князь Иван Фёдорович торжественно въехал в Петербург. Во дворце его встретила Царица с придворными дамами; она поздравила его и угощала сама водкой и вином».

После заключения Ништадского мира, 4 сентября 1721 года, Пётр Великий из церкви св. Троицы, где совершался молебен, «тотчас отправился к князю Ромодановскому, как князю-кесарю, и объявил ему о заключенном мире».

Своё почтение Пётр выражал и в письмах к князю, называя его Величеством и подписываясь «нижайшим слугой». В письме от 11 июля 1719 года Пётр писал: «О здешнем объявляю Вашему Величеству, что к сему месту как галерный, так и корабельной флоты пришли в разные дни, только собралися все в 8 числе сего месяца… Дай Боже доброе окончание, а начало зело благополучно учинилось. Вашего Величества нижайший слуга Пётр».

Князю Ромодановскому часто приходилось участвовать в забавах Петра, в которых принимали участие царская свита и сам Царь. На большом маскараде 10 сентября 1721 года и свадьбе князя-папы Петра Ивановича Бутурлина со вдовою его предшественника по шутовским маскарадам Никиты Моисеевича Зотова, «князь-кесарь Иван Ромодановский в костюме древних царей, то есть в бархатной мантии, подбитой горностаями и сияющей драгоценными камнями, в золотой короне, со скипетром в руке, изображал древнего царя. Его окружала толпа слуг в старинных русских одеждах. Ему предшествовали 4 барабанщика, в том числе и сам Государь. Супруга князя Ивана Фёдоровича, княгиня-кесарша, одетая в длинную красную бархатную мантию, отороченную золотом, в короне из драгоценных камней и жемчуга, окруженная многочисленной свитой в старинной русской одежде, являлась древнею царицею».

Такую же роль играл князь Иван Федорович во время Московского маскарада в 1722 году, устроенного с необычайной пышностью в память Ништадского мира: «ехал князь-кесарь Ромодановский в мантии, подбитой горностаем, имея около себя несколько смешных наперсников, из которых один облачен в курфюршескую мантию. Князь-кесарь сидел в белой лодке, украшенной спереди и сзади медвежьими чучелами, необыкновенно хорошо сделанными».

В других маскарадах он принимал такое же участие. Выказывая князю Ромодановскому и его супруге наружные знаки почета лично, Петр следил за тем, чтобы все остальные, в том числе, иностранцы, делали так же.

О деятельности князя Ивана Ромодановского, как администратора, осталось не много воспоминаний. Вскоре после вступления в должность начальника Преображенского Приказа ему пришлось принять участие в разборе дела и суде над царевичем Алексеем Петровичем. На вынесенном 24 июня 1718 года смертном приговоре Царевичу имеется подпись: «ближний стольник князь Иван Ромодановский».


Со вступлением на престол Императрицы Екатерины І положение его оставалось по-прежнему высоким, хотя он ненадолго перестал носить титул «князя-кесаря». Императрица неоднократно оказывала ему знаки внимания: так, 21 мая 1725 года, когда, по случаю свадьбы царевны Анны Петровны с Карлом-Фридрихом Голштинским, князь Иван Ромодановский был произведен в действительные тайные советники.

В 1726 году он был пожалован кавалером ордена св. Андрея Первозванного. Указы этого и последующего года называют князя Ромодановского Московским генерал-губернатором. После празднеств по случаю свадьбы Царевны Анны князь Иван Фёдорович уехал в Москву управлять по-прежнему Преображенским приказом, деятельность которого вскоре была расширена, так как в него были переданы дела Тайной канцелярии, которая была закрыта по указу императрицы Екатерины I.

Ведая Преображенский Приказ, князь Ромодановский конфликтовал с другими учреждениями. Сенат несколько раз жаловался императрице на князя Ромодановского, не желавшего исполнять данные ему приказания. Князь Ромодановский не хотел подчиняться распоряжению правительственного учреждения, считаясь только с волей Императрицы. Подобная же жалоба на неисполнение приказания была подана на князя Ромодановского ещё при Петре Великом от Синода: «Подано нам дело князя Долгорукова с Салтыковым, и мы послали к князю Ивану Фёдоровичу Ромодановскому, чтоб отправил в Синод содержащихся в Преображенской Канцелярии под арестом дворовых людей Салтыкова; послан указ Вашего Величества за руками всех коллегиатов; но этот Вашего Величества указ Ромодановским уничтожен и не только требуемого исполнения лишен, но, как неважный, прислан к нам обратно».

После учреждения Верховного Тайного Совета Преображенский Приказ подлежал его контролю. Князь Ромодановский должен был давать в Верховный Тайный Совет «для рассуждения и решения» краткие выписки по важнейшим делам, решения которых по личному усмотрению не осмеливался брать на себя.

В мае 1727 года на престол вступил Петр II. Новое правительство отнеслось к князю Ромодановскому с прежним доверием и вниманием. На другой же день по воцарении Петра II князь Ромодановский получил уведомление Верховного Тайного Совета об оставлении его в звании Московского генерал-губернатора. Пётр II поручил князю Ивану Фёдоровичу привести к присяге жителей Москвы. 8 мая 1727 года он прислал ему указ об этом:
«««Нашему действительному тайному советнику и Московской губернии генерал-губернатору и кавалеру князю Ромодановскому с товарыщи…. Должны вы и все наши подданные, обретающиеся в Москве и в городех той губернии и уездех, как духовного, воинского, гражданского и всякого чина и достоинства в верной нам службе присягу учинить. … О том в наш Верховный Тайный Совет рапортовать.»»»


31 июля 1727 года князю Ромодановскому был дан указ о помещении Царицы Евдокии Феодоровны, в монашестве Елены, в Новодевичий монастырь. 2 октября того же года состоялся указ Верховного Тайного Совета о подчинении ему Московской полиции, а 31 октября того же года Верховный Тайный Совет прислал ему указ о постройке трех триумфальных ворот к приезду Петра II в Москву для бракосочетания с княжной Долгорукой.

О вычищенной роли Лопухиных в Истории России — будет поздней. Существует малоизвестный факт о том, что в 1730-м году Евдокия Лопухина (мать царевича Алексея, последняя русская царица и последняя не морганатическая и неиноземная супруга русского монарха) отказалась от престола — в пользу Анны Иоановны.


Имея в своем ведении широкий круг дел в царствование Петра II, князь Иван Фёдорович уже стал стар и часто болел, страдая подагрой и каменной болезнью. Ему трудно было вести дела в Преображенской канцелярии. Указом от 4 апреля 1729 года он получил отставку, и вместе с тем Преображенская канцелярия, бывший Преображенский Приказ - прекратила своё существование.

Князь Иван Фёдорович, оставив дела, доживал век в Москве, вдали от событий Петербурга. В 1730 году на престол вступила Анна Иоанновна. Ромодановский в числе других 21 сановников получил назначение в восстановленный в прежнем значении Сенат. Но он был уже неподъемным, и 15 марта 1730 года умер.

В домашней жизни князь Иван Фёдорович держался укладов старины. Жил он обыкновенно в Москве, где у него был дом на Моховой улице (в Кремле??) В качестве «вселенского князя-цесаря сумасброднейшего, всешутейшего и всепьянейшего собора», князь Иван Фёдорович принимал близкое участие в заседаниях этого собора и в избрании князя-папы, и имя его, «великого государя, вселенского князь-цесаря Иоанна Феодоровича», часто встречается в списках и других документах, оставшихся от «всепьянейшего собора».

Князь Иван Фёдорович был женат на Анастасии Фёдоровне Салтыковой (ум. 2 сентября 1736 года), родной сестре царицы Прасковьи Фёдоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича. У него была единственная дочь княжна Екатерина Ивановна.

Графиня Екатерина Ивановна Головкина, урожденная княжна Ромодановская (1701 — 20 мая 1791) — последняя представительница рода Ромодановских, двоюродная сестра императрицы Анны Иоанновны.

В 1722 году выдана замуж за графа Михаила Гавриловича Головкина (1699-1754), старшего сына петровского канцлера.
Муж двоюродной сестры Анны Иоановны, сделал карьеру при новой императрице: сенатор, министр, глава Монетного двора и канцелярии.

После ноябрьского переворота, приведшего к власти Елизавету Петровну, Головкин как лицо, особо приближённое к свергнутой Анне Леопольдовне (кабинет-министр, по другим сведениям, глава правительства, вице-канцлер по внутренним делам), был осуждён «за измену» на смерть.

Смертная казнь была ему заменена конфискацией имущества и вечной ссылкой в Сибирь - в село Германг (Ярманг (??)).Супруга Екатерина Ивановна, была признана невиновной, ей разрешалось жить, где она пожелает, но верная супруга выбрала ссылку с мужем. Сегодня место ссылки - Германг - связывают с городом Среднеколымск в Якутии. Но отдаленность этого места, возможно, скрывает реальную судьбу разгромленной «оппозиции».

У семьи Головкиных Ромодановских было конфискованы имущество.
Два года супруги и сопровождающие их солдаты добирались до места ссылки. Михаил Гаврилович и Екатерина Ивановна прожили в Сибири 14 лет. После смерти мужа в 1754 году Головкиной было позволено вернуться в Москву, куда она перевезла прах мужа.
Федор Головкин, внук родного брата Михаила Головкина, осевший в Европе и проживавший между Нидерландами и Германией - утверждает, что забытую графиню два года искали по всей Сибири, прежде чем вернуть в «первопрестольную». Видя ее бедность, Екатерина II - пожаловала статс-даме пенсию в 4000 рублей и сверх того 4000 душ крестьян.

Ослепнув, Екатерина Ивановна переселилась в Георгиевский монастырь (разрушен в начале 19-го века, сегодня территория около Большой Дмитровки и Камергерского переулка в центре Москвы). Умерла на 91-м году жизни, похоронена по одним сведениям в Георгиевском, по другим — в Спасо-Андрониковском монастыре (древнейший архитектурный комплекс Москвы, место захоронения многих известных московских правителей и бояр. Но после того, как в 1918-1922 это монастырь «служил» тюрьмой для ВЧК... и только 1947 году стал музеем Древнерусского искусства — мифы в истории этого монастыря — еще больше, чем желание Церкви — уничтожить музей и получить этот «Новодел» себе обратно).

Со смертью князя Ивана Фёдоровича прекратилась мужская линия рода князей Ромодановских.

С воцарением Елизаветы Петровны — имущество Ромодановских, включая не поминаемые историками земли и недвижимость — отошло в царскую казну.

Ничего личного — «так увеличивалась земля русская»...

Чужая иноземная династия заглатывала чужих земель — намного больше, чем могла проглотить и переварить.
Поздней из «вотчины русских императоров» - родилось советское государство.
Отнятое и конфискованное — вернулось народу.
Как показывают последние четверть века — не навсегда.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Оригинал взят у neosovok в "Сталинистам-немарксистам" (голосом тов.Сталина) В отличие от малограмотных лопухов, буржуинские идеологи-кукловоды отлично владеют марксизмом, и успешно применяют марксистский метод практически. Ярким примером является смена буржуинами тактики обо ...
2 февраля - День победы в Сталинградской битве в 1943 году Грамота Сталинграду Президента США Франклина Д. Рузвельта и почетный меч - дар короля Великобритании Георга VI гражданам Сталинграда Король Великобритании прислал Сталинграду дарственный меч, на клинке которого на русском ...
...
В общественном сознании постсоветских стран устоялось представление о том, что есть два полюса: один из них назовем либеральным и скажем, еврофильным. Хотя точнее - это любовь к обобщенному Западу. Она должна сочетаться со склонностью к "западным ценностям", например, понятию о правах ...
А поговорим о серьгах! Сам не носил и не собирался, но отношусь с пониманием. Это о мужских, женщинам сам Бог велел! Расскажите о самых оригинальных, которые вы видели/носили. Начну, разумеется, сам. Мужские - видел у парня в маршрутке - серебряная ...