Древне-хеттские мотивы в современной российской проповеди
diak-kuraev — 09.04.2012Я что то перестал понимать ключевые слова христианской этики и аскетики.
Простить – это что значит? По моему, для христианина (не для судьи или правителя) значит перестать злиться самому. Вот и все.
И для этого просто не нужно никаких условий.
Неужели непонятно, что если я злюсь на обидчика, я причиняю вред себе? И как для лечения раны не нужно покаяния от того, кто мне этот вред причинил, так и тут.
Ты можешь не пылать любовью к обидчику. Форма прощения – это забвение. Вытеснение памяти об обиде из своего сознания. Это не так сложно и возможно даже без помощи благодати. То есть элементарно-нравственная реакция и гигиена доступны и неверующему человеку
И вдруг лицо, ответственное за диалог
Церкви и общества от имени Церкви Христовой (а не от имени клуба
обманутых вкладчиков) настойчиво твердит – не забудем, не
простим…
Буквально: «Не может быть прощения без покаяния. Бог не прощает без
покаяния.. Не будет покаяния, не будет и прощения. Бог открыл нам,
что хорошо и что плохо, и мы можем от его имени говорить. Мы думаем
так же как бог мы действуем так же как Бог… Атеист не может быть
нравственным »
(передача НТВшники 8 апр)
А мне кажется, что
такой образ мысли скорее подражает древнехеттскому (ок. 1500 г до
Р.Хр.) царю Телипину:
«В дальнейшем, кто после меня царем будет,.. не
говори так: 'Я полностью прощаю'. Полностью не прощай
ничего»
(Указ Телипину, пар 29 (40-45) // Древний Восток и античный
мир. Труды кафедры истории древнего мира МГУ. ч. 3. М., 2000, с.
97).