Довоенная кинофантастика СССР
zina_korzina — 06.09.2021- Кадр из фильма «Луч смерти» (1925).
1. «Луч смерти» (1925) – фильм снят корифеями советского кино – Львом Кулешовым и Всеволодом Пудовкиным. Это не просто фантастика, но политический детектив. В центре внимания – «луч смерти», изобретённый советским учёным. Налицо сходство с «Гиперболоидом инженера Гарина» Алексея Толстого, который написал роман в конце 1920-х, видимо, под влиянием этого фильма. Тогда весь мир бредил новыми видами оружия и массового поражения.
- Постеры к фильму «Луч смерти» (1925).
По сюжету агенты вражеской разведки (страна не указывается, это некий обобщённый буржуазный Запад, более всего напоминающий Англию) ...выкрадывают советский аппарат и с его помощью пытаются разгонять забастовки рабочих. Но торжествует социальная справедливость – пролетарии завладевают лучом и направляют его на своих угнетателей. Этот экспериментальный фильм не был принят ни критикой, ни зрителями.
- Кадр из фильма «Луч смерти» (1925).
В изначальном тексте «Двенадцати стульев» Илья Ильф и Евгений Петров высмеивали эту фабулу: «Они принялись писать оперу под «отличным интригующим» названием «Лучи смерти». Советский изобретатель изобрел луч смерти и запрятал чертежи в стул. И умер. Жена ничего не знала и распродала стулья. А фашисты узнали и стали разыскивать стулья. А комсомолец узнал про стулья и началась борьба». Сейчас эту вещь интересно смотреть, как памятник эпохе.
- Кадр из фильма «Гибель сенсации» (1935).
2. «Гибель сенсации» (1935) – ещё одна история, связанная с ужасами и язвами буржуазного общества. Действие происходит в англоязычной стране. Учёный Джим Рипль создаёт роботов, способных заменить рабочих. Наивный технарь полагает, что в этом случае товары подешевеют и жить станет лучше, веселее и сытнее. Да, снят фильм по повести Владимира Владко «Ідуть роботарі» - украинского журналиста, писателя, а впоследствии - главного редактора киевской «Литературной газеты».
- Кадр из фильма «Гибель сенсации» (1935).
После Карела Чапека с его пугающе-красивой идеей роботов, начался вал робото-фантастики. Но вернёмся к «Гибели сенсации». Джим управляет своими чудовищами …при помощи игры на саксофоне. Потрясающе и страшно снят фрагмент грандиозного джаз-танца ожившего, безмозглого железа. Это и сейчас выглядит жутковато, а тогда это вызвало шок. Однако злые буржуи смекнули, что можно перебить работяг и оставить человеко-машин. Но для начала можно сделать из железных парней своих прислужников.
Джим, ужаснувшись тому, куда уводят мечты, пытается воспрепятствовать походу гигантских робокопов против забастовщиков, но погибает – машины не слушаются его команд. Но умные пролетарии находят способ перехватить управление роботами. Опять же красивая сцена «пожирания» роботами врагов человечества - капиталистов и офицеров. Несмотря на разницу в декорациях, тут примерно тот же смысл, что в «Луче смерти» - наши берут верх над гадами при помощи великого изобретения.
- И ещё один...
|
</> |