Домашнее образование или школа. Есть ли выбор?

топ 100 блогов denis_a_davydov13.04.2015 Домашнее образование или школа. Есть ли выбор?

Добрый день!

Вопрос обучения, образования и развития детей стоит остро для каждого родителя.
Скоро школа и надо понять как к этому относиться и надо ли что-то делать.
Все больше мыслей возникает о домашнем обучение или о частной школе.
Хочется поделиться размышлениями по этому поводу.
Как вы собираетесь решать школьный вопрос?

О чем мечтает родитель
Думаю, не ошибусь, если скажу, что все родители стремятся, чтобы их ребенок был здоровый, счастливый и успешным.

Но меня с детства мучал вопрос, а что считать успехом?
В чем он измеряется? В заработанных рублях, все понимают, что нет.
В Джоулях излучаемого счастья? Штука абстрактная, никто не мерил.
В статусе в обществе? Уважение и признание окружающих штука относительная. Кто-то будет любить, кто-то ненавидеть. История это доказала.
Заслуги перед Отечеством? Герои войн, государственные деятели, реформаторы оставили след в истории. Обычно Отечество это не ценит и быстро забывает, хотя и большинство из них считало свою жизнь не напрасной.
Приобщение к высшему? У всех нас есть вера, но либо верить разучились, что так много плутающих, либо верим не в то. Кто знает.
В общем путей развития человека множество.
Для себя я ответил на этот вопрос просто. Успехом в жизни я буду считать, когда пойму зачем я родился и что должен сделать в этом мире.
То есть ответил и не ответил одновременно ) Так что поиск продолжается, но теперь уже точки приложения сил.
Так много разных интересных дел, людей и проектов, но как понять, где твоя команда, где твой проект?

Если кому интересно, чтобы не оставлять не отвеченных вопросов, поделюсь своим методом.
У каждого свой, но я выбрал такой. Те люди, которые способны занять место в сердце рядом с семьей, значит, они и есть твоя команда. Тот проект, который тебе снится и ради которого ты просыпаешься по утрам и думаешь скорей бы начать, и есть твой проект. Если есть чистая радость и устремление внутри, значит на верном пути. Если исчезло, значит надо корректировать курс.
Все просто, но трудно реализуемо. )

Но кто и когда должен дать это понимание ребенку? Родители? Наставники? Педагоги? Жизнь?


История из Германии.
Моя сестра училась в Германии. Программа не очень глубокая и размазанная на длительный период, но учителя очень много внимания уделяют кругозору детей и вместе с ними пытаются понять, что каждому будет по душе, с чем каждый захочет связать свою жизнь.
Очень много спорта, различных кружков и секций (у них это гильдии назывались).
Много обсуждают, ищут, примеряют на себя разные роли.
Мне эта система понравилась. В нашей образовательной гонке вплоть до окончания ВУЗа нет времени об этом задуматься.
Я, например, только на 4м курсе понял, что ошибся и хотел бы другого.

О выборе и зрелости
Поэтому вопрос выбора, на мой взгляд, это вопрос зрелости личности.
И здесь не важно сколько тебе лет и какого ты роста.
Либо созрел, либо нет. Либо понял себя, либо нет. Либо нашел мечту, либо нет.
Кто-то в 10 лет найдет себя, а кто-то в 70 будет грустить о бессмысленно прожитой жизни.
Этот процесс созревания и поиска может ускорить окружение, не навязчиво делясь своим опытом и своим видением, ну, а, главное, это конечно, важно помогать активно набирать жизненный опыт, пробовать разное, не закапываться в чем-то одном.
Я благодарен своей маме, которая таскала меня по куче кружков и разрешала идти в новые, пробовать.
Она не пыталась сделать из меня балерину, как из сестры, в этом вопросе мне повезло. )
Поэтому она просто пыталась понять, что мне поможет раскрыться, что будет полезно.
Без заточки на супер успехи и спортивные вершины.
В итоге из всех наклонностей и талантов отсеялись те, которые мне были интересны и в которых хотелось развиваться. То есть появилась загадочная мотивация, а значит началось развитие.

Возвращаясь к школе

Я бы разделил процессы на развивающий и образовательный и приоритет бы поставил на первом.
Возможно в Америке непросто так совершеннолетие считается в 21 год.
Почему мы так спешим побыстрее выпустить наших детей в мир?
Станки на заводах простаивают? Нет.
На рынке много вакансий. Тоже не особо.
Это вопрос загадка и наверное относится больше к культуре общества и политике. Не зрелые лучше ассимилируются в ту систему, которая есть.
На мой взгляд, школа должна именно развивать качества человека, его способность мыслить и мотивироваться, а давать образование, профессию, специальные знания - уже институт.

Родитель и учитель. О развитие
Для меня очевидно, что процесс развития ребенка возможен только благодаря мощной симпатической связи между ребенком и взрослом.
При чем родительская связь это одно, а связь с учителем это другое. И обе важны.
Связь родительская это любовь, забота, уверенность, жизненный пример.
Связь с учителем это совсем другой мир. Это устремления, это новые возможности, это неизведанные области, это открытия, это команда.
При этом оба этих мира важны и оба взаимопересекаются.

Мне например, очень интересна историческая модель отношений ученик-учитель в Древней Греции, в Индии, в Китае.
Я задаю себе вопрос, а готов ли был бы я отправить своего ребенка пусть к признанному авторитету и мудрецу, например, Конфуцию или Пифагору в закрытую школу?
Хмм, если бы только сам убедился в их мудрости, то без сомнения.
А много ли учителей сейчас есть в современных школах, которые являют такой уровень?
Простите, заступлюсь за учителей, но какой уровень может являть человек, загруженный с головой в бумажную волокиту и бюрократию.
Процесс развития учеников связан напрямую с процессом развития учителей.
А если он сводится к получению категорий, то вряд ли можно рассчитывать получить местного Конфуция или Пифагора...

Мне кажется, проблема укоренилась глубоко. Культ учителя советских времен благодаря упорным усилиям развеялся. Теперь это просто преподаватель, а не учитель жизни, развивающий ребенка.
И как бы мы не восхищались усилиями одиночек, но рыба гниет с головы и система влияет мощно, большинство наших школ встало в стройные ряды образования биороботов в рамках программы.
Учителей старой формации почти не осталось. Новые просто делают свое дело, "ничего личного, просто работа".
Смириться с этим или нет, выбор каждого.

Но я склоняюсь либо к поиску частной школы с другой внутренней культурой (ключевое слово).
Либо если такие тоже заложники системы и даже у них все сводится к внешнему лоску, а не внутреннему наполнению, то тогда придется идти по пути домашнего образования или самостоятельного объединения родителей для обучения своих детей.
Если сейчас есть частные детские садики и всякие развивалки, то почему бы не появиться частным мини школам?
Найти классного настоящего учителя на группу из 10 детей и платить ему достойную оплату намного реальнее, чем найти надеяться на шанс в школе.
Вполне может быть, что родители при должном стремление сами смогут набрать нужную квалификацию и преподавать.

Да, есть особенности школы, которые некоторые привыкли считать плюсами.
Я, например, так это рассматриваю.

Классическая школа и ее фишки

1. В школе есть мощное ритмичное напряжение, заданное плотной программой, встраиваясь в которое дети привыкают к бешеному ритму современной жизни.
Я не уверен, что это полезно для психики ребенка в той подаче, которая есть в школе. А напряжение, дисциплину и ответственность лучше и легче прививать на спорте. Пусть знания будут всегда в радость.

2. В школе есть социум, который закаляет...
Среды штука интересная. Повезет - разовьет, не повезет - приведет к деградации. Опять же степень ядрености среды внутри семьи. Если родители впахивают с утра до вечера, то надеяться на чудо, что школа приведет к развитию достаточно опрометчиво. А залечивать психологические травмы между сном и работой малоэффективно.
Поэтому лучше сформировать свой социум, чтобы в нем укрепить и закалить детей не методом кидания их в реку, а постепенно приучая и укрепляя.

3. Программа, которая позволяет поступить в ВУЗ
Ммм, будем честны, ЕГЭ сдается не очень успешно. Поэтому супер насыщенная и классно прописанная программа не является залогом успеха ребенка в школе и поступления в ВУЗ. Потому что школа убивает мотивацию в основном, а не растит ее.
Большая школа, которая бы как суперконвеер выдавала на гора супер мотивированных и счастливых учеников... Это возможно утопия. А возможно надо собрать лучших учителей с большой буквы и посмотреть как они сами сделают такую школу без гос чиновников и департамента образования...
Тот же самый Кембридж и Оксфорд это прежде всего, культура профессоров и их гибкий подход к образованию. По сути влияние их как наставников и реальных примеров с живым участием в проектной деятельности их самих и студентов. Почему тот же подход не использовать и для средней школы, мне кажется, что сработало бы.

В качестве заключения

Поэтому я считаю, что самостоятельные мини школы организованные родителями это вполне здоровая альтернатива.
Но важно учитывать два главных фактора.
Родитель и учитель это два разных человека, совместить их в одном это высший пилотаж, и мало кто на него способен. Поэтому я бы ориентировался на подбор наставника-учителя для такой школы.
Домашнее образование не должно быть домашним, школа для меня это как храм, со своей атмосферой, со своими законами, со своей культурой. Если не будет правильного отношения к ней, то и процесс сведется к анимации или досугу.
Поэтому вполне вероятно, что вскоре детские развивающие клубы трансформируются в минишколы, которые будут готовить детей вплоть до ВУЗа.
Но сможем ли мы, родители, найти столько талантливых учителей-наставников и хватит ли нам самим мудрости и знаний, чтобы помогать их работе, а не мешать.
Это вопросы, на которые каждому предстоит отвечать самому, так как видимо государство дает нам возможность самим решить эту проблему.

Вот такие размышления о школе и домашнем образование.

Будет интересно узнать, ваше отношение к домашнему образованию?
Какие еще сильные стороны классической школы вы знаете, которые необходимо учесть?
Знаете ли вы примеры частных школ, в которых хочется учиться?

С уважением,
Денис Давыдов

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Меня вдруг посетила мысль, если бы я была актрисой, пересматривала ли бы я фильмы со своим участием??? И, если бы пересматривала, то видя, какой  была раньше, расстраивало ли бы это меня или радовало… Ну, не буду вас томить, речь сегодня ...
Рыжий-рыжий, конопатый, Убил дедушку лопатой! Да! Я дедушку убил! Камнем до смерти забил! Потому что он при детях Матерился и курил!       Я и бабушку того... Тоже пьяное хамло! Ну и папу, вместе с мамой, Я прикончил заодно. ...
Ну, вы уже в курсе, что теперь жители Крыма, успевшие обзавестись новенькими, пахнущими свежей типографской краской и высокими зарплатами/пенсиями паспортами РФ, при поездках на материковую часть Украины должны планировать свой маршрут через Ростов (это  в России, есличо). То есть ч ...
Времени писать в блог не хватает ну просто совсем... Эх... Дела, заботы, суета. Ну, ладно. Недавно я писал об очень странном кухонном направлении - использовании презервативов при готовке пищи. И можно было бы просто мило улыбнуться в адрес данного кулинарного извращения, если бы не тот ...
Американские танкисты клевещут на форумах сравнивая М1А1 с Т-80/90, прямо таки вливая свежую струйку в старые дискуссии: http://www.militaryarticle.ru/tekhnika-i-vooruzhenie/2006/11637-polozhenie-v-otechestvennom-tankostroenii-pravda-i Glenn Girona, former 19K M1 Armor Crewman at ...