Дома Базькевича на Максимилиановской

топ 100 блогов ngeorgij05.01.2022

                                                                                       Архитектор Е.В.Соловьёв

История появления некоторых объектов носит порой настолько запутанный характер, что восстановить истинную последовательность этапов формирования уже не представляется возможным. Остается выдвигать предположения, опираясь на подсказки, оставленные нам в камне.

На улице Максимилиановской №12 располагается довольно неуклюжее здание, черты которого указывают на сложный жизненный путь – яркую молодость, суровую зрелость и возрастную немощность. Первоначально оно было двухэтажным. Впоследствии было надстроено два этажа и утрачена венчающая часть фасадов.

История появления некоторых объектов носит порой настолько запутанный характер, что восстановить истинную последовательность этапов формирования уже не представляется возможным. Остается выдвигать предположения, опираясь на подсказки, оставленные нам в камне.

На улице Максимилиановской №12 располагается довольно неуклюжее здание, черты которого указывают на сложный жизненный путь – яркую молодость, суровую зрелость и возрастную немощность. Первоначально оно было двухэтажным. Впоследствии было надстроено два этажа и утрачена венчающая часть фасадов.

Рисунок 1
Рисунок 1

При более детальном ознакомлении с тем, что осталось от первоначального вида возникают навязчивые ощущения, что все это я уже где-то видел. Наиболее ярким из оставшихся элементов является входной портал. Он изуродован временем и спорной современной косметикой в виде металлического козырька и облицовки нижней части пилястр гранитом, но первоначальное решение все же проглядывается.

Рисунок 2
Рисунок 2

Утрачена первоначальная дверь, и кирпичный шар, который размещался на верху портала и был демонтирован в 2011 году при подготовке харьковских фасадов к ЕВРО-2012. Тогда же главный фасад был выкрашен в розовый цвет. У портала присутствуют характерные композиционные приемы, а именно – лучковый изгиб антаблемента; «капители» пилястр решены в виде массивных кронштейнов; верхняя часть пилястр содержит две вертикальные бороздки, отсылающие к дальним родственникам – триглифам. Перебирая в памяти нечто подобное из харьковской каменной летописи, находим следующий аналог.

Рисунок 3
Рисунок 3

Это входной портал здания по улице Чернышевской №20, в котором ныне располагается роддом № 3. Портал также дошел до нас не в первоначальном виде, получив более грубые пропорции при ремонтах, утратив декоративное завершение и входную дверь. Однако при сравнении обоих порталов в глаза бросается абсолютное их сходство, по крайней мере, в части основных композиционных решений. В деталях они имеют отличия, на Чернышевской пилястры декорированы гирляндами, а на Максимилиановской общая композиция дополнена широкими лопатками. Сравним главные фасады этих зданий.

Рисунок 4
Рисунок 4

Можно обнаружить, что композиция фасада на Максимилиановской очень похожа на левую часть главного фасада роддома. Если отбросить правую часть главного фасада роддома (что выполнено на сравнительной картинке), то мы можем наблюдать ту же самую комбинацию ризалита на три окна и рядовой левой части с входным порталом, только на Максимилиановской портал выдвинут за пределы рядовой секции на два окна и включен в обособленный ризалит лестничной клетки. Есть отличия в форме оконных завершений 2 этажа. Боковые окна ризалита с Максимилиановской выполнены несколько уже чем центральное, но все это частности адаптации решения к конкретным условиям и следы петляния архитектора, пытавшегося запутать следы, ведущие в «родовое гнездо» проектных решений.

Рассматривая элементы фасада более детально можно выявить целый арсенал деталей, беззастенчиво перенесенных с одного объекта на другой: перемычки окон первого этажа; широкие пояса, обхватывающие фасад в уровне перемычек оконных проемов, чуть ниже подоконников и отделяющие цоколь от поля фасада; кронштейны венчающего карниза; профилированное обрамление окон первого этажа; зеркала между окнами 1 и 2 этажей.

Рисунок 5
Рисунок 5

Проведенный анализ позволяет нам выдвинуть обоснованное предположение, что прототипом для дома по улице Максимилиановской №12 послужил дом по улице Чернышев-ской №20. История создания этого здания хорошо известна и достаточно подробно описана. В 1903 году домовладельцем Лихолетом А.И. был объявлен всероссийский архитектурный конкурс, победителем которого стал проект архитектора Гингера С.Г.  Реализованное решение (1904 год), имея совершенно иную стилистику, все же воспроизводит основные композиционные решения главного фасада и объемно-планировочные решения из проекта Гингера. Реализация проекта выполнялась под наблюдением харьковского архитектора Величко В.В., который и выполнил стилистическую переработку фасадов. Несмотря на относительно недавнюю реставрацию главного фасада, его все же не удалось восстановить в первоначальном виде.

Рисунок-6
Рисунок-6

Использование в качестве прототипа дома Лихолета неплохо иллюстрирует также сравнение планировки зданий. В случае дома по Макимилиановской бросается в глаза недостаточная продуманность планировочного решения с точки зрения обеспечения инсоляции помещений. Планировочная схема дома Лихолета проработана довольно практично, по отношению к тем возможностям, которые давали характеристики конкретного земельного участка. Подобный подход на Максимилиановской не прослеживается и отдает механичностью адаптации прототипа.

Рисунок-7
Рисунок-7

Здание №12, как и соседний дом №10 по улице Максимилиановской, принадлежали семье инженера-технолога Базькевича Михаила Николаевича. Домовладения были записаны на его супругу Екатерину Ермолаевну. Базькевич окончил в 1894 году ХТИ и в последующем занимал ответственные должности по своему профилю. Известен главным образом тем, что, будучи студентом ХТИ, в 1892 году входил в «Братство тарасівців». На улице Максимилиановской Базькевичем было сооружено два жилых дома. Дом №10 более известен, так как был первоначально решен в «украинском стиле». Дата появления обоих зданий пока не установлена. Ввиду того, что Андрей Федорович Парамонов этими зданиями пока не занимался (публично) и архивного основания у наших дальнейших логических конструкций не будет, то ко всем предположениям о датах стоит относиться настороженно. Начнем с легенд. Согласно устным преданиям, витавшим среди жильцов дома №12, здание сие сооружено в 1907 году. Дата выглядит вполне правдоподобной и находится на некотором отдалении от даты сооружения дома по ул. Чернышевской № 20 (1904 год), что позволило бы вдохновиться реализованным прототипом в полной мере. Однако не все так просто. Уже в 1905 году (сентябрь) за Екатериной Ермолаевной Базькевич числится недвижимость стоимостью 2190 рублей, согласно данным городской оценки. Дом был построен до 1905 года? Или первоначально был сооружен дом №10, а впоследствии реконструирован в украинском стиле (до 1905 г здание в стиле украинского модерна в Харькове переводило его в жанр научной фантастики). Подобное предположение находит подтверждение при ознакомлении со списками домовладельцев Харькова на 1909 год. На Екатерину Ермолаевну записан дом №10 стоимостью 2190 рублей, а на Михаила Николаевича дом №12 стоимостью 4500 рублей. Если судить по совпадению стоимости городской оценки, то можно предположить, что данные 1905 года относятся к дому №10. Хронология событий вырисовывается в следующем свете. До 1905 года Базькевичи возводят дом №10, вероятнее всего одноэтажный, возможно с мансардным этажом или мезонином. Между 1905 и 1909 годами они возводят дом №12. Через опосредованные источники можем предположительно определить дату строительства здания 1906 годом. В августе-сентябре 1906 г в газетах встречается объявление о сдаче 7-ми комнатной квартиры в этом доме.

Рисунок-8
Рисунок-8

Между 1908 и 1912 годами Базькевич производит реконструкцию дома №10 в украинском стиле. Следует признать, что композиционно здание получилось несколько неуклюжим, что может быть обусловлено условиями реконструкции. Точной датой этой реконструкции (возможной) мы не располагаем, но можем поставить ставку на 1912 год, благодаря объявлению, указывающему на проведение ремонтных работ в здании.

Рисунок-9
Рисунок-9

Сейчас дом №10 представлен в изуродованном виде (после последующих надстроек и реконструкций). Его первоначальный вид, зафиксированный на пленку С. Таранушенко, был выставлен недавно на общий доступ группой «Пам’ятки України на фото першої третини ХХ ст.». В левой части снимка виден фрагмент западного фасада дома №12.

Рисунок 10
Рисунок 10

Об архитекторах, разрабатывавших проекты домов Базькевича, документально подтвержденные данные не выявлены. Будучи членом «Артели русских инженеров», Базькевич имел тесные контакты с архитекторами И.И.Загоскиным и В.И.Коляновским. В 1910 г вместе с инженером Ройтенбергом Л.Е. входил в строительную комиссию по постройке здания для Южно-русского общества технологов. В близком профессиональном круге было немало лиц способных без проблем изготовить проект жилого дома, переработав проект Величко. Но Харьков город довольно тесный и стал бы кто-нибудь из проектантов взваливать на себя ношу плагиатора? Представить ситуацию, при которой архитектор В.В.Величко стал бы заниматься адаптацией своего старого проекта под новый участок, столь же маловероятно. Можно предположить, что могли быть некие скрытые от нас мотивы («по дружбе»), которые бы вдохновили Величко на поверхностную адаптацию своего проекта для Базькевича, но верится в это с трудом. В своих проектах Величко частенько использовал наработки из предыдущих реализаций, но он придавал старым решениям новое развитие – композиционное, стилистическое, художественное. Подобного в доме по улице Максимилиановской не наблюдается.

Скорее всего, мы можем иметь дело с соизволением Величко на использование его проекта для Лихолета и возможно, что он даже мог предоставить чертежи для последующей переработки. Привязкой же фасадов Лихолета к дому №12 по улице Максимилиановской мог заниматься какой-нибудь техник или чертежник, пожелавший остаться анонимным.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Процитирую один комментарий Я пробовал постить в ЖЖ ссылки на новые статьи в Дзене, но в итоге половина комментариев была про то, что Дзен ... а я .... Ну и ладно. Я пробовал постить в ЖЖ ссылки на новые статьи в Дзене... То есть чтобы люди переходили в Дзен почитать и ...
Корпоративный отдых – это мероприятие, организованное в рамках конкретной компании исключительно для ее сотрудников. Среди основных целей подобных событий стоит выделить: формирование прочного коллектива; празднование важных для фирмы дат; проведение тренингов или ...
История, похожая на боевик о "лихих 90-х", разыгралась в Москве. Предпринимателя Хикмета Салаева заживо похоронили партнёры по бизнесу. Компаньоны требовали у мужчины 30 млн рублей, а когда узнали, что заплатить он не сможет, закопали на Люберецком кладбище вместе с мобильным ...
Самые выдающиеся прорывы отечественной науки есть исчезающие, но дающие отражение часы и сбивание лазером сосулей. Меня поражает неуемное тщеславие нашей псевдоэлиты. Обвешаны этими "почетными" регалиями, как новогодняя елка игрушками. Но если елка для этого и предназначена, то ...