Долгая и полная неудач судьба (с)
sapojnik — 17.07.2019 В телеграм-канале по ссылке у Кашина прочитал эту жуткую историю про подлодку. Мы, как обычно, ничего не знали тогда - не знаем и сейчас. Моряки, сгоревшие от облучения в течение месяца - вот что самое страшное."Один из самых известных атомных инцидентов приключился с многострадальной (и известной – отчасти благодаря фильму Кэтрин Бигелоу) подводной лодкой К-19 проекта 658. Это было уже второе поколение советских подводных лодок: проект начали разрабатывать в середине 1950-х, а приняли на вооружение – в 1959 году. Лодку строили в Северодвинске. Неудачи преследовали ее постоянно: во время строительства гибли рабочие, а при ходовых испытаниях барахлил реактор.
Но все-таки 30 апреля 1961 года лодка была принята в состав ВМФ (за 2 недели до того она, правда, чуть не столкнулась с американской подлодкой, но вовремя совершила маневр и спаслась). И уже через 2 месяца, в начале июля, произошла серьезнейшая авария, после которой моряки окрестили лодку «Хиросимой».
К-19 возвращалась с учений в районе норвежского острова Ян-Майен. Ранним утром вахтенный командир обнаружил проблемы в системе охлаждения правого реактора. Команда корабля вступила с реактором в неравный бой – сперва была снята аварийная защита, затем лодка перешла в надводное положение. Гамма-активность в реакторе нарастала, охлаждение не работало. Введение управляющих стержней в реактор не помогало – температура возрастала. Ситуация стала критической – на лодке был не только ядерный реактор, но ядерные ракеты Р-13; в случае взрыва последствия было бы сложно предсказать.
Командир К-19 Затеев принял трудное и сложное решение: он приказал собрать новую систему охлаждения, отрезав вентиляционный клапан и вварив в него трубу для подачи воды. Экипажу пришлось долго работать в условиях высокой радиации. Все семеро человек умерли в течении следующего месяца; еще 15 членов экипажа скончались в следующие два года.
Ценой собственных жизней моряки спасли лодку (реактор, впрочем, приказал долго жить и продолжал загрязнять радиацией корабль и все вокруг). На помощь подошли советские дизельные лодки, экипаж был эвакуирован на берег, врачи занялись пересадкой костного мозга и спасением тех, кого можно было спасти.
А лодку впереди ждала еще долгая и полная неудач судьба. Лодку нельзя было списать, поэтому сначала ее деактивировали, затем заменили в ней реактор. Но удачи это не принесло: впереди у нее были у нее впереди и столкновение с американской подлодкой в 1969 году, и множество мелких поломок, и пожар в 1970-х, унесший жизнь большей части экипажа. Вывели ее из состава ВМФ только в 1990 году, а в начале нулевых – утилизировали, несмотря на просьбу бывших моряков сохранить лодку. От К-19 осталась только рубка – она стала мемориалом.
Многое ли изменилось с тех пор? Атомные подлодки и сегодня бороздят просторы всех мировых морей. И, как показывают недавние новости, там и сегодня происходит что-то такое, в результате чего офицеры, которых мы никогда не видели и не знали, спасают мир от «катастрофы планетарного масштаба». Но узнаём об этом, к сожалению, мы только на похоронах отважных моряков" (ТГ-канал Переслано из Съерамадре).
|
</> |