Договор о Ленд-Лизе между США и СССР или средство против троллей.
olt_z_s — 05.02.2018Всем доброго времени суток!
Сегодня поговорим о такой сложной теме, как Ленд-Лиз, который является темой глубоко политизированной и постоянно вызывающий срач в Интернете. Тема срача конечно - оплата советским золотом американских военных поставок по Л-Л во время войны. Главным разносчиком "золотой оплаты" в интернете являются : "сошедшиесумазародину патриоты" и тролли. Тут необходимо сделать ремарку и пояснить, чем нормальные патриоты отличаются от "сошедшихесумазародину". Последние в отличии от первых не заморачиваются с изучением истории своей страны, предпочитая верить в свои идеалы и стереотипы
Так вот, стоит где-нибудь в сети мелькнуть информации о Л-Л мгновенно появляются тролли и "сошедшиесумазародину" и начинают заунывные песни о том, как СССР платил проклятым американским капиталистам золотом за каждый снаряд и банку тушОнки, чтобы те наживались на войне. Понятно, что в этом случае возможны два варианта: либо те кто пишут такое руководствуются не знанием истории, либо они просто троллят публику, насаждая свое мнение самым агрессивным способом. Однако против тех и других есть прекрасное средство - знание истории, изучением которой мы сейчас и займемся с помощью советских дипломатических документов времен Великой Отечественной войны.
Первое, что надо знать в этом случае - СССР действительно отправил 50 тонн золота в США в 1941 году еще до начала поставок по Ленд-Лизу. Это исторический факт. Когда началась война СССР была необходима помощь США военными поставками. Но так как у СССР не было достаточного количества валюты для их оплаты, а президент США Ф. Рузвельт не мог сразу включить СССР в программу Ленд-Лизу, Рузвельт придумал схему, как наполнить карман СССР для покупки товаров у США за наличный расчет. Министр финансов США Г. Моргентау по распоряжению Рузвельта согласился покупать у СССР золото за 35 долларов за унцию и США в итоге заплатил авансом за 50 тонн советского золота - то есть СССР получил за 50 тонн золота деньги вперед, чтобы покупать вооружение в США. ООб этом свидетельствует сообщение Вышинского Громыко от 9 октября 1941 года об возможности отправки в США большей части из партии золота:
"Телеграмма заместителя народного комиссара иностранных дел СССР временному поверенному в делах СССР в США
9 октября 1941 г.
Передайте Моргентау, что мы согласны вывезти в США в ближайшее время 30 т советского золота для оплаты отправляемого
вооружения и нужных нам товаров. Мы хотим точно знать, какое именно вооружение и какие нужные товары американское правительство готово в ближайшие дни отправить. Имейте в виду и заявите Моргентау, что нам крайне необходимо немедленно получить до 10 тыс. обычных грузовиков от 1,5 до 3 т. Срок выдачи аванса под золото 2—3 месяца нас устраивает. Информируйте Лукашева.
А. Вышинский"
Источник: Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-1945: Документы и материалы. В 2-х томах. Том 1. 1941-1943 – М.: Политиздат, 1984. стр. 132.
Однако полученных денег явно не хватало, что бы покрыть все нужды СССР в закупках товаров в США и в итоге после Московской конференции Рузвельт предоставил кредит СССР на 1 млрд. долларов в рамках Л-Л на следующих условиях:
"Памятная записка посла США в СССР заместителю народного комиссара иностранных дел СССР
2 ноября 1941 г.
В личном послании г-ну Сталину Президент Рузвельт заявляет:
1) Что он ознакомился с Протоколом Конференции Трех Держав в Москве и обсудил с членами американской миссии изложенные в нем данные;
2) Что он одобрил все списки военного снаряжения и вооружения и отдал распоряжение, чтобы сырьевые материалы были предоставлены по мере возможности и как можно скорее;
3) Что он дал распоряжение начать поставки немедленно и продолжать производить их в возможно наибольшем объеме;
4) Чтобы избежать финансовых затруднений, он отдал распоряжение о немедленном проведении мероприятий, при которых поставки могут производиться согласно закону о передаче вооружения взаймы или в аренду на сумму до 1 000 000 000 долл.;
5) Он предлагает, если Советское Правительство это одобрит, чтобы Соединенные Штаты не взыскивали процентов с задолженности, которая может возникнуть у Советского Правительства и которая вытекает из этих поставок, и чтобы платежи по этой задолженности начались только спустя пять лет после окончания войны и производились в течение десяти лет после истечения этого пятилетнего периода;
6) Президент надеется, что Советское Правительство приложит особые усилия, чтобы продать Соединенным Штатам те товары и сырье, которые имеются в его распоряжении и в которых могут нуждаться Соединенные Штаты, причем выручка от поставок Соединенным Штатам будет зачисляться на счет Правительства Советского Союза;.... "
(Источник: Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-1945: Документы и материалы. В 2-х томах. Том 1. 1941-1943 – М.: Политиздат, 1984. стр. 134.)
Советское правительство полностью одобрило такой способ "наживы", что видно из послания Сталина Рузвельту:
"Послание Председателя Совета Народных Комиссаров СССР президенту США
4 ноября 1941 г.
Господин Президент, Хотя текста Вашего послания я еще не получил, Посол Соединенных Штатов Америки г-н Штейнгардт передал мне через г-на Вышинского 2 ноября с. г. памятную записку с изложением содержания Вашего послания на мое имя.
В связи с этим позвольте мне преяще всего выразить полное согласие с Вашей оценкой работ Конференции Трех Держав в Москве, что следует отнести в наибольшей мере к заслугам г-на Гарримана, а также г-на Бивербрука, сделавших все возможное для успешного завершения работ Конференции в кратчайший срок.
За Ваше заявление о том, что постановления Конференции будут максимально выполнены, Советское Правительство выражает свою глубокую признательпость. Ваше решение, г-п Президент, о том, чтобы предоставить Советскому Союзу беспроцентный заем на сумму в 1 миллиард долларов за оплату поставок вооружения и сырьевых материалов Советскому Союзу, Советское Правительство принимает с искренней благодарностью, как исключительно серьезную поддержку Советского Союза в его громадной и трудной борьбе с нашим общим врагом, с кровавым гитлеризмом.
По поручению Правительства СССР я выражаю полное согласие с изложенными Вами условиями предоставления Советскому Союзу этого займа, платежи по которому должны начаться спустя 5 лет после окончания войны и будут производиться в течение 10 лет после истечения этого пятилетнего периода. Правительство СССР готово сделать все необходимое, чтобы поставлять Соединенным Штатам Америки те товары и сырье, которые имеются в его распоряжении и в которых могут нуждаться Соединенные Штаты....."
(Источник: Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-1945: Документы и материалы. В 2-х томах. Том 1. 1941-1943 – М.: Политиздат, 1984. стр. 135).
Однако этого миллиарда явно хватило на короткое время, поэтому Рузвельт, исходя из ситуации предложил второй миллиард на тех же условиях, но с возможностью их пересмотра в лучшую для СССР сторону:
Послание президента США
Председателю Совета Народных Комиссаров СССР
13 февраля 1942 г. *
...
Мое внимание только что было обращено на тот факт, что Советское Правительство разместило у нас заказы на товары и вооружение на сумму, превышающую миллиард долларов, который был предоставлен в распоряжение Советского Правительства прошлой осенью согласно закону о передаче вооружения взаймы или в аренду и на основании обмена письмами между нами. В связи с этим я предлагаю, чтобы по этому же закону второй миллиард долларов был предоставлен в распоряжение Вашего Правительства на тех же самых условиях, на которых был предоставлен и первый миллиард. Если у Вас будут какие-либо другие предложения в отношении условий, на которых второй миллиард долларов должен быть Вам предоставлен, Вы можете быть уверены в том, что эти предложения будут тщательно и благожелательно рассмотрены. Может быть, позднее окажется взаимно желательным пересмотреть финансовые соглашения, которые мы заключаем сейчас, с тем чтобы учесть изменившиеся условия".
(Источник: Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-1945: Документы и материалы. В 2-х томах. Том 1. 1941-1943 – М.: Политиздат, 1984. стр. 153.)
Советсткое правительство приняло предложение Рузвельта с благодарностью, что видно из ответного послания Сталина Рузвельту:
"Послание Председателя Совета Народных Комиссаров СССР президенту США
18 февраля 1942 г.
...
Ваше решение, господин Президент, предоставить в распоряжение Правительства СССР второй миллиард долларов, согласно закону о передаче вооружения взаймы или в аренду, на тех же самых условиях, па которых был предоставлен и первый миллиард, Советское Правительство принимает с искренней благодарностью. В связи с поставленным Вами вопросом я должен сообщить, что в данный момент, чтобы не откладывать решения, Советское Правительство не возбуждает вопроса об изменении условий предоставления Советскому Союзу указанного второго миллиарда долларов и о соответствующем учете крайнего напряжения ресурсов СССР в войне с нашим общим врагом. Вместе с тем я полностью с Вами согласен н выражаю надежду, что позднее нами совместно будет определен подходящий момент, когда окажется обоюдно желательным пересмотреть заключаемые сейчас финансовые соглашения, с тем чтобы особо принять во внимание отмеченные выше обстоятельства..."
(Источник: Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-1945: Документы и материалы. В 2-х томах. Том 1. 1941-1943 – М.: Политиздат, 1984. стр. 154)
В итоге чтобы прекратить все эти выдачи миллиардов и включить СССР официально в программу Л-Л был заключен следующий договор в июне 1942 года, заменивший все прежние соглашения. Процитирую его полностью:
" СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ
АМЕРИКИ О ПРИНЦИПАХ, ПРИМЕНИМЫХ К ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ
В ВЕДЕНИИ ВОЙНЫ ПРОТИВ АГРЕССИИ
(Вашингтон, 11 июня 1942 года)
Принимая во внимание, что Правительства Союза Советских
Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки заявляют,
что они заняты общим делом, совместно со всеми другими одинаково
мыслящими государствами и народами, направленным к созданию основ
справедливого и прочного общего мира, обеспечивающего законный
порядок им самим и всем другим народам;
и принимая во внимание, что Правительство Союза Советских
Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки, как
участники Декларации Объединенных Наций от 1 января 1942 года,
подписались под общей программой цели и принципов, воплощенных в
Совместной декларации, сделанной 14 августа 1941 года Президентом
Соединенных Штатов Америки и Премьер-министром Соединенного
Королевства в Великобритании и Северной Ирландии и известной под
именем Атлантической хартии, к которой присоединилось также
Правительство Союза Советских Социалистических Республик;
и принимая во внимание, что Президент Соединенных Штатов
Америки решил, в развитие Акта Конгресса от 11 марта 1941 года,
что оборона Союза Советских Социалистических Республик против
агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов Америки;
и принимая во внимание, что Соединенные Штаты Америки
оказывали и продолжают оказывать Союзу Советских Социалистических
Республик помощь в деле сопротивления агрессии;
и принимая во внимание целесообразность того, что
окончательное определение условий, на которых Правительство Союза
Советских Социалистических Республик получает указанную помощь, и
выгод, которые взамен должны получить Соединенные Штаты Америки,
было отложено до тех пор, пока не станет известен объем оборонной
помощи и пока ход событий не сделает более ясными окончательные
условия и выгоды, которые соответствовали бы общим интересам Союза
Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки
и содействовали бы созданию и поддержанию мира во всем мире;
и принимая во внимание, что Правительства Союза Советских
Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки имеют
общее желание заключить теперь предварительное Соглашение о
предоставлении оборонной помощи и о некоторых соображениях,
которые будут приняты во внимание при установлении вышеупомянутых
условий, и поскольку заключение такого Соглашения было во всех
отношениях должным образом разрешено, и все акты, условия и
формальности, которые следовало произвести, выполнить или учинить
до заключения такого Соглашения в соответствии с законами как
Союза Советских Социалистических Республик, так и Соединенных
Штатов Америки, были надлежащим образом произведены, выполнены и
учинены;
нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные для этой
цели соответствующими Правительствами, согласились о
нижеследующем:
Статья I
Правительство Соединенных Штатов Америки будет продолжать
снабжать Правительство Союза Советских Социалистических Республик
теми оборонными материалами, оборонным обслуживанием и оборонной
информацией, которые Президент Соединенных Штатов Америки разрешил
передавать или предоставлять.
Статья II
Правительство Союза Советских Социалистических Республик будет
продолжать содействовать обороне Соединенных Штатов Америки и ее
укреплению и предоставлять материалы, обслуживание, льготы и
информацию, в меру его возможностей.
Статья III
Правительство Союза Советских Социалистических Республик не
будет, без согласия Президента Соединенных Штатов Америки,
передавать, формально или фактически, какие бы то ни было
оборонные материалы или оборонную информацию, полученные им в
соответствии с Актом Конгресса Соединенных Штатов Америки от
11 марта 1941 года, или разрешать пользование ими кому бы то ни
было, кроме должностных лиц, служащих или агентов Правительства
Союза Советских Социалистических Республик.
Статья IV
Если в результате передачи Правительству Союза Советских
Социалистических Республик какого-нибудь оборонного материала или
оборонной информации возникнет необходимость для этого
Правительства принять меры или совершить платеж с целью полного
обеспечения всех прав какого-либо гражданина Соединенных Штатов
Америки, имеющего патентные права в связи с вышеупомянутыми
оборонными материалами или информацией, то Правительство Союза
Советских Социалистических Республик примет эти меры и произведет
такие платежи, по предложению Президента Соединенных Штатов
Америки.
Статья V
Правительство Союза Советских Социалистических Республик, по
окончании существующего чрезвычайного положения, вернет
Соединенным Штатам Америки, по определению Президента Соединенных
Штатов Америки, те из полученных по настоящему Соглашению
оборонных материалов, которые окажутся не уничтоженными,
утраченными или потребленными и которые, по определению
Президента, смогут пригодиться для обороны Соединенных Штатов
Америки или Западного полушария или смогут быть каким-либо иным
образом использованы Соединенными Штатами Америки.
Статья VI
При окончательном определении выгод, которые будут
предоставлены Соединенным Штатам Америки Правительством Союза
Советских Социалистических Республик, будут полностью приняты во
внимание все имущество, обслуживание, информация, льготы и другие
выгоды, предоставленные Правительством Союза Советских
Социалистических Республик после 11 марта 1941 года, полученные и
принятые Президентом от имени Соединенных Штатов Америки.
Статья VII
При окончательном определении выгод, которые будут
предоставлены Соединенным Штатам Америки Правительством Союза
Советских Социалистических Республик в обмен за помощь, оказанную
в соответствии с Актом Конгресса от 11 марта 1941 года, их условия
должны быть таковы, чтобы не только не затруднять торговлю между
этими двумя странами, а наоборот, содействовать взаимно выгодным
экономическим отношениям между ними и улучшению мировых
экономических отношений. С этой целью они должны предусмотреть
возможность согласованных действий Соединенных Штатов Америки и
Союза Советских Социалистических Республик, к которым могли бы
присоединяться все другие одинаково с ними мыслящие государства и
которые были бы направлены к расширению, путем соответствующих
международных и внутригосударственных мероприятий, производства,
использования рабочей силы, а также обмена и потребления товаров,
что составляет материальную основу свободы и благосостояния всех
народов; к уничтожению всех форм дискриминации в международной
торговле и к сокращению пошлин и других торговых барьеров и вообще
к достижению всех экономических целей, изложенных в Совместной
декларации Президента Соединенных Штатов Америки и
Премьер-министра Соединенного Королевства от 14 августа 1941 года,
к которой присоединилось также Правительство Союза Советских
Социалистических Республик.
В возможно скором времени будут начаты переговоры между двумя
Правительствами с целью определения, в свете господствующих
экономических условий, наилучшего способа достижения вышеуказанных
целей их собственными согласованными действиями, а также
обеспечения согласованных действий со стороны одинаково с ними
мыслящих правительств.
Статья VIII
Настоящее Соглашение вступит в силу с сего числа.
Оно будет оставаться в силе до срока, который должен быть
согласован между обоими Правительствами.
Подписано с приложением печатей в Вашингтоне в двух
экземплярах 11 июня 1942 года.
Максим Литвинов
Посол
Союза Советских Социалистических Республик в Вашингтоне
Кордэлл Хэлл
Государственный секретарь Соединенных Штатов Америки
(Источник: Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-1945: Документы и материалы. В 2-х томах. Том 1. 1941-1943 – М.: Политиздат, 1984. стр. 198-202)
Таким образом, изучив данный договор мы не найдем в договоре ни одного намека на выплаты за Л-Л за наличный расчет, а в его предмете прочитаем следующее:
"и принимая во внимание целесообразность того, что окончательное определение условий, на которых Правительство Союза Советских Социалистических Республик получает указанную помощь, и выгод, которые взамен должны получить Соединенные Штаты Америки, было отложено до тех пор, пока не станет известен объем оборонной помощи и пока ход событий не сделает более ясными окончательные условия и выгоды, которые соответствовали бы общим интересам Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки и содействовали бы созданию и поддержанию мира во всем мире;"
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что указанные документы полностью опровергают утверждения о каких-либо выплатах СССР США ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ за поставки по программе Ленд-Лиза. СССР за них ничего не платил. Полагаю, что все эти документы и выдержки из них будут исключительно интересны тем, кто утверждает обратное или поспособствуют в борьбе в коварными троллями :-)