ДЖОВАННИ ФАТТОРИ. ПОРТРЕТ ПАДЧЕРИЦЫ. 1889
nikonova_alina — 09.08.2022Никого не удивляет, что художники подчас имеют весьма бурную личную жизнь. Их оправдывает артистический темперамент, поиски музы и новых источников вдохновения, или, наоборот, тихой семейной гавани, где можно было бы укрыться от бурь художественной жизни. Итальянский художник Джованни Фаттори, представитель группы "маккьяйоли", был человеком глубоко порядочным, и старался каждую свою влюбленность завершить браком. Его счёт: 3 к 1-му, то есть из четырех его серьезных романов, три окончились браком, при этом в каждом из этих браков он оставался вдовцом. Его единственная история, которая не имела такого финала, случилась с ним в 1880 году, когда будучи в гостях у своего приятеля Франческо Джиоли на его вилле под Пизой, 55-летний Фаттори влюбился в гувернантку детей Джиоли Амалию Нолленберг, поразившую его своим умом и красотой. Влюбленность оказалась взаимной, и пара стала вести себя столь неосторожно, что об их романтических отношениях стало известно окружающим, и Фаттори был вынужден покинуть дом друзей. Сердце его было разбито. Знал бы он тогда, что всего через пять лет ему суждено встретить свою новую любовь.
Но прежде чем я продолжу рассказ о Джованни Фаттори, пара слов об
итальянском искусстве 19 века.
К началу 19 века Италия постепенно утрачивает лидирующий статус в
мировом художественном процессе. Конечно, это нисколько не умаляет
значения тех художественных памятников, которые были созданы там
прежде, но теперь это уже прошлое, это место, где учатся, это
класс, а местом, где идут вперед, лабораторией, так сказать,
становится Франция, отчасти Англия, чуть позднее Россия.
Но это совершенно не значит, что итальянцы смирились с таким
положением вещей. И в 19 веке они тоже идут вперед в ногу со
временем. У них также развивается реализм, они стараются
откликаться на современные события и текущие темы, активно
осваивают пленэр и т.д.
Группа "маккьяйоли" сложилась из выпускников флорентийской Академии
в середине 1850-х годов. В лучших художественных традициях группа
молодых парней, мечтавших что-то изменить в искусстве, начала
собираться в кафе "Микеланджело" на виа Ларга во Флоренции. Там они
спорили и вели дебаты, и, в конце концов, выработали некую единую
программу. Помимо Джованни Фаттори в группу "маккьяйоли" входили
художники Телемако Синьорини, Сильвестро Лега, Одоардо Боррани,
Серафино Де Тиволи, Джузеппе Аббати, Кристиано Банти, Федерико
Дзандоменеги, Николо Канниччи, скульпторы Аугусто Ривалта и Адриано
Чечони и др.
Участники группы противопоставляли застывшему академизму и
отвлечённой литературности непосредственную связь своего искусства
с современностью. Тематика работ маккьяйоли — это эпизоды войны за
независимость ( тем более, что многие из молодых художников были ее
участниками), портреты (в том числе и гарибальдийцев), жанровые
сцены, пейзажи. Они часто работали на пленэре. Для
произведений маккьяйоли характерны жизненность, лаконизм,
намеренная случайность композиции, а также свободное сочетание
сочных цветовых пятен.
Название "маккьяйоли" было придумано неизвестным журналистом
издания «Gazzetta del Popolo» и первоначально несло
пренебрежительный оттенок, но позже стало обозначать свободную
манеру письма яркими цветовыми пятнами (точно также только на
несколько лет позже случилось и с названием "импрессионизм").
Фаттори не воевал, однако его первая значительная работа, картина
"Итальянский лагерь в битве при Мадженте" была посвящена одному из
важнейших эпизодов сражений в Ломбардии. Она даже выиграла конкурс
на лучшую работу на современную тему, объявленный в Тоскане в 1861
году и принесла Фаттори известность и настоящее признание
современников.
Несмотря на то, что картину можно отнести к батальному или,
скорее, историческому жанру, искусствоведы всегда отмечали, что
наиболее убедительно в этом произведении изображена обломанная
коряга, которую художник поместил на переднем плане. Так что не
удивительно, что позднее Фаттори предпочел писать сельские пейзажи
с животными и крестьянами.
А вот портреты Фаттори писал не так часто. И скорее всего это были
не заказные работы, а образы его близких, родственников и друзей,
тех людей которые ему были по-настоящему дороги. Разумеется, он
писал и своих женщин.
В 1885 году, придя, наконец, в себя после драматической истории с
Амалией Нолленберг, Фаттори познакомился со вдовой Марианной
Бигацци. Сначала это была лишь дружба двух зрелых людей, но затем
отношения стали более близкими, начался роман, который закончился
браком в 1891 году.
За два года до заключения официального брака Джованни Фаттори
написал два портрета двух любимых женщин - Марианны Бигацци и ее
дочери Джулии. Портрет Джулии, который принято именовать "Портрет
падчерицы художника" считается одним из лучших и самых значительных
портретов как в творчестве Фаттори, так и во всем итальянском
искусстве второй половины 19 века.
Итак, на картине мы видим совсем юную девушку, только-только
вышедшую из подросткового возраста и перешедшую в категорию барышни
и невесты. Судя по всему героине портрета не более 18 лет. У нее
уже вполне развитое тело с женственными формами, но лицо ещё совсем
детское, с круглыми пухлыми щеками. Взгляд ее красивых карих глаз,
которые поэт непременно сравнил бы с вишнями, устремлён куда-то в
сторону и кажется наивно-мечтательным и слегка робким. Джулия
погружена в себя, в свои фантазии и грёзы, и не смотрит ни на
художника, ни на зрителя.
Ее поза кажется немного зажатой и неуверенной, словно она ещё никак
не привыкнет к своему новому статусу взрослой молодой женщины.
Фаттори нисколько не льстит своей героине, хотя очевидно, что
портрет передает всю силу его отцовской любви, которую он испытывал
к своей падчерице. Но при этом он не сглаживает черты лица Джулии,
далёкие от канонов классической красоты: ее крупноватый нос, густые
брови, решительный подбородок.
Джулия на портрете Фаттори одета по последней моде. На ней
летнее платье особого покооя: линия свободная и мягкая, рукава
заканчиваются у локтя и открываются небольшой оборкой, а талия
заужена. Перед платья очень необычен и оригинален: к нему как будто
прикреплен шлейф - длинная полоска ткани, приколотая по высоте
плеч, спускается по груди, скрывая талию. Наряд дополняют детали:
бархотка из черного бархата, повязанная вокруг шеи, и веер с
рисунками в японском стиле. Копна иссиня-черных волос девушки
собрана в пучок высоко на голове. И, наконец, украшения, ещё совсем
по-девичьи скромные: пара крошечных сережек, два браслета, один из
двух тонких серебряных полос, а второй из полудрагоценных камней, и
кольцо с небольшим камнем.
Любопытно, что веер в руках Джулии ещё не является, элементом
светской беседы, то, как она его приоткрыла, слегка изогнув, не
имеет какого-то смысла в традиционном языке жестов. Так что пока
это всего лишь игрушка в неумелых и неловких руках совсем юной
девушки.
Фаттори использует в портрете исключительно лаконичный, но при
этом выразительный художественный ящый и очень сдержанную цветовую
гамму. Но при этом образ юной героини получился невероятно живым и
реальным.
P.S. Джованни Фаттори прожил с Маддаленой Бигацци в браке 12 лет, а
вместе они были почти двадцать. К его великому горю, в 1903 году
она умерла. Через два года он женился в третий раз на Фанни
Мартинелли, почти своей ровеснице, но через два года овдовел в
третий раз. Умер он в 1908 году, будучи трижды вдовцом.
P.P.S. Среди учеников Джованни Фаттори, с которыми он занимался в
Академии художеств во Флоренции, был и Амедео Модильяни.