рейтинг блогов

ДЖОВАННИ ФАТТОРИ. ПОРТРЕТ ПАДЧЕРИЦЫ. 1889

топ 100 блогов nikonova_alina09.08.2022
Джованни Фаттори. Портрет падчерицы. 1889
Джованни Фаттори. Портрет падчерицы. 1889

Никого не удивляет, что художники подчас имеют весьма бурную личную жизнь. Их оправдывает артистический темперамент, поиски музы и новых источников вдохновения, или, наоборот, тихой семейной гавани, где можно было бы укрыться от бурь художественной жизни. Итальянский художник Джованни Фаттори, представитель группы "маккьяйоли", был человеком глубоко порядочным, и старался каждую свою влюбленность завершить браком. Его счёт: 3 к 1-му, то есть из четырех его серьезных романов, три окончились браком, при этом в каждом из этих браков он оставался вдовцом. Его единственная история, которая не имела такого финала, случилась с ним в 1880 году, когда будучи в гостях у своего приятеля Франческо Джиоли на его вилле под Пизой, 55-летний Фаттори влюбился в гувернантку детей Джиоли Амалию Нолленберг, поразившую его своим умом и красотой. Влюбленность оказалась взаимной, и пара стала вести себя столь неосторожно, что об их романтических отношениях стало известно окружающим, и Фаттори был вынужден покинуть дом друзей. Сердце его было разбито. Знал бы он тогда, что всего через пять лет ему суждено встретить свою новую любовь.

Джованни Фаттори. Чичола (Портрет Амалии Нолленберг). Ок.1881
Джованни Фаттори. Чичола (Портрет Амалии Нолленберг). Ок.1881


Но прежде чем я продолжу рассказ о Джованни Фаттори, пара слов об итальянском искусстве 19 века.
К началу 19 века Италия постепенно утрачивает лидирующий статус в мировом художественном процессе. Конечно, это нисколько не умаляет значения тех художественных памятников, которые были созданы там прежде, но теперь это уже прошлое, это место, где учатся, это класс, а местом, где идут вперед, лабораторией, так сказать, становится Франция, отчасти Англия, чуть позднее Россия.
Но это совершенно не значит, что итальянцы смирились с таким положением вещей. И в 19 веке они тоже идут вперед в ногу со временем. У них также развивается реализм, они стараются откликаться на современные события и текущие темы, активно осваивают пленэр и т.д.
Группа "маккьяйоли" сложилась из выпускников флорентийской Академии в середине 1850-х годов. В лучших художественных традициях группа молодых парней, мечтавших что-то изменить в искусстве, начала собираться в кафе "Микеланджело" на виа Ларга во Флоренции. Там они спорили и вели дебаты, и, в конце концов, выработали некую единую программу. Помимо Джованни Фаттори в группу "маккьяйоли" входили художники Телемако Синьорини, Сильвестро Лега, Одоардо Боррани, Серафино Де Тиволи, Джузеппе Аббати, Кристиано Банти, Федерико Дзандоменеги, Николо Канниччи, скульпторы Аугусто Ривалта и Адриано Чечони и др.

Адриано Чечони. Кафе Микеланджело. 1867
Адриано Чечони. Кафе Микеланджело. 1867
Художники группы
Художники группы "маккьяйоли" в кафе "Микеланджело"

Участники группы противопоставляли застывшему академизму и отвлечённой литературности непосредственную связь своего искусства с современностью. Тематика работ маккьяйоли — это эпизоды войны за независимость ( тем более, что многие из молодых художников были ее участниками), портреты (в том числе и гарибальдийцев), жанровые сцены, пейзажи. Они часто работали на пленэре. Для
произведений маккьяйоли характерны жизненность, лаконизм, намеренная случайность композиции, а также свободное сочетание сочных цветовых пятен.
Название "маккьяйоли" было придумано неизвестным журналистом издания «Gazzetta del Popolo» и первоначально несло пренебрежительный оттенок, но позже стало обозначать свободную манеру письма яркими цветовыми пятнами (точно также только на несколько лет позже случилось и с названием "импрессионизм").
Фаттори не воевал, однако его первая значительная работа, картина "Итальянский лагерь в битве при Мадженте" была посвящена одному из важнейших эпизодов сражений в Ломбардии. Она даже выиграла конкурс на лучшую работу на современную тему, объявленный в Тоскане в 1861 году и принесла Фаттори известность и настоящее признание современников.

Джованни Фаттори. Итальянский лагерь в битве при Мадженте. 1861-62
Джованни Фаттори. Итальянский лагерь в битве при Мадженте. 1861-62

Несмотря на то, что картину можно отнести к батальному или, скорее, историческому жанру, искусствоведы всегда отмечали, что наиболее убедительно в этом произведении изображена обломанная коряга, которую художник поместил на переднем плане. Так что не удивительно, что позднее Фаттори предпочел писать сельские пейзажи с животными и крестьянами.
А вот портреты Фаттори писал не так часто. И скорее всего это были не заказные работы, а образы его близких, родственников и друзей, тех людей которые ему были по-настоящему дороги. Разумеется, он писал и своих женщин.
В 1885 году, придя, наконец, в себя после драматической истории с Амалией Нолленберг, Фаттори познакомился со вдовой Марианной Бигацци. Сначала это была лишь дружба двух зрелых людей, но затем отношения стали более близкими, начался роман, который закончился браком в 1891 году.

Джованни Фаттори. Автопортрет. 1884
Джованни Фаттори. Автопортрет. 1884
Джованни Фаттори. Портрет Марианны Бигацци. 1891
Джованни Фаттори. Портрет Марианны Бигацци. 1891

За два года до заключения официального брака Джованни Фаттори написал два портрета двух любимых женщин - Марианны Бигацци и ее дочери Джулии. Портрет Джулии, который принято именовать "Портрет падчерицы художника" считается одним из лучших и самых значительных портретов как в творчестве Фаттори, так и во всем итальянском искусстве второй половины 19 века.
Итак, на картине мы видим совсем юную девушку, только-только вышедшую из подросткового возраста и перешедшую в категорию барышни и невесты. Судя по всему героине портрета не более 18 лет. У нее уже вполне развитое тело с женственными формами, но лицо ещё совсем детское, с круглыми пухлыми щеками. Взгляд ее красивых карих глаз, которые поэт непременно сравнил бы с вишнями, устремлён куда-то в сторону и кажется наивно-мечтательным и слегка робким. Джулия погружена в себя, в свои фантазии и грёзы, и не смотрит ни на художника, ни на зрителя.
Ее поза кажется немного зажатой и неуверенной, словно она ещё никак не привыкнет к своему новому статусу взрослой молодой женщины.
Фаттори нисколько не льстит своей героине, хотя очевидно, что портрет передает всю силу его отцовской любви, которую он испытывал к своей падчерице. Но при этом он не сглаживает черты лица Джулии, далёкие от канонов классической красоты: ее крупноватый нос, густые брови, решительный подбородок.

Джулия на портрете Фаттори одета по последней моде. На ней летнее платье особого покооя: линия свободная и мягкая, рукава заканчиваются у локтя и открываются небольшой оборкой, а талия заужена. Перед платья очень необычен и оригинален: к нему как будто прикреплен шлейф - длинная полоска ткани, приколотая по высоте плеч, спускается по груди, скрывая талию. Наряд дополняют детали: бархотка из черного бархата, повязанная вокруг шеи, и веер с рисунками в японском стиле. Копна иссиня-черных волос девушки собрана в пучок высоко на голове. И, наконец, украшения, ещё совсем по-девичьи скромные: пара крошечных сережек, два браслета, один из двух тонких серебряных полос, а второй из полудрагоценных камней, и кольцо с небольшим камнем.
Любопытно, что веер в руках Джулии ещё не является, элементом светской беседы, то, как она его приоткрыла, слегка изогнув, не имеет какого-то смысла в традиционном языке жестов. Так что пока это всего лишь игрушка в неумелых и неловких руках совсем юной девушки.

Фаттори использует в портрете исключительно лаконичный, но при этом выразительный художественный ящый и очень сдержанную цветовую гамму. Но при этом образ юной героини получился невероятно живым и реальным.

P.S. Джованни Фаттори прожил с Маддаленой Бигацци в браке 12 лет, а вместе они были почти двадцать. К его великому горю, в 1903 году она умерла. Через два года он женился в третий раз на Фанни Мартинелли, почти своей ровеснице, но через два года овдовел в третий раз. Умер он в 1908 году, будучи трижды вдовцом.
P.P.S. Среди учеников Джованни Фаттори, с которыми он занимался в Академии художеств во Флоренции, был и Амедео Модильяни.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вспоминаю историю своей подруги: в восьмидесятых годах прошлого столетия она вышла замуж за студента из Коста - Рики, который учился у нас в политехе. Чудесный, милый, обаятельный парень из аристократической семьи. У них родилась прелестная ...
Antera_Kashida спросила:проголосовать и посмотреть результатыНу, и как вам первое впечатление от ...
HostPro – это компания, которая специализируется на реализации хостинга на территории Украины. Компания функционирует на рынке услуг в области ИТ-технологий больше восемнадцати лет. За этот период предприятию удалось завоевать доверие многих клиентов и фирм. Основная цель ...
Забавный ценник на хлебо-булочные продукты в Советском Союзе от 1935 года. Забавен он тем, что в нем есть французская булка по цене 3 руб. 25 коп. Кстати, тут вот писал про свердловский хлебозавод . Существует версия, что французская булка была вытеснена батоном ещё в начале ...
Японский производитель шин Toyo Tires совместно с компанией Action Vehicle Engineering сконструировали из старого военного автомобиля современный гражданский внедорожник для ...