Дырочка религиозного сознания в правом боку

топ 100 блогов vidjnana27.04.2011 Кырлежев решил оживить дискурс религиозного экзистенциализма и заодно подвергнуть критике религиоведов, "имманентизирующих" потустороннее.
Поскольку экзистенциализм (любой), является, собственно, художественным выражением некоторых особых состояний сознания, отличных от обычного активного бодрствования, анализировать экзистенциалистские тексты на предмет обоснованности изложенного в них так же странно, как и выяснять в архивах юрфака СПбГУ, действительно ли значился в списках студентов Родион Раскольников.
И оспаривать, что в "щели, которую можно назвать «религиозной», свищет что-то иное, чем мир" - примерно то же, что и оспаривать наличие "дырочки в правом боку" у резинового ёжика, который, как известно, через неё и насвистывал, походя.
Можно, разве что, указать на вторичность сей философской беллетристики - ну да, во времена Хайдеггера и на немецком языке все эти "бытия в мире" были откровением, но теперь-то, сто лет спустя, стоило бы что-то поновее придумать в качестве религиозно-философской апологетики.
Однако, хоть экзистенциалистский язык выражения указанных переживаний, на мой взгляд, устарел, выглядит сейчас архаически-пафосно, а потому смешно, но сами-то переживания никуда не делись (и не денутся - таково уж свойство человеческой психики).
Каждый их выражает, как может, каждый в этом плане имеет право, как тот пианист, играть как умеет, однако в любом случае, не стоит путать две разные вещи -
(1) выражение, в т.ч. и художественное, ИСС, чем и занимается Кырлежев и прочие религиозные апологеты, и
(2) научное описание и объяснение религиозного выражения ИСС, чем занимается (в т.ч. занимается) религиоведение.
Пытаться инструментарием первого опровергать второе - так же странно, как художнику, изобразившему своё видение здания, пытаться опровергать с помощью красок воззрения на здание строителя, его создавшего.
Поэтому то, что Кырлежев считает свои построения "наездом на религиоведов", демонстрирует лишь непонимание им сути религиоведения, а заодно и религии. Впрочем, не только он, а и многие церковные апологеты думают, будто научно исследовать религию минимум, бессмысленно, максимум - кощунственно.
На мой взгляд, соотношение религии и изменённых состояний сознания аналогично соотношению религии и нравственности, религии и культуры, религии и нац. идентичности и т.п.
Всем вышеперечисленным явлениям религиозная апологетика даёт собственные трактовки и на этом основании пытается внушить, что вне религии они не существуют, а если и существуют, то ущербно.
Что тавтологично: понятно, что если мы изначально определяем, скажем, нравственность в религиозном ключе, то без религии такая нравственность существовать не может. Вопрос здесь в том, с какой стати мы изначально определяем её в религиозном ключе. С чего это к нравственности нужно примешивать что-то иное.
Так же обстоит дело и с изменёнными состояниями сознания.
Религия, собственно, осуществляет лишь одну фундаментальную операцию для рационального выражения ИСС: онтологизирует содержание ИСС. Раз нечто переживается в них - оно, стало быть, существует не в меньшей степени (а постфактум утверждается, что в большей), нежели внешний мир, который мы воспринимаем органами чувств.
Если кто-то в трансе видит белочку, значит, белочка существует в каком-то другом мире. В каком качестве - божественном, ангельском, бесовском - иной вопрос. Важно, что второй мир существует.
Так и возникает религиозный супранатурализм, удвоение мира, который и является мировоззренческим критерием религиозности как таковой.
Так возникает представление об онтологически существующем сверхъестественном, сакральном.
Однако если для древних конструкция "коль вижу (слышу, ощущаю и пр.) - значит, есть" и казалась убедительной, то вряд ли то же самое можно сказать о современном человеке.
Потому что "есть" бывают разные.
Галлюцинации тоже - "есть".
Как и иллюзии.
Как и бред.
Но по-своему, однако.
А рациональных критериев отличия сакрального потустороннего от галлюцинаций и иллюзий религиозное сознание так и не выработало в течение веков. Максимум, только оценочные, типа, то, что важно и возвышенно, то, что прекрасно (а важным, возвышенным и прекрасным признаётся то, что соответствует вероучению) - реально, что не важно, не возвышенно и не прекрасно - глюки. Однако сие попросту произвол, подгонка под готовый ответ задним числом.
Вместе с тем, эта самая "потусторонняя реальность" не демонстрирует одного важнейшего свойства, которое и квалифицирует окружающее как мир: автономии, внутренней устойчивости, собственной причинно-следственной динамики. Можно сколько угодно рассуждать о "воротах" в потустороннее, но факт остаётся фактом: там не развиваются события. Каждый раз даже один и тот же субъект-визионер видит разное, и не попадает в каждый заход в точку, откуда бы события мыслились в причинно-следственной связи. А уж разные визионеры так и вовсе блуждают среди разных, хоть иногда и сходных, событий.
Так что не реальность сие, не второй мир, а лишь иллюзорное восприятие того же самого "первого".
Пограничные же состояния сознания, то, что экзистенциалисты пытались выразить посредством всяких "щелей", "просветов" и прочих дырок в бытии (эти образы, очевидно, представляются им какими-то неотмирными-запредельными, но по-моему, тут, скорее, надо бы методику психоанализа применить - очень уж прозрачные ассоциации), представляют собой лишь облегчённый вариант ИСС.
Из вышесказанного, конечно, не следует, что в будущем люди перестанут выражать ИСС, а будут их лишь описывать и анализировать.
Нет, конечно. Интересно живописать про свои "щели" - философствуйте на здоровье.
Но уж смешивать два этих ремесла, живописание и анализ, - едва ли стоит, тем более тем, кто претендует на знакомство с религиоведением.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Белгороде 30 декабря произошло военное преступление. Это факт. РСЗО Ольха (дальность 130 км) достигли Белгорода в кассетном снаряжении и поразили центр города. Каток, елка, ТЦ...25 погибших. Искалеченные дети. Искалеченные судьбы. И работа ЦИПСО потом. Неизбежнае конечно. Стратегия ...
Вот, подрабатываю на полставки))) а то на стекломой с ежами не хватает)) Скажите, а Минстець ещё работает? Или его уже разогнали за бесполезность? Я вот уже несколько дней негодую: сколько не спрашиваю майданутых во всех соцсетях и комментах «Расскажите про здобутки и перемоги ...
Вы смотрели интервью Каспарова, которое он дал Дудю? Это же прелесть что такое! А говорят, что для игры в шахматы нужны хорошие мозги... Да ладно? Зачем они? Фигурки же вроде ...
Людей много. На всех меня не хватит. А многим со мной иметь дело западло. (и они правы) Зачем тратить время попусту? Поэтому я делю людей по группам. Причем, стараюсь это делать быстро. Эдакий скоринг, который не на 100% верный, но в большинстве случаев работает. Но я очень много раз ...
"В нашем дворе тает лед на" В.Сурков "Без объявления весны" отрывок Здравствуйте. С годовщиной окончания войны вас! Дай бог, чтоб никогда больше не рождались на Земле ни гитлеры, ни тамерланы с наполеонами. Мира вам и вашим детям. Мира, любви и центральной магистрали. Пока дома все ...