Десять унитазов маленького принца


Ровно 90 лет назад, 10 января 1935 года, впервые поднялась в воздух гигантская шестимоторная летающая лодка "Латекор-521" — самый крупный и тяжелый самолет, построеннный во Франции до Второй мировой войны. Его стандартная взлетная масса составляла 37 тонн, что было с гордостью написано на фюзеляже. Однако к тому моменту это уже не являлось рекордом, поскольку советский летающий гигант "Максим Горький", впервые взетевшийй в 1934 году, весил с полной нагрузкой 42 тонны.
"Латекор-521" предназначался для перевозки через Атлантику между Францией и США 18 пассажиров с высочайшим уровнем комфорта. У 12 из них были широкие спальные диваны в одноместных или двухместных закрытых купе, а у десяти — даже индивидуальные туалетные кабины, что и сейчас является небывалой роскошью. Таким образом, на борту авиалайнера, согласно компоновочной схеме имелось аж 10 санузлов!
Впрочем, на тогдашних пассажирских самолетах с негерметичными фюзеляжами, летавших на относительно небольших высотах, частыми явлниями была болтанка и воздушные ямы. Авиапутешественники нередко страдали "воздушной болезнью", а потому наличие большого количества ватерклозетов было вполне оправданным. Во всяком случае, это лучше, чем гигиенические пакеты.
Как бы там ни было, а по количеству унитазов "на душу населения" "Латекор-521", пожалуй, до сих пор остается рекордсменом. Однако ему это не помогло, а скорее навредило. Расчетная себестоимость билетов на авиалайнер оказалась настолько фантастичной, что даже богачей полеты на нем не прельщали.
Машина осталась в единственном экземпляре, который так и не вышел на регулярные авиалинии. Хотя, он установил несколько мировых рекордов дальности и грузоподъемности для гидропланов, а также совершил успешный демонстрационный полет в США, это не привело к коммерческому успеху. Летающий колосс оказался фатально убыточным и никому не нужным.
В январе 1936 года самолет был разрушен тайфуном и затонул, но его подняли, отремонтировали, несмотря на сильнейшие повреждения, а затем включили в состав ВВС Франции в качестве дальнего морского разведчика и патрульно-противолодочной машины. Однако без вооружения он считался неполноценным и почти не использовался в этой роли.
После капитуляции Франции в 1940 году гигант достался немцам, которые его тоже не использовали, а поставили "на прикол". В августе 1944-го, при поспешном отступлении германских войск с французской территории он был взорван.

Оригинальный чертеж машины.

Компоновочная схема фюзеляжа "Латекора-521". Ради любопытства можете посчитать количество кресел, диванов и унитазов на нижней пассажирской палубе.

"Латекор-521" в сборочном цехе авиазавода. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с дюралевой обшивкой всех поверхностей. Размах крыла составлял 49 метров, длина фюзеляжа — 31, мощность каждого из шести моторов водяного охлаждения — 860 л.с. Максимальная скорость — 247 км/ч, потолок — 6300 м, дальность полета — 3800 км.

"Латекор-521" с отстыкованными консолями. Самолет получил название "Лейтенант да Вассо Париж", написанное на обоих бортах.


"Латекор-521" на якорной стоянке.

Экипаж этой машины. Да, да, наверняка кто-то из вас не ошибся: в центре — шеф-пилот фирмы "Латекор" Антуан де Сент-Экзюпери, выдающийся фанцузский летчик и знаменитый писатель, будущий автор всемирно известной сказки "Маленький принц".

Экзюпери, прилетев в США на "Латекоре", гуляет по Нью-Йорку и выступает на американской радиостанции NBC.

"Латекор-521" поднимают из воды после удара тайфуна. Как ни страннно, несмотря на такие повреждения самолет был восстановлен.

"Латекор-521" в первоначальной окраске и после ремонта.
|
</> |