День в истории. Первая в мире атеистическая страна
maysuryan — 06.02.2020Фрески, изображающие преследования католиков в социалистической Албании. Собора Святого Стефана в Шкодере, Албания
6 февраля — знаковый день в мировой истории религий. Но начать придётся немного издалека... Считается, что церковная политика большевиков в годы революции была крайне радикальной. Однако далеко не все современники событий разделяли это мнение.
Анархисты и другие левые партии упрекали большевиков за излишне мягкое и примирительное отношение к религии. «Борьба с религиозной язвой... большевиками не ведётся почти совершенно», — сожалела, например, московская газета «Анархист» в сентябре 1918 года, в разгар «красного террора». Газета ставила большевикам в пример французских якобинцев: «В целях разоблачения религиозного шарлатанства французские рабочие вытаскивали на площадь мощи и разоблачали их перед народом, сжигали их. Вот какое завещание оставили нам французские революционеры 1793 года...» «Мы, анархисты, требуем немедленного закрытия всяких храмов».
Однако во всех социалистических странах, от РСФСР и до КНДР, всегда сохранялись действующие храмы, пусть порой и в небольшом количестве. Единственным исключением стала Народная Республика Албания. И не сразу в момент её основания в 1946 году, а только спустя 21 год. 6 февраля 1967 года в Албании был принят закон, который поставил все религии вне закона.
Албания — страна, поссорившаяся в то время с Москвой (не поддержавшая хрущёвскую критику Сталина) и остававшаяся в дружбе с Пекином.
В 1983-1984 годах я, бывший тогда школьником, любил слушать передачи «Радио Тираны» на русском языке. Голоса дикторов были с небольшим акцентом, но, в общем, ясные, чёткие и понятные, они чеканили свой текст, и их было приятно слушать. Радио не глушили. В каждой передаче непременно звучали резкие обличения «хрущёвской ревизионистской клики» (хотя Никита Сергеевич к тому времени уже два десятка лет был не у власти, и уже с десяток лет на том свете, но Брежнева, Черненко, Андропова в эту «клику» тоже включали). А завершалась получасовая программа исполнением «Интернационала». Это производило особенное впечатление...
Албанские карикатуры 1979 года против СССР. Левая изображает порочную и выродившуюся из-за ревизионизма советскую молодёжь. Правая изображает Л.И. Брежнева, принимающего дары от соцстран. «Масло из Польши, овощи из Болгарии, говядина из Венгрии, мёд из Чехии и порка из России!» Характерно, что фоном обоих рисунков служат храмы как явный символ реакции.
И ещё немалое впечатление на меня произвёл эпизод, о котором я услышал тогда по «Голосу Америки» — что в 1967 году руководитель Албании коммунист Энвер Ходжа «распорядился публично сбрить бороды последним священникам в стране, и с этого момента религия в Албании считалась ликвидированной».
Богослужения были запрещены. К маю 1967 года все культовые сооружения, включая примерно 1240 мечетей, 300 суфийских обителей (текке), 400 православных и католических церквей (большая часть из которых к тому времени не действовала) были переданы местным властям. Храмы превращали в дома культуры, кинотеатры, хозяйственные сооружения и т.д., а частью разрушали. Служители культа были либо высланы из страны, либо направлены в трудовые лагеря для перевоспитания.
Молодой албанец объясняет вред религии, показывая слушателям картинку на религиозную тему
Религиозные предметы, подлежащие изъятию: ткань с арабской вязью, рисунки на библейские темы
Спустя ещё десятилетие было объявлено, что стране удалось полностью освободиться от религиозных пережитков. Это закрепила новая Конституция, принятая в 1976 году, которая провозгласила, что государство не признаёт никакой религии (статья 37) и Народная Социалистическая Республика Албания является первым в мире атеистическим, свободным от религии государством. Статья 55 Уголовного кодекса, принятого в 1977 году, предусматривала наказания за религиозную деятельность. Запрещалась любая религиозная практика, как общественная, так и частная. Это касалось всех религий.
В начале 90-х в Албании, как и по всей Восточной Европе и в СССР, произошла контрреволюция, коммунисты были отстранены от власти. В декабре 1990 года запрет на религиозные обряды был официально снят...
Энвер Ходжа (1908-1985) в своём кабинете
Энвер Ходжа беседует с простыми албанцами
Энвер Ходжа общается с будущими учёными. Довольно раскованная атмосфера для бывшей мусульманской страны
А «История Албанской Партии Труда», изданная в Тиране в 1971 году, об истории религии и церкви после революции писала так:
«Одновременно с провозглашением Народной Республики Конституция провозгласила отделение церкви от государства и школы от церкви, запретила использование церкви и религии в политических целях, а также создание политических организаций на религиозной основе. Законом была экспроприирована большая часть земель и другого имущества, принадлежавших религиозным учреждениям. Было запрещено издание религиозной литературы, ограничена, а позднее вовсе исключена возможность подготовки религиозных кадров. Тем не менее партия и правительство не преследовали вероисповедание, существование религиозных общин, выполнение религиозных обрядов и церемоний. Они не могли запретить те связанные с религией обычаи, которые, в сущности, хотя и были реакционными, не представляли собой непосредственного нарушения государственных законов».
То есть после своей победы албанские коммунисты вначале в борьбе с религией и церковью шли по стопам советских большевиков. (Тут надо заметить, что в Албании в 30-е годы насчитывалось около 69% мусульман, около 21% православных христиан и 10% католиков). Но к 1967 году решено было перейти к новому этапу борьбы с религией.
«В городах и деревнях народные массы поднялись на ноги, требуя, чтобы были закрыты церкви, мечети, часовни и все «святые места»; чтобы духовенство перестало вести паразитическую жизнь и начало трудиться и жить, как все трудящиеся, своим трудом. На народных собраниях и сходках, организованных Демократическим фронтом и Союзом молодежи, на которых велись горячие дискуссии, народ осуждал антинациональную и антинародную роль религии, реакционного духовенства и религиозных обычаев, принимал решения о ликвидации очагов религии и превращении их в очаги культуры и т. д., об отказе от религиозных обрядов и отживших обычаев, об очистке домов от икон, религиозной литературы и других символов религии. Эта народная инициатива нашла мощную поддержку со стороны партийных организаций и органов народной власти. С ликвидацией очагов религии были устранены важнейшие базы, отравлявшие сознание людей и в то же время служившие притонами для враждебной деятельности. Поддерживая всенародное движение против религии, религиозных предрассудков и отживших обычаев, партия внимательно руководила им. Она не допускала извращений и своевременно пресекала всякие опрометчивые действия, не опиравшиеся на волю массы населения. Она учила народ заменять религиозные праздники и другие, связанные с религией обычаи новыми праздниками и обычаями социалистического содержания. [...] Закрытие церквей и мечетей ещё не означало ликвидацию религии как мировоззрения. Религия имеет очень глубокие корни. Она переплетена, связана тысячами нитей с отжившими обычаями, корни которых уходят в глубину веков и которые бытуют и действуют в течение довольно долгого периода времени. Религиозные обычаи и каноны наподобие канонов Лека Дукагина — этого свода средневековых обычаев и предписаний — неумолимо управляли албанским обществом. Их влияние и жестокость ощущались до последнего времени. Религиозная практика и отсталые обычаи вошли и в жизнь тех людей, которые не верят в бога и соблюдают их бессознательно, не понимая их содержания. [...] «Мы должны быть реалистами, — учил товарищ Энвер Ходжа, — борьба с отжившими обычаями, традициями и нормами, с религиозным мировоззрением... ещё не окончена. Это — долгая, сложная и трудная борьба».
Конечно, после крушения социализма духовенство в Албании во многом восстановило своё влияние. Из интервью албанского священника Григория Пелуши сайту «Православие.ру»: «В то время в Албании был священник, который тайно крестил мужественных людей и их семьи, как потом оказалось – более тысячи человек. Всё проходило при соблюдении строжайшей конспирации, действительно, в катакомбах. Там служили Литургию. Но потом «сигури», тогдашняя служба безопасности, его вычислила, он сидел в тюрьме. Но это случилось уже на самом закате коммунизма, и его выпустили с приходом новой власти. Священник стал потом епископом – это епископ Косма Апполонийский».
Оставила ли «эпоха атеизма» в Албании свои следы? Пожалуй, да. Среди населения страны до сих пор жива заложенная в те годы традиция называть детей именами, не связанными ни с исламом, ни с христианством. Говорят, что, встретив албанца моложе 50-летнего возраста с мусульманским или христианским именем, можно быть практически уверенным, что это не уроженец самой Албании. Храмы и мечети в Албании не бывают полны народа даже в религиозные праздники. А ещё Албания отличается от всех мусульманских стран весьма свободным отношением к одежде, повсюду принята обычная европейская одежда.
Вот таковы предварительные итоги первого в истории эксперимента с полным искоренением религий, продлившегося около 23 лет (1967-1990)... Хотя нет, уже второго — ведь первыми были французские якобинцы... Впрочем, у них были собственные культы — Разума и Верховного Существа, просуществовавшие недолго.
|
</> |