День в истории. Царь в клетке, комод, бегемот и другие
maysuryan — 06.06.2022 5 июня (23 мая) 1909 года был торжественно открыт памятник царю Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого. Сразу же после открытия памятник стал мишенью для многих иронических комментариев, которые суммировались в народной частушке-загадке:Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
Родилась частушка быстро, но в легальной российской печати она смогла появиться только почти на 8 лет позже, после Февральской революции 1917 года.
Рисунок из журнала «Бич». 1917 год
Хотя сыну императора, то есть Николаю II, а также его вдове, памятник понравился. Видимо, он отображал что-то сущностное в покойном государе...
Александр III
Дореволюционная открытка. Знаменская площадь с памятником Александру III
Ещё более занятно сложилась судьба памятника после революции. В 1918 году многие не сомневались, что большевики снесут статую: ещё бы, ведь при Александре III казнили родного брата председателя Советского правительства!
Это рисунок художника Ре-Ми с обложки либерального журнала «Новый Сатирикон» за май 1918 года к декрету Совнаркома:
Как видим, либеральный журнал не сомневался, что все памятники царям пойдут под снос. Подпись гласила: «Проект снятия памятников. Чугунная контр-революция в революционной кутузке». И изобразил в воображаемой «революционной кутузке», кроме работы Трубецкого, Медного Всадника, а также фрагмент конного памятника Николаю I.
Но большевики рассудили иначе: что скульптура имеет художественную и историческую ценность, и поэтому сносить её нельзя. В 1922 году по решению Петросовета и с одобрения Ленина памятник украсили специально сочинёнными стихами Демьяна Бедного «Пугало». Четверостишие было написано как бы от имени покойного царя:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Рабочие наносят на памятник Александру III четверостишие Демьяна Бедного
Это карикатура Дмитрия Моора 1922 года: царь и его конь с любопытством читают стихи на постаменте...
В 1927 году, когда праздновалась 10-я годовщина революции, с памятником поступили ещё более интересно: царя посадили в клетку!
А что, неплохой способ решить вопрос с памятниками разнообразным реакционерам, которым сейчас, как квадратурой круга, мучаются многие «левые»: «Валить или не валить?». Если валить по каким-то причинам не хочется, а просто гордо стоящий памятник проповедует совершенно неприличные ценности (например, рабовладение, расизм, нацизм, монархизм, ельцинизм, либерализм, белогвардейство и проч.), то можно убрать его в прочно сделанную клетку. По-моему, простое и изящное решение. Предлагается на будущее для воздвигаемых сейчас памятников Ельцину, Гайдару, Солженицыну, Николаю II, Бандере, Петлюре, Шухевичу, Колчаку, Краснову, Маннергейму, Власову, Гитлеру, Гиммлеру и т.д. (в качестве варианта). :)
И всё-таки «проклятые большевики» берегли царский памятник как достояние истории и искусства. Это не он, это памятник другому не менее ненавистному революционерам царю — Николаю Первому, палачу декабристов. И его, и Александра III, во время блокады и бомбёжек старательно оберегали, защищали, обкладывали мешками с песком и досками.
Медный всадник, защищённый и замаскированный таким же образом:
И в случае Александра III — помогло! Когда в скульптуру царя по несчастливой случайности впрямую угодил артиллерийский снаряд, памятник выдержал. И комод, и бегемот, и обормот — все устояли...
Поменяли за 110 лет несколько мест прописки, но стоят до сегодняшнего дня. Сейчас памятник красуется на видном месте, к сожалению, это не очень радует, так как с этого самого постамента для этого убрали броневик «Враг капитала», с которого в 1917 году выступал В.И. Ленин. Вот и спасай их после этого, этих царей!
|
</> |