День Сталинской конституции

В СССР дети, пошедшие в школу всего на год раньше меня, ещё изучали Конституцию СССР (а также логику, психологию, астрономию, автомобиль и военное дело). У нас от этого осталась заготовленная типографией пустая строчка в дневнике. Но праздник остался и нерабочий (неучебный) день тоже остался и держался до 1977 года, до принятия длинной, запутанной и невыразительной 3-ей Конституции ("Брежневской"). Я любил этот праздник 5 декабря за то, что к нему не надо было готовить "монтаж" (наверное, мало кто помнит такую форму школьной жизни), не надо было выпускать газету, участвовать в соревновании, не было официального собрания... Просто свободный день - и всё. В декабре школьнику не повредит свободный день.
Хотел было я сегодня устроить себе такой свободный день, но залез-таки в ЖЖ, и там Майсурян напомнил мне и про контрнаступление под Москвой в 1941, и про снос Храма в Москве в 1931. Да, действительно, обе даты значительны. Контрнаступление под Москвой - вообще, кажется, единственная крупная успешная наступательная операция против превосходящих сил, а снос Храма... сложное было время, мы его сейчас не чувствуем; сейчас сносить, наверное, было бы не нужно, а тогда, возможно, необходимо: нельзя было допустить шатание власти. Да и сейчас можно бы (и нужно) подать в суд на РПЦ за оскорбление памяти падших под Москвой бойцов: ведь по публичным словам иерарха не они защитили Москву, а икона Божьей матери.
===
Ну и чтобы не очень кратко, я ещё один момент из ЖЖ вытащил. Один мой взаимофренд (он перестал писать в ЖЖ после того, как белорусское правительство перекрыло доступ, а про vpn я не могу ему сказать, так как другого адреса, кроме ника, не знаю)... Да, так этот взаимофренд написал год назад, что поскольку от любви до ненависти один шаг, то Украйна очень скоро вновь полюбит Россию после того, как Россия победит, в чём он не сомневается. Хороший наверное, человек, этот взаимофренд... Я ему так ответил:
Возможно, что от любви до ненависти один шаг, но от ненависти к любви дороги нет.
Любят не того, кто сделал нам добро, а того, кому мы сделали добро (Теорема Достоевского).
Если нам сделали добро, но мы не можем ответить добром, то у многих возникает ненависть за то, что человек оказался выше нас, что мы не можем с ним сравниться. Ненависть украинская будет сопровождать русских до конца нашей жизни. Она и раньше была, но скрывалась по взаимному желанию.
Никогда Европа не любила Россию и особенно СССР. Своей показной любовью после Победы они обманывали нас и пытались обмануть себя. О, как обрадовались они, что теперь можно свою ненависть не скрывать!
---
И ещё одна мысль. О себе и о худлите.
Не так давно (ну, годик, ну, три года назад, ну, пять...) я задумался на тему, каким литературным героем я мог бы быть. Возможно, мне не поверят, но я никогда не воображал себя любимым героем любимых книг. Помню, в юности очень сочувствовал герою Ремарка Локампу (Равику - уже нет, не сочувствовал), но мне не приходило в голову, что я, окажись на его месте, вёл бы себя так же. Не говорю уже про Бампо и Чингачгука. Даже на месте героев Джека Лондона я себя не воображал.
И вот лёжа, не помню, на траве или на диване, я стал перебирать любимые в разное время книги и ставить себя на место героев: так же ли я бы поступил, как они. Знаете, я нашёл трёх (всего трёх или целых трёх?), и все нерусские. Это Фаулер из "Тихого американца", Итен Хоули из "Зимы тревоги нашей" и Бьяртур из романа "Самостоятельные люди" Лакснесса. Да и то...
А про меня, значит, ни один писатель не написал.
|
</> |