Для строителей коммунизма, неравнодушных к людскому горю, непримиримых к эксплуатации человека, внимательных и открытых новым, даже спорным, знаниям и идеям.
Где он, тот самый пролетариат, революционный класс, который самой логикой развития общества должен вступить в борьбу с буржуазией? Почему рабочие так пассивны, несмотря на все достижения и наследие Советского Союза, несмотря на доступность марксистской литературы, несмотря на ощутимое ухудшение жизни, развал предприятий и целых отраслей производства?
Боевые профсоюзы до сих пор
единичны, не защищены от деградации и развала, и даже те что есть -
организованы в основном с внешней помощью - политических активистов
(Профсоюз докеров СПб) или зарубежных профсоюзов (МПРА).
Где они, железные батальоны пролетариата, когда страна и весь мир в
такой беде?
Вопросы эти важные и очень наболевшие для коммунистов - настоящих, не формальных “партийных” и не околополитических фриков.
Да, было много борьбы, были и есть успехи, сделано множество попыток как политических, так и субкультурных проектов, накоплено много разного опыта, идут дискуссии, есть уважаемые учёные и заметные блогеры, удаётся удерживать некоторую красную повестку в медиасфере и многое другое. Люди борются и это достойно уважения.
Но если посмотреть честно и
по-большому, стратегически - вот уже тридцать лет (а то и больше)
красное движение в России терпит поражение, отступает,
сжимается.
И в других странах коммунистического светлого будущего также
не построено.
А значит, время для серьёзных и нелёгких разговоров о главном, товарищ.
В данной статье я хочу осветить вопрос о пролетариате с необычной, непривычной для красного активиста стороны - со стороны практической психологии.
Дело в том, что многие понятия, используемые в марксизме как базовые, на самом деле являются психологическими по своей сути и происхождению.
Таковы например "Собственность", "Власть", "Организованность", "Сознательность", и многие другие.
Вся динамика классовой борьбы, включая переходы от "класса в себе" к "классу для себя" - представляет также явления социально-психологические по своей сути, или как минимум серьёзно дополняемые со стороны психологии.
Возьмём одно из самых базовых -
"Собственность" (собственность на средства производства как
ключевое отличие пролетариата от буржуазии). У К.Маркса она
выступает как экономическая категория.
Но что такое собственность по существу? Это
форма отношений между людьми.
В чём она состоит?
Некоторое количество людей убеждены в том, что некий человек или люди имеют исключительное право принимать решения по управлению данными объектами (а то и субъектами).
Как диалектическая пара это – так
же как уверенность этих людей в том, что они сами не имеют такого
права без неких условий или обращения к некоторым людям и
структурам.
То есть собственность - это результат массовой уверенности,
распространённости определённых убеждений, а это уже предмет
социальной психологии, а не экономики.
(!) Чью-то собственность всегда постоянно поддерживают в первую очередь сами люди данного общества в своей массе – особенностями своего собственного поведения на практике, своими повседневными решениями о том, как строить собственную жизнь.
Почему же получилось так, что собственность сконцентрирована в руках определённых людей?
Обратимся к периоду самого возникновения собственности (как и антагонистических классов, что характерно) - разложению первоначальной общины, родоплеменного строя.
Господствует мнение, что при совершенствовании орудий производства появилась возможность производить больше, чем потреблять, и начали образовываться некие излишки, запасы - они стали накапливаться в определённых родах и семьях, давая им богатство, преимущество над остальными - и так выделились первые богачи, знать, влиятельные люди.
Но я хочу показать, что эта общепринятая система не учитывает одно очень важное, ключевое звено, заметное в практике. Которое меняет всё в корне!
Дело в том, что само по себе богатство не гарантирует человеку ни власти, ни даже того, что это богатство у него останется надолго. Известны истории людей, выигравших огромные деньги в лотерею - и спустивших всё это богатство в считанные годы.
Известны и многочисленные случаи
"проматывания" богатства, собственности, предприятий и земель
нерадивыми наследниками - как в истории, так и в наши дни.
Есть даже любимая буржуями поговорка "Если у миллионера отнять миллион, то через год он опять будет миллионером. Если бомжу дать миллион, то через год он опять будет бомжом". И эта поговорка имеет подтверждения.
Что же такого особенного есть у миллионера, но нет ни у бомжа, ни у проматывающих доставшееся наследство кутил, ни у счастливчиков выигравших в лотерею?
Это - практическое умение грамотно руководить, управлять этим богатством, активами, людьми в процессе постоянно меняющейся жизни.
Управление - это отдельная, особая сфера деятельности. Она требует целого комплекса знаний, умений, навыков, опыта, или склонностей и талантов.