рейтинг блогов

Дебаты вместо лекции, или новый конфликт на Физтехе

топ 100 блогов atsinis21.04.2015Конфликты

Дебаты вместо лекции, или новый конфликт на Физтехе

И снова Физтех лихорадит. На этот раз причиной стала «Лекция о происхождении жизни. Креационистская теория», которая должна была состояться 21 апреля в Центре живых систем МФТИ.

Сразу оговорю, что не собираюсь вступать в споры о креационизме. В данной заметке хотелось бы обсудить другое. Мне интересны люди и мотивы, которые ими движут. Я вижу, что на Физтехе происходят какие-то нездоровые, как мне кажется, процессы. То здесь, то там - какие-то конфликты и склоки, разрушающие родной Физтех.

Теперь о том, что же, собственно, произошло. Объявление об этой лекции я видел ещё где-то неделю (может, две) назад. Сегодня стало известно, что лекция не состоится, а вместо неё пройдут «дебаты». То есть лектор приедет, но будет не читать лекцию, а спорить «со всеми желающими» при модерации дискуссии членами «Клуба Дебатов МФТИ».

Что стало причиной изменения характера мероприятия? Как сообщает небезызвестный физтеховский интернет-ресурс «Поток»:

Анонс лекции был размещен и на официальной публичной странице МФТИ ВКонтакте, где он собрал огромное количество комментариев, в основном выражающих негативное отношение к теме лекции. Благодаря этому, информация дошла до администрации МФТИ, после чего анонс удалили, а мероприятие решили отменить.


Затем, как сообщает «Поток», мероприятие не отменили. Просто вместо лекции будет проведена «встреча с характером дебатов».

Отдельно следует остановиться на следующем вопросе. Во время прошлого скандала«Поток» всячески открещивался от констатаций его коаптированности в административную систему МФТИ. Сейчас он – сообщает инсайдерскую информацию из недр администрации МФТИ. Вы независимый, никак не связанный с администрацией МФТИ ресурс, но вы знаете, почему лекцию отменяет администрация? До этого небезызвестный редактор "Потока" Юрий Молодцов вначале хвастался своей сверхинформированностью, затем – признавался в том, что подсмотрел персональные данные ряда людей в базе данных государственного учреждения:

Дебаты вместо лекции, или новый конфликт на Физтехе
Юра потом ещё признался, что он и в чужие мониторы подглядывает и потом об увиденном, не стесняясь, рассказывает. Видимо, это такой журналистский метод:
Дебаты вместо лекции, или новый конфликт на Физтехе

Как и чуть более месяца назад, на Физтехе конфликт снова начинается в информационном пространстве. При этом в самой статье "Потока" говорится, что комментарии в основном выражают негативное отношение к теме лекции. То есть были и те, кто хотел (и мог) прийти и вступить в дискуссию? Я, например, знаю, что на Физтехе такие люди, не стесняющиеся отстаивать свою точку зрения, есть. «В основном негативные комменты в интернете» – и уже надо всё чуть ли не отменять? Ну давайте тогда и расписание экзаменов согласовывать с мнением комментаторов в интернете.

Затем носители инсайдерской информации резко отстраняются и заявляют следующее: существует коллективное письмо, подписанное группой студентов и аспирантов МФТИ, возмущенных планируемой в МФТИ лекцией о креационистской теории. Обратите внимание - именно в редакцию «Потока» поступило коллективное письмо (и снова мы можем увидеть только электронный вариант письма, хотя «Поток» и говорит, что в распоряжении редакции есть фотографии подписных листов).«Поток» приводит часть этого письма:

Пункт устава МФТИ 1.8.8 гласит, что целью образования на Физтехе является распространение знаний среди населения и повышение его образовательного и культурного уровня. Это никак не согласуется с проведением данного мероприятия.

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации закреплен в Законе РФ «Об образовании», устанавливающем «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015), статья 2, п.1.6

Мы, нижеподписавшиеся, считаем, что чтение лекции, посвящённой концепции, повсеместно признанной псевдонаучной, крайне негативно влияет на облик МФТИ


А безответственные действия "Потока" полтора месяца назад - как повлияли на облик МФТИ?
Между тем, в полной версии объявления сказано, что:

В своей лекции Сергей Вертьянов затронет фундаментальный вопрос проблемы происхождения жизни на Земле с точки зрения различных наук физики и химии, астрономии, антропологии и зоологии, палеонтологии, генетики и молекулярной биологии, биостратиграфии и геологии. Отдельно он остановится на креационисткой теории и объяснит почему именно она, по его мнению (выделено мной), заслуживает особого внимания и имеет не меньшее право на состоятельность, чем другие современные эволюционные теории.


То есть предполагалось рассмотреть и обсудить различные точки зрения, среди которых и креационисткая. Она близка лектору, это его право на точку зрения. Никакой речи о «пропаганде антинаучной креационистской теории» не идет.

Почему снова слышны призывы запретить, выгнать, уволить и т.д? А как же свобода мысли, свобода слова?
Посмотре некоторые комментарии к статье «Потока»:
Дебаты вместо лекции, или новый конфликт на Физтехе
Разжигание религиозной розни, нет?
Дебаты вместо лекции, или новый конфликт на Физтехе
А это ли не констатация собственной беспомощности, интеллектуальной безоружности против «безграмотных креационистов»?
Дебаты вместо лекции, или новый конфликт на Физтехе

А я бы с интересом послушал лекции и о развитии теории эфира в новое время, и о теории теплорода (о том, почему на основе его гипотезы возможно вывести верные законы), и об истории создания вечного двигателя. Кстати, такие лекции читаются на Физтехе –  в курсах истории науки. В рамках написания своего реферата по философии и истории науки (об открытии углеродных наноструктур) я не могу ничего не написать в нем о теории флогистона. Потому что на определенном этапе эта кажущаяся нам сейчас почти абсурдной теория помогла ученым дать рабочее объяснение процессов горения. Но, видимо, авторы многочисленных комментариев на лекции об истории науки не ходят, "дерзай знать" - это не их девиз.

Как и раньше, в письме фигурируют и «выпускники». В качестве выпускников в письме выступает Сергей Захарченко. Ему глубокие философские обсуждения, видимо, также чужды:

Дебаты вместо лекции, или новый конфликт на Физтехе

Ну, раз и выпускники против, то уж давайте тогда заодно и философию на Физтехе запретим. Чего уж мелочиться. Там же тоже постоянно о Боге говорится – и Декартом, и Ньютоном, и Лейбницем. Я вот считаю, что естественникам философия тоже нужна.

Университеты всегда считались (и считаются) местом свободы, в первую очередь - свободы мысли и мнения. А на Физтехе, как мы видим, теперь, как только что-то случается, мгновенно отбрасываются мантры о «неприемлемости тоталитарных методов» и вместо спокойного диалога получается срач в комментах какой-то базар. Если вы не разделяете точку зрения лектора, что мешает вам прийти на его лекцию и «размазать его по стенке» (в интеллектуальном плане). Но способны ли вы это сделать, или вы чего-то боитесь? Обладаете ли вы субъектностью, в том числе - интеллектуальной?

Почему первое, что приходит вам на ум – это написать коллективное письмо на имя администрации об отмене лекции? Ведь можно было попросить организаторов мероприятия заменить форму лекции на форму диспута. Убедительно представьте свою точку зрения - и победите с разгромным счётом. Но ведь делается не так. Идёт какой-то нахрап с позиции грубой и неумной силы. Как бы вы не относились к лектору, но он верит в свою Идею и в себя настолько, что готов отстаивать свою позицию. А вы что? Стесняетесь? Или настолько неуверены в себе, что боитесь открытой дискуссии? Или у вас просто нет позиции?

Несколько слов в защиту проведения лекций по креационизму. Не в апологию креоционизма – эта очень сложная тема, обсуждение которой выходит за рамки этой заметки. Лично я эти идеи не разделяю, но считаю, что знать об их существовании и содержании образованный человек обязан.  Прежде всего - не является ли демонизация религии со стороны оголтелых её противников своеобразным культом? В любое время, даже в разгар средневековой инквизиции, в университетах всегда были «адвокаты дьявола». Порой даже кажется, что демонизаторы религии более инквизиция, чем сама инквизиция.

Как ни крути, но креационистские идеи развивались (и, я подозреваю, кто-то их и сейчас развивает) в университетах, и в первую очередь - университетах западных, на которые мы так хотим быть похожими. А где же ещё ему было развиваться? Вы не можете перенести того, что кто-то разделяет идеи креационизма? Тогда вычёркивайте из учебников имена Декарта, Ньютона, Лейбница и многих других.

Дебаты вместо лекции, или новый конфликт на Физтехе

Множество великих ученых (и естественников тоже) были «докторами богословия. Борис Викторович Раушенбах, например, более 20 лет заведовал на Физтехе кафедрой механики. Он написал учебник по динамике космического полёта, по которому и сейчас учатся физтехи. А также и ряд работ по богословию. Будем отказываться от динамики космического полёта?

Дебаты вместо лекции, или новый конфликт на Физтехе
Раушенбах Борис Викторович - советский физик-механик, один из основоположников российской космонавтики, академик АН СССР, академик РАН, лауреат Ленинской премии (1960).

Я знаю, что на Физтехе довольно много верующих ребят (и преподавателей тоже, кстати). Им хотелось бы сказать следующее. Не бойтесь, не стесняйтесь открыто отстаивать свои идеалы. И уж тем более не бойтесь тех, у кого своих идеалов и позиции нет. Сам я человек, скорее, светский. К сожалению, с вашей стороны часто приходится слышать об «богоборческой власти» в СССР. Да, перегибы были, но говоря о них – нужно понимать, когда они были и чем они были обусловлены. С предвоенным поворотом Сталина в сторону традиционных русских ценностей ситуация резко изменилась. Что позволило таким людям, как Борису Викторовичу Раушенбаху или Николаю Николаевичу Боголюбову открыто исповедовать православие, при этом находясь на переднем краю науки, выполняя важнейшие правительственные задания и получая за их блестящее выполнение правительственные награды. Да и сами вы учитесь в университете (а многие - и работаете на базах), который созданы той, советской, властью.

Подводя итог: опять на Физтехе нагнетается обстановка, угрожающая, прежде всего, единству студентов Физтеха. И опять, по сути, на пустом месте – из-за комментов в интернете. При этом почему-то снова не без участия «Потока». Мне всё-таки интересно, кто это всё делает – такое ощущение, что на Физтехе кто-то, натурально, ведет (осознавая то или нет) подрывную работу. И не стесняется подключать СМИ или администрацию института.


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Уважаемые мамы! Как известно, "ребенки - они в грязи расти не могут". Зашел разговор об уборке и я почувствовала себя страшной грязнулей - не мою пол ни раз в день, ни даже через день, а, чаще всего  только по мере загрязнения - муж за телефоном в уличных ботинках из прихожей ...
...
К вопросу о перспективах запиливания эльфийского "военного кококопетализма" . С неделю тому назад Рунет облетели снимки с одного из оборонных предприятий Оплота Свободы (см. выше), которые ехидные мордорские ватники сопроводили комментариями подвида - Оружейный завод в городе ...
Полтора года назад известный блогер Нестор Шило ушёл в творческий отпуск, чтобы писать книгу, "суровый атмосферный фантастический роман", в который будет заложен весь взрывной потенциал моего творчества. Это будет серьёзная, ломающая психику эмоциональная и грубая фантастика с колючим ...
Это будет грустный пост. Если вы помните, в 1999 году по городам России прокатилась ...