"Дамский будуар" фильма "Контрибуция" (2016)

топ 100 блогов nash_dvor28.03.2025 Дамский будуар фильма Контрибуция (2016) _900 x 600.jpg

Очень редко сейчас снимают в России фильмы, которые по-настоящему хочется пересматривать, потому что есть в них что-то, что цепляет и ум, и душу.
Одним из таких фильмов лично для меня стала "Контрибуция", фильм, на который я наткнулась совершенно случайно, и который меня совершенно очаровал.

Действие фильма разворачивается в Перми в декабре 1918 года.
Среднесибирский корпус Екатеринбургской группы Сибирской армии (белогвардейской) под командованием молодого 27-летнего генерала Анатолия Пепеляева занимает город. Красная армия и ее сторонники отступают, но уйти успевают не все, в частности, не успевает эвакуироваться начальник пермской рабоче-крестьянской милиции Андрей Мурзин, бывший однокашник Анатолия Пепеляева по кадетскому корпусу, с женой, в которую когда-то был влюблен Пепеляев. Мурзина арестовывают, сажают к тюрьму и приговаривают к расстрелу.
Солдаты Пепеляева измотаны, не хватает боеприпасов, обмундирования, провианта, фуража, топлива. Генерал, прекрасно понимающий, что реквизировать необходимое у простых обывателей — означает расписаться в том, что герои-освободители ничем не отличаются от Советов, приказывает собрать в своём штабе пермских купцов. Он рассчитывает раздобыть у них — если потребуется, силой — деньги и ценности для оплаты военных закупок.
Богатейшие люди города, вызывая у генерала гнев, смешанный с брезгливостью, категорически отказываются передать на нужды долгожданных освободителей деньги или золото — "нету, всё забрали проклятые большевики". Правда, взамен они активно предлагают разнообразное имущество, от вагонов с углём до пароходов — но оно, как выясняется, в большинстве случаев уже было реквизировано Красной армии и теперь так или иначе достанется белым в качестве трофеев.
Только богатая вдова первогильдейского купца Чагина рождественским вечером 25 декабря приносит генералу в качестве контрибуции немыслимо дорогой бриллиант. Но на следующее утро этот ювелирный шедевр таинственным образом исчезает из футляра буквально на глазах генерала, его офицеров и повторно согнанных в помещение штаба корпуса купцов.
Генерал Пепеляев вынужден поручить ведение следствия единственному специалисту по уголовному сыску, который имеется в его распоряжении — приговорённому к расстрелу  Андрею Мурзину. Он обещает ему помилование и освобождение в обмен на разоблачение вора и обнаружение пропавшей драгоценности.
Действие фильма почти полностью происходит в замкнутом пространстве белогвардейского штаба и своей камерностью и детективным сюжетом чем-то напоминает лучшие шедевры с Эркюлем Пуаро, при этом нет абсолютно никакого заимствования, сюжет полностью русский и аутентичный, просто атмосфера вот такая вот - мы видим перед собой на экране работу мощнейшего детективного ума, своего рода гения сыска.
Еще фильм ценен тем, что уходит от постперестроечной вакханалии обливания большевиков и Красной армии грязью, когда вовсю насаждались пошлые стереотипы борьбы "белых ангелов с красными демонами". Он возвращается в практике советского кино, где в фильмах о Гражданской войне белых и красных показывали как живых людей со сложными судьбами. Можно вспомнить фильмы "Сорок первый" (1956), "Адъютант его превосходительства" (1969),  "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974) или "Хождение по мукам" (1977)
Дамский будуар фильма Контрибуция (2016) 6vWaCQB9n-AIwq.jpg
Кадр со съемок. Елизавета Боярская в роли богатой вдовы Екатерины Васильевны Чагиной

Опытный художник Инесса Снежкина не впервые занимается историческими костюмами рубежа 19-20 веков, дореволюционного и послереволюционного периода.
С точки зрения Инессы Снежкиной специфика профессии художника по костюмам, в первую очередь, заключается в умении отразить характер персонажа при помощи его костюма. Здесь на первом месте – гармония внешнего облика и внутреннего мира героя. Но не только! Художник должен понять суть характера каждого персонажа. И порой немаловажную роль здесь играют детали: ведь костюмы должны раскрывать историю персонажей, помогать показывать их развитие по сюжету.
В частности, костюмы очень многое говорят о характере главной героини фильма - вдовы  Чагина. Ее роль исполнила Елизавета Боярская.
Дамский будуар фильма Контрибуция (2016) ihhh.jpeg
Елизавета Боярская — Екатерина Васильевна Чагина, богатая вдова.  Максим Матвеев — генерал-майор Анатолий Пепеляев
     
- Для Елизаветы Боярской мы сшили несколько комплектов одежды, - рассказала Инесса Снежкина. - Это роскошные дорогие платья, пальто, прекрасные манто и сумочки с мехами. Шляпники сделали головные уборы: с черной вуалью, петушиными перьями и даже "агрессивный" – с рогами. На сцену совращения Чагиной Пепеляева (скажем так, Лизой Боярской - собственного мужа) приготовили шляпку с перьями фазана
Дамский будуар фильма Контрибуция (2016) 88.jpg
Елизавета Боярская — Екатерина Васильевна Чагина, богатая вдова.
Дамский будуар фильма Контрибуция (2016) 656084.jpg
Елизавета Боярская — Екатерина Васильевна Чагина, богатая вдова.
     
Дамский будуар фильма Контрибуция (2016) 3 Untitled.jpg
Елизавета Боярская — Екатерина Васильевна Чагина, богатая вдова.
                 
Поскольку картина снималась на Ленфильме, она была достаточно малобюджетной, в том числе отсутствовали и средства на рекламу - с массой всяких статей и интервью, как и что снимали и создавали. Информация о работе художника по костюмам Инессы Олеговны Снежкиной  была необыкновенно скудной и касалась в основном  белья одной из главных героинь.
Ну на безрыбье и рак рыба, поэтому напишем про то, что есть.Дамский будуар фильма Контрибуция (2016) 1 Untitled.jpg
Слева корсет купчихи Чагиной, справа мастерица по корсетам Ирина Павшина
   
"У героини Елизаветы Михайловны, по сюжету вдовы богатого купца Чагиной, несколько роскошных нарядов, сделанных нами в духе временного отрезка 1918-1920-е годы, как и прописано по сценарию. Но отдельного внимания заслуживают именно корсеты, которые тогда носили все высокопоставленные особы. Вышедший на авансцену моды в те времена французский модельер Поль Пуаре ослабил господство этих уникальных изделий, но, тем не менее, корсеты были популярны еще несколько лет.
У героини Елизаветы Михайловны по сценарию изначально предполагались два корсета. Один – нарядный, другой – на каждый день. Для первой сцены, назовем ее сцена "совращения", мы сделали ей богато отделанный корсет на специальных пластинах. Есть у нас мастерица Ирина Павшина, у которой мы заказываем исторические корсеты. Она корсетный мастер, разработала свою собственную систему кроя корсетов".
Дамский будуар фильма Контрибуция (2016) d72a5d31f0362e.jpg
Елизавета Боярская — Екатерина Васильевна Чагина, богатая вдова

"В сценарии указания примерно такие: актриса снимает платье, а под ним – корсет. И я решила, что вот она снимает уличное манто, платье, и далее на актрисе остается что? Роскошный корсет. Но когда начались съемки, наш оператор предложил, что лучше пусть актриса снимет манто – а далее будет сюрприз, то есть под ним – ничего. Это же сцена соблазнения. Я, честно говоря, была слегка расстроена. Но мы, костюмеры, можем только предлагать. Решение принимает режиссер. Так что этот первый корсет, "будуарный", или, я бы назвала его "опереточный", отработал свое только на пробах.
Зато есть еще одна сцена, где Елизавета Михайловна Боярская раздевается в кадре, и там уже "работает" второй корсет. Он, кстати, нисколько не хуже. Оба корсета очень красиво расшиты кружевами. Вообще, корсет – шикарная приманка для зрителя. Он подтягивает талию, силуэт дамы в нем выглядит более острым и интересным"
             
Ирина Павшина после премьеры фильма "Контрибуция" написала в своем профиле в одной из социальной сетей :
"Я создавала корсет для фильма, и мне, конечно же, было вдвойне интересно увидеть его на экране на прекрасной актрисе. Фильм уже идет во всех кинотеатрах страны, мой выбор пал на кинотеатр "Ленфильм", так как в фойе кинотеатра располагается выставка костюмов из фильма.
Я очень ждала сцены с корсетом! …. Реплика следователя, производящего обыск, под "ахания" купцов: "Ну тут все так тесно…, тут не то что бриллиант, тут булавку не утаить".
В общем, фильм интересный, костюмы красивые, атмосфера впечатляющая) Узнаются местечки Петербурга, Кронштадт. Всем советую смотреть!"
Дамский будуар фильма Контрибуция (2016) Kontributsiya_aka_Contribut.jpg
Елизавета Боярская — Екатерина Васильевна Чагина, богатая вдова
           

Художник по костюмам фильма "Контрибуция" Инесса Снежкина провела качественную подготовку перед съемками этого важного для киностудии исторического проекта.
"Мы просмотрели множество российских и заграничных журналов мод начала прошлого века, документальные фотографии тех времен", – рассказывает Снежкина.

В работе над картиной ей помогли не только архивные материалы, фотографии, книги, журналы, но и посещение знаменитого в Петербурге "блошиного рынка". Художнику приходится нарушать привычные правила – мыслить шире, искать решения, которые не только отвечают режиссерской задумке, но и соответствуют общей визуальной концепции, и, что немаловажно, бюджету.
Рядом со станцией метро "Удельная" в Санкт-Петербурге расположен небольшой, но весьма колоритный рынок, называемый в народе Уделкой. Купить здесь можно классическую литературу, советские предметы, а порой и редкие картины или книги с автографами авторов. Иногда попадаются настоящие сокровища конца XIX или начала XX века. За стоящую вещь заплатить придется уже более солидную сумму. Хорошо сохранившиеся ценные предметы, как правило, продают знающие люди, и непринужденно купить за бесценок у них не получится.
Дамский будуар фильма Контрибуция (2016) ____2SHyGqCFXDypekq10KNmmM8G.jpeg
Надежда Толубеева — Верочка Казанкова, бывшая невеста Пепеляева, ныне жена Мурзина
                     
"Допустим, мне нужна была брошка с эмалью, – делится тайнами поиска Инесса Снежкина, – Мы смотрели на специальных сайтах в интернете, но качество нас не устроило. Решили отправиться на Удельную. Так вот, там иногда бывают сюрпризы! Например, для завершения образа юной Верочки мне особенно необходима была нежная эмалевая брошка. И мы нашли ее на Уделке – очаровательную брошку с розовой и голубой эмалью, обрамленную серебром. Ювелирные украшения – это те самые детальки, которые "точечно" создают неповторимые акценты. Заколка для галстука, цветы или перья для шляпки, часы.
Кстати, настоящие часы старинной европейской марки Moser, которые в фильме носил следователь Мурзин, мы взяли в аренду в антикварном салоне. Все это очень-очень важно. Ведь когда при наезде операторской камеры зрителю нечего рассмотреть в кадре – это ужасно".Дамский будуар фильма Контрибуция (2016) 2 Untitled1.jpg

Отсюда   Отсюда Отсюда

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я уверен на 100%, что у нас будет все хорошо. Да, не так быстро, но все обязательно наладится! В XIX веке все дворяне русские учили французский язык, но как при этом наваляли французам! В ХХ веке учили немецкий язык — и наваляли немцам. Сейчас учим английский... ...
Впервые в таком количестве и в таком качестве. Балалаечник Водонос Галантерейщик Галантерейщик Госслужащий Группа девушек Два официанта Двое мужчин верхом Дворник Дровосек Дровосек Дровосек Женщина старовер Женщина старовер ...
...
Во втором туре президентских выборов в Иране за Пезешкиана уверенно голосовали азербайджанцы - это понятно, за своего. Но и основная масса нац. меньшинство тоже, а за консерватора как обычно голосует персидское ядро.Пезешкиан так же победил в Тегеране. Надеюсь, у нас, как и на прошлых ...
Безупречный Алексей Петрович, 1942 года рождения, будущий полковник, пьяный и растрепанный, рыдал на плече у друга. И жаловался на жену. - Убью её, суку! – Безупречный сжимал яростно кулаки. – Но люблю её, гадину, люблю её, будь она проклята! И опять рыдания в колючий погон. А жена у Безуп ...