Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)

топ 100 блогов diecast_4313.10.2015 Оригинал взят у Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ) lischita в Companion - масштабные модели из Краснодара
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)

          Увлекаясь коллекционированием моделей автомобилей в масштабе 1\43, меня всегда интересовали люди,  их создающие. Знакомясь и общаясь с ними, я понимал, что у каждого из них были свои мотивы, подтолкнувшие к началу изготовления копии того или иного автомобиля или даже целой серии. Причем для кого-то этот процесс так и оставлялся хобби, а кто-то превращал его в дело своей жизни, организовывая настоящее производство, создавая рабочие места, вкладывая деньги в оснастку, материалы  и т.п. Об одном из таких целеустремленных людей, самостоятельно создавших настоящее производство масштабных моделей автомобилей, выпускавшихся под брендом Companion, мне хочется рассказать.
          Игорь Сергеевич Жуков ( увы фото нет, не захотел И.С. Жуков его предоставить мне, поскромничал), родился в 1953 году в городе Нальчик в семье офицера советской армии и как многие мальчишки 60-х годов, любил подвижные игры, интересовался техникой и не смотря на то, что не посещал никаких кружков детско-юношеского творчества умел пилить, строгать, красить с ранних лет. После окончания средней школы и мореходного училища в Одессе, сначала трудился в морском порту города Новороссийска, а через несколько лет переехал на Кубань, где с давних времен жили его предки, и поселился в Краснодаре. Масштабные модели автомобилей вошли в круг интересов Игоря Сергеевича летом 1972 года. Именно в то лето  в Одессе за очень большие по тем временам деньги - пятнадцать рублей он приобрел копию автомобиля Rolls-Royce Silver Shadow, выпущенную компанией Corgi из Великобритании. Девятнадцатилетний Игорь даже не подозревал, что такие модели существуют и когда увидел ее не смог удержаться от покупки. Так началась его коллекция, периодически дополняемая копиями советских автомобилей «ВАЗ-2101», «Москвич-412» и другими, выпускаемыми в то время, как в  СССР, так и за рубежом. Стремясь к общению, Игорь Сергеевич нашел коллег по увлечению, с удовольствием делился с ними своими знаниями, обменивался, охотился за интересными новинками.  Больше всего ему нравились грузовые автомобили и автобусы, именно поэтому он выбрал своим местом работы в Краснодаре должность заведующего гаража. Любимые автомобили окружали его каждый день, он знал их устройство, проблемы эксплуатации. И как коллекционер масштабных моделей  удивлялся, что копиям грузовой техники уделяется меньше внимания, чем легковой, а модели автобусов промышленно совсем не выпускались в СССР. Конечно, миниатюрные грузовые автомобили предлагались коллекционерам, в Казани производили копии «КАМАЗ-5511» и «КАМАЗ-5325», в Костроме пару копий автомобилей «МАЗ», в Умани и Каменец-Подольске несколько модификаций «ЗИЛов», но этого было крайне недостаточно, хотелось большего.  Игорь Сергеевич, как и многие его коллеги в то время решил начать создавать понравившиеся ему модели автомобилей самостоятельно, так увидели свет цементовоз, созданный на базе масштабной модели «МАЗ-503», за ней последовала копия «КАМАЗ» с полуприцепом  изотермическим фургоном «ALKA». Эти первые конверсии до сих пор находятся в коллекции Игоря Сергеевича. Именно первые попытки собственной работы над созданием интересных моделей автомобилей, общение с коллегами по хобби подтолкнули его к идее организации собственного производства. Этому способствовала и нестабильная ситуация с работой, возникшая в начале 90-х годов ХХ века в России. Помыкавшись на разных предприятиях и кооперативах, где даже приходилось заниматься выпуском значков с изображением модных в то время звезд кино и шоу-бизнеса, Игорь Сергеевич, решил заняться производством масштабных моделей всерьез. В 1992 году он создал свой кооператив и начал сотрудничество с профессионалами производства масштабных моделей из известного многим коллекционерам производственного объединения (ПО) «ТАНТАЛ», находящегося в городе Саратов. Благодаря протекции одного из своих друзей  из Таганрога  Игорь Сергеевич Жуков познакомился с Ватрушевым Владимиром Петровичем, Маркеловым Сергеем Александровичем и чуть позже не смотря на большие трудности, связанные с тем что «ТАНТАЛ» являлся закрытым предприятием, попал на него и  встретился со своими новыми знакомыми. Ватрушев и Маркелов, выслушали идеи Жукова, но абсолютно не поверили, что он сможет своими силами организовать производство масштабных моделей грузовых автомобилей и автобусов, ведь они прекрасно знали как это нелегко, тем не менее, сотрудничать не отказались.
           Первой продукцией Companion стали конверсии масштабных моделей тракторов «Беларусь», выпускавшихся ПО «ТАНТАЛ».  Игорь Сергеевич со своим коллективом разработал оснастку, формы и доукомплектовывал масштабные модели тракторов дополнительным навесным оборудованием, причем рабочим, а не статичным. Так появились в масштабе 1\43 модификации Экскаватор ЭО2621В,
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)

Трактор с отбойным молотком ЭО2621Д,
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)

погрузчик ТО-19

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)

и погрузчик ТО-19А (с крюком вместо ковша).

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)

Масштабные модели, сначала выполненные из металла, а чуть позже из пластика закупались в Саратове. Дополнительное оборудование (отвалы, стрелы, ковши, дополнительные баки, элементы манипуляторов и др.) отливалось из пластика и устанавливалось на готовую модель.  Собранные масштабные модели, упаковывались в картонные коробки,

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Первый вариант коробки

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Второй вариант коробки

заказанные на картонажной фабрике, которые вначале делались для каждого трактора отдельно (было еще два вида коробок для набора тракторов, в который входило по одному виду трактора Companion).

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Набор тракторов

На коробки первых партий все надписи наносились на английском языке, так как в то время это было модно, хотелось выделиться из общего потока подобной продукции в России, к тому же работали на перспективу, ведь это могло пригодиться для  экспорта готовой продукции за рубеж. Позже на коробках по требованию соответствующих сертифицирующих органов нашей страны появились надписи, на русском языке.
            Созданные Companion модификации тракторов «Беларусь», оказались популярны среди коллекционеров и выпускались достаточно продолжительное время. Чуть позже появилась пятая разновидность «Беларусь» погрузчик с ковшом и стрелой экскаватора, у этой модификации модель самого трактора, выпускалась из пластика, а не из металла.

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Обратите внимания есть на кабине зеркала бокового обзора

Мог появиться и шестой трактор в этой серии. Дело в том, что к юбилею «Челябинского тракторного завода» в Саратове на ПО  «ТАНТАЛ» по специальному заказу  разработали и изготовили копию Бульдозера ДЗ - 109B. На его базе Игорь Сергеевич хотел создать копию трубоукладчика. Жуков закупил партию доноров в количестве 100 штук, но в результате проект в жизнь тогда не воплотился. Позже масштабную копию трубоукладчика изготовили на заводе «Промтрактор» в Челябинске.  Не смотря на  эту неудачу производство масштабных моделей тракторов не остановилось, а с 2000 годов, на их кабину стали устанавливаться зеркала бокового обзора. 
         Изготовление дополнительного оборудования для тракторов, их сборка, упаковка, все осуществлялось в Краснодаре. Для этих целей очистили  от мусора и арендовали подвал в одной из школ города.  Коллектив нового предприятия, которое ориентировалось именно на промышленное производство, а не на создание эксклюзивных масштабных моделей ручной работы или мелкосерийное производство был не велик, 6-7 человек и достигал 15 человек в самый пик развития Companion.
         Следующим этапом в том же 1992 году было добавление к ассортименту продукции Companion  копий легковых автомобилей (ВАЗ, ГАЗ, Москвич) с дополнительными новшествами. Для этого к масштабным моделям,  закупаемым в Саратове, добавлялись копия прицепа «СКИФ», багажник на крыше с моделью туристической лодки на нем. Фаркоп, прицеп, лодка, багажник, выпускались Companion самостоятельно. Модели имели оригинальную коробку.

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)

В 1994 году прицеп «СКИФ» заменили на двухосный прицеп «Дача», багажник и лодка остались без изменений,  а собранные модели стали упаковываться в унифицированную картонную коробку, дизайн и размеры которой в дальнейшем уже изменялись незначительно.

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Модель ВАЗ в последствии умерла от чумы то что осталось можно увидеть на следующих фото

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)

Все создаваемые масштабные модели Companion реализовывались благодаря «сарафанному радио», они появлялись на встречах коллекционеров, например в Екатеринбурге, заинтересованные коллеги самостоятельно приезжали в Краснодар и покупали необходимое количество на месте. Чуть позже стараниями известного коллекционера Ивана Любимова, масштабные модели  Companion появились на встречах известного московского клуба коллекционеров масштабных моделей автомобилей. А знакомый сейчас многим молодым коллекционерам своими книжными проектами, публикациями в  различных журналах, участием в создании популярных серий издательства De Agostini «Автолегенды СССР» и «Автомобиль на службе» автомобильный историк и журналист Максим Шелепенков  являлся эксклюзивным дистрибьютором   Companion по СНГ.
            Набив руку, протестировав имеющееся оборудование, свойства используемых материалов Игорь Сергеевич Жуков, решил вложить средства в создание собственных форм и организацию выпуска собственной масштабной модели.  Хотелось полной независимости от поставщиков моделей доноров и развития собственного предприятия именно в том направлении, ради которого оно создавалось : выпуск масштабных моделей автобусов и грузовиков. Первой в серию пошла масштабная модель автобуса Г1А1-02 «Кубань» (на шасси ГАЗ-53А). По имеющимся чертежам, обмерам реальных автомобилей, но с определенными допусками по степени копийности на заводе «Пластформ» в Армавире из металла изготовили соответствующие формы для литья под давлением.  Первая партия готовых моделей вышла в свет в 1995 году и состояла из 100 шутк. Игорь Сергеевич выпустил каждую модель с индивидуальным от 1 до 100 номером на днище, а в коробку вложили сертификат подлинности. В коллекции Жукова до сих пор хранятся копии автобуса «Кубань» с номерами 1 и 10 на днище.

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)

Теперь с уверенностью можно было констатировать, что первая копия автобуса, выпускаемая промышленным способом в России, была создана и произведена Companion в Краснодаре в 1995 году! До этого момента в СССР и России масштабных моделей автобусов, созданных промышленным способом,  не существовало. Масштабные модели, созданные вручную и мелкими партиями, мы во внимание не берем.

         Безусловно, реакция на появление Г1А1-02 «Кубань» оказалась противоречивой, кто-то оценивал ее не как копию автомобиля, а скорее как игрушку, кто-то радовался появлению новинки. К слову, данное отношение к масштабным моделям Companion остается до сих пор. Но все это мало волновало и волнует их автора. Создавая свои модели,  он не ставил целью полностью повторить прототип. Ему хотелось изготовить узнаваемую копию автобуса Г1А1-02 «Кубань», которую можно было бы производить промышленными партиями на имеющемся у него оборудовании, используя доступные ему материалы и красители,  к тому же не дорогую  по цене. И этого он добился, распространяя выбранный подход к производству на дельнейшие свои новинки. Когда Жуков, привез свою модель в Саратов и показал ее Ватрушеву и Маркелову, они не сразу поверили, что ему самостоятельно удалось выпустить масштабную модель автобуса. Но это было именно так!
        Не смотря на критику некоторых коллекционеров, «Кубань» раскупалась хорошо. В дальнейшем выяснилось, что это была самая сложная в производстве модель, при создании кузова которой получалось очень много брака. Из 10 отливок, достойной являлась только одна. Всего за весь период существования Companion удалось выпустить не более 1000 штук масштабных моделей этого автобуса.
         В том же 1995 году Companion порадовал коллекционеров копиями автобусов «КАВЗ-3270» (на шасси ГАЗ-53-12)

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)

и  «КАВЗ-3976» (на шасси ГАЗ-3307).

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)

А также появились пожарные, медицинские модификации автобусов «Кубань».

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Обратите внимание на модели нет дворников и совсем другой салон нежели у простого автобуса

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Дворники на модели также отсутсвуют и воспроизведен салон медицинского автобуса

Для создания кузовных деталей всех моделей, элементов их салона, боковых зеркал использовался полиэтилен низкого давления, колесные диски сначала производились из полистирола, позже, когда этот материал оказался не доступен стали использовать полиэтилен низкого давления.

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Салон КАВЗ

Покрышки лили из гранулированного материала, используемого обычно для изготовления внешней оплетки кабелей связи, но в дальнейшем это сырье закупить стало негде и его заменили на  полиэтилен высокого давления. Для отливки фар и остекления применяли полистирол «ПСМ». Тут стоить отметить, что «ПСМ» закупался у различных поставщиков, в связи с этим, остекление некоторых масштабных моделей имеет непрозрачный, а тонированный цвет в основном голубой. Пузырьки же на стеклах образовывались из-за попадания воздуха при загрузке материала в форму.
       Дальнейшее развитие производства до 2010 года выразилось в создании копий различных модификаций грузовых автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309. Для разработки и изготовления новых форм привлекались специалисты уже упоминавшегося мною завода «Пластформ», краснодарского завода «им. Митрофана Седина» и менее удачно специалисты из Тагонрога.   На первом этапе коллектив  Companion выпустил бортовые версии грузовиков (с высоким и низким бортом)

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
ГАЗ-53 низкий борт

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
ГАЗ-3307 высокий борт

в различных цветовых окрасках включая хаки и красный, используемый в пожарных частях, платформой «Аэрофлот» ,

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
ГАЗ-53 "Аэрофлот"

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
ГАЗ-3307 "Аэрофлот"

кунгами «Мебель» «Почта», «Хлеб», «Продукты» (с холодильником), «Автозак», кунгом для перевозки людей («Вахта», хаки, «Пожарный штаб», «Аэрофлот»), кунгом «Яйца-цыплята»,  с кузовом самосвал, бензовозы, цистернами «Молоко», «Пиво», «Живая Рыба», поливомоечные (2007 год), пескоразбрасыватели (2008 год), с гидравлическими подъемниками (2009 год). Помимо столь широкого спектра модификаций грузовиков, расширялась и линейка модификаций автобусов «КАВЗ» и «Кубань», появились версии «Аэрофлот», «Мед. Служба», «Маршрутное такси», «Служба ГАЗа» различные комбинации окраски.

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
ГАЗ-3307 "Спецмедслужба" именно на таких авто в доставляли наших "загулявших" сограждан в Медвытрезвитель

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
ГАЗ ГЗСА 891В Продукты, обратите внимание кунг - холодильник

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
ГАЗ ГЗСА 37112 ПОЧТА

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
ГАЗ-3307 "Вахта"

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
ГАЗ-3309 ТЕХПОМОЩЬ

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
ГАЗ-53 фургон-холодильник "Яйца-Цыплята"

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
ГАЗ-53 самосвал

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
ГАЗ-3307 цистерна для перевозки горючик жидкостей

Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (ТЕМА НЕДЕЛИ)
Companion - масштабные модели из Краснодара (Т

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В последней пятой прогулке по Суздалю посетим Васильевский монастырь, прогуляемся по старинной Слободской улице, увидим Кремль и Богородице-Рождественский собор, полюбуемся на две редкие деревянные церкви, а также поужинаем в ресторане Агроном. Итак, осмотрев Покровский монастырь, ...
7 признаков того, что вы встретили ангела — как его узнать Они живут рядом с нами. Ходят на работу, здороваются по утрам, желают хорошего дня. И никто не догадывается, что они — ангелы. Ведь за спиной — нет крыльев, на вид — обыкновенные люди. Почему же они прячутся, отчего такая ...
Посвящается телевизионщикам и Косте АрбенинуЯ — человек незлобивый. Особенно к беззащитным существам. Мне всегда жалко бездомных котят, цветы и аквариумных рыбок. Хотя они мне на хуй не нужны в доме. Когда пришло время выкинуть чайный гриб (я ...
Вот они и проговорились. Аннотация к книге, в самом конце, выделено: "Великая Отечественная война подходит к концу. Красная Армия добивает фашистов в их логове. Но неспокойно в тылу. На Западной Украине бесчинствуют бандеровцы. Нестор Бабула – из их числа. Кровавый бандит держит в ...
Война в Эфиопии — величайшая война современности. Где еще сегодня сходятся между собой десятками дивизии, а операции по масштабам напоминают великие войны ХХ века? https://ukraineworld.info/ru/mir-segodnya/kurskaya-duga-v-efiopii-tygrai-idut-na-stolicu ...