Цивилизация понтов - продолжение

топ 100 блогов anlazz08.02.2025 Итак, как было сказано : современный мир - есть мир "понтов". То есть, мир, ориентированный на увеличение каждым человеком своей "социальной значимости", а так же на демонстрацию этой значимости как можно более ярко. (Причем в лучшем случае демонстрируется не реальная значимость, а завышенная.) В этом смысле текущая реальность очень сильно отличается от "мира прошлого" - того, что было до 1950-60 годов - который был "миром выживания". То есть, ориентированным на получение материальных благ, которых объективно не хватало на всех. (Вплоть до того, что еще в середине 19 века не только голод, но и голодные смерти были "нормальным явлением" в большинстве стран.)

Теперь этого нет. Теперь мы имеем наличие такого количества материальных благ, что в идеале могли бы получить не просто "мир без единого голодного человека". (То есть, мир, где все имеют базовые для жизни условия.) Но мир, в котором было бы возможным уменьшить долю необходимого труда - проще говоря, сократить рабочий день, высвободив время для самосовершенствования человека. Да, по сути, можно было бы построить коммунизм, хотя бы в первой его стадии... Собственно, именно поэтому "понтономика" - она же "потребительское общества" - давно уже, с середины 1960 годов как минимум, является предметом критики левых вообще, и коммунистов в частности.

Однако подойти к идее того, что же нужно делать с "понтами", эта критика не смогла. Потому, что в целом ей было предложено "три варианта" решения данной проблемы - и все они, стоит сказать сразу, оказались неработающими. Но об этом будет чуть позднее. Пока же скажу, в чем они состоят. Итак, "первый вариант" - это попытка преодолеть "потреблятство" активной агитацией, точнее контрагитацией. Если что, то в советском журнале "Крокодил" было много всего такого. Разного рода критика стиляг (первые советские потребляди!), потом хиппующих (тут забавно то, что хиппи сами по себе были именно антипотребительским движением, но не в СССР), ну и т.д. и т.п. Эффект от оного, разумеется, был чисто нулевой. (Точнее - даже отрицательный, потому, что многие именно из карикатур узнавали про разного рода "модные течения" и т.д.)

Короче, как не высмеивай потребительство - а это делали не только в СССР, но и на Западе, причем не только разного рода карикатуристы, но и вполне респектабельные авторы - но сократить его распространение не получится. (Это заметно и сейчас: скажем, те же увеличенные женские губы как только не "полощат", сравнивая с задом павиана и т.д. - но спрос на данную "услугу" не спадает.) Поэтому в периодически использовался "второй путь": прямое ограничение демонстрации "понтов". Наиболее активно он применялся в СССР - ну да, запрет на хождение в школу или институт в джинсах (прямой предмет демонстрации понтов), миниюбках и т.д. Помимо СССР оное ограничивалось в Иране - по "религиозным соображениям", но смыл был именно таким же - и иных арабских странах. Впрочем, и на Западе периодически встречались попытки "блокировки" - вроде введения пресловутых "дресскодов" и т.д. (И да, современное "зеленобесие", при котором отказываются от личных машин и все такое - сюда же! Хотя есть тут некоторый нюанс - но об этом будет позднее.)

Ну, и разумеется, есть идея о том, что "материальные потребности надо заменить духовными". Так же крайне старая - из тех же 1960 годов, из "философии хиппи", кои пытались именно что вылезти, выскочить из указанной "войны понтов", чувствуя, что без оного реально может наступить чего-то хорошее. Но - не вылезли! Скорее наоборот: они сформировали свой участок "понтосферы", такой же конкурентный, что и все остальное - все эти "духовных практики" и "удаленные ашрамы". (Про "вещества" лучше не вспоминать - там свобода растворилась практически сразу, уступив место жестко коммерческой практике "дилерства" и т.д.) И, в конечном итоге, и самих "борцы за свободу" - из тех, кому повезло - очень быстро вливались в существующую элиту. (В последней не просто много - а ОЧЕНЬ МНОГО именно тех, кто хотел в свое время сбежать с "ярмарки тщеславия" - начиная с Хиллари Клинтон.)

Впрочем, неудачей окончилась не только попытка хиппи - опять же, различные религиозные "проекты", попытки активизировать "духовное развитие" в СССР - все это прошло бесследно. (В лучшем случае. В худшем - как в "советском варианте" - вообще была ликвидирована всякая "духовная деятельность" за пределами понтов. Т.е. вся культура стала не просто коммерческой - стала на 100% продажной с премуществом для иностранного покупателя.)

Что это значит? То, что человек обречен вечно оставаться в рамках "экономики понтов"? Разумеется, нет. Ничего вечного нет, и быть не может. Однако так же не может быть каких-то "очень быстрых" фундаментальных изменений - таких, при которых принимается "нужный декрет", и сразу же возникает общество совершенно иного типа, нежели было. Это - так же "запрещено историей", как и разнообразные "вечные города". Поэтому как бы не хотелось многим сразу же "нырнуть" в прекрасное общество будущего - а это очень многим хотелось еще в 1920 годах, на фоне общего успеха Революции - но оное невозможно. Возможно другое - медленное продвижение вперед, порой с отступлением с занятых позиций.

Наиболее ярко последнее проявилось при введении НЭПа в России: ну да, тогда же был военный коммунизм, многие считали, что вот она - Коммуна, рукой подать. А им бросили нэпманов, частную торговлю и прочий "мусор". Правда, в связи с тем, что Советская Россия 1920 годов была "страной, ориентированной на выживание", это было перенесено относительно легко: большинству было все равно до "высоких материй", им бы поесть чего и т.д. (А те, кто был более развит, понимали, что надо строить современную промышленность, мощную армию для обеспечения защиты страны на фоне надвигающейся большой войны.) Поэтому прошли данный момент довольно легко.

А вот следующий подобный шаг - условная "демобилизация экономики" после решения базовых вопросов обеспечения (в том числе и военной безопасности через создание ракетно-ядерного комплекса), произошедшая в 1960-70 года - привел уже к сами понимаете, чему. В смысле - к развалу Союза и отказу от социализма. Точнее - к "отказу от социализма", потому, что не только "движение вперед чисто человеческой волей" невозможно, но и обратный процесс - т.е. "управляемая деградация" - тоже. И тот "капитализм", который пришел на смену социализму, оказался - как уже неоднократно говорилось - капитализмом "условным". Скорее - игрой в капитализм с тщательным исполнением ролей, нежели реальное возвращение к тому, что было в досоветские времена.

Впрочем, ладно - это будет уже отходом от поставленной темы. Потому, что для нас наиболее важно только то, что мы должны рассматривать "экономику понтов" - то есть, то состояние, которое наступило после ликвидации "экономики выживания" - как временную форму существования. Со всеми вытекающими отсюда последствиями - вроде уже указанных выше "невозможностей" взять, и каким-то "декретом" отменить/запретить/прекратить данное существование. Но зато - с очевидной возможностью того, что эти "понты" рано или поздно, но будут "пережиты" сами по себе, изжиты обществом и заменены на что-то иное.

На что? Очень возможно, что на некое "преимущество личности", на то самое "духовное развитие", которое пытались "запустить" в 1970 года - да безрезультатно. Потому, что - как минимум - существуют некие признаки оного: "материальные предметы" для современных людей постепенно снижают свою ценность - кстати, как и "физическую" цену - и "понтономика" все больше переходит именно к "нематериальных", "духовным" (если так можно сказать) составляющим. Ну да: та же "зеленая дурь" - при всей очевидной связи с "индексом социальной значимости" - она реально уже включает в себя именно что наличие "личных ограничений" в качестве базовой задачи для каждого субъекта. Да, разумеется, эти "ограничения" - а точнее, формирование неких личных качеств - тут находится в руках элиты, но оное - опять же - лишь следствие инерции. Ибо - в отличие от обладания "физическими благами" - "блага духовные" невозможно удержать в "частном доступе".

Разумеется, это не значит, что "зеленая дурь" и прочая левацкая муть породят чего-то хорошее - вроде нового общества. Конечно, нет! Это - лишь артефакты в недрах "прошлой" системы. Но они показывают, что возможность для преодоления имеющейся системы ценностей: а) имеется; б) имеются технологии для ее осуществления. Поэтому вполне возможно, что после крушения текущей системы данный переход состоится. Но оное - понятное дело - необходимо рассматривать уже в отдельных постах.

P.S. Ну, и конечно: даже когда данный переход произойдет, не следует думать, что "человечество вступило на прямую дорогу к прогрессу". Нет конечно, будут еще "отскоки" и "отступления" - и опять текущие паразиты и мерзавцы будут объявлены героями и идеалами (культ "Чубайса-спасителя" вполне вероятен лет через 100!), а те, кто положат свои жизни за будущее человечества, будут оклеветаны. Это - неизбежность: такой глубинный процесс, как переход к коммунизму, не может быть короче, нежели несколько столетий. (Ну ладно - 100 с небольшим лет мы уже пережили, но все равно, лет 200-300 "качелей" еще предстоит пережить.) Но тут уж ничего не сделаешь...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Рыба ползёт на сушу, Делая первый вдох, Суше вверяя душу На рубеже эпох. Трудно рыбёшке малой Вырасти вообще, Трудно в стегоцефалы И в генералы Че. То ли ползти в министры, То ли пойти в слоны, То ли вернуться быстро На гребешок волны. Солнце сияет ярче, Рыба плывёт домой. ...
Другое это кредиты выдать меньше. Но денежная масса не регулируется ЦБ, деньги у нас печатают банкиры. Сколько хотят столько и выжимают. Деньги печатаются у нас под кредитный договор. Выдал триллион в кредит, Госзнак напечатает триллион и так далее. Денежная масса выросла в два раза во ...
Нацгвардейцы в Санта-Монике Есть у американцев симпатичная традиция — тако-вторники. Такос — популярное мексиканское блюдо, мелкие лепешки из кукурузной или пшеничной муки с разными ...
девочки, куда вы деваете вещи от своих быстро растущих детей? отдать из друзей некому, продать на авито даже новое и за бесценок не удалось. может, есть фонды благотворительные, кому правда нужно? хочется отдать действительно нуждающимся ...
Длина общая (мм) 225.00 Длина клинка (мм) 125.00 Масса (г) 208.00 Материал клинка Sandvik 12C27 Твердость (HRc) 55-56 Форма клинка Modified Clip Point Материал рукояти стеклонаполненный полимер + латунь Толщина клинка (мм) 3.20 Ножны Кожа Покрытие Satin finish Страна изготовит ...