Чудесные кареты сэра Герни

топ 100 блогов vikond6511.11.2023 Чудесные кареты сэра Герни

195 лет назад, в 1828 году в Англии был построен и успешно испытан паровой омнибус, спроектированный хирургом Голдсуорси Герни. Да, этот джентльмен имел медицинское образование и занимался хирургичекой практикой, но его увлечением, перешедшим в профессию, было изобретательство, причем - в самых разных областях.

Он разрабатывал системы газового освещения, вентиляции и пожаротушения, придумал паяльную газовую горелку и высокоэффективную печь для обогрева больших помещений. Но самыми продвинутыми и сложными его изобретениями, были, на мой взгляд, самоходные паровые экипажи. Достаточно взглянуть на патентный чертеж его парового омнибуса, помещенный на заставке (по клику откроется в полном размере). Это же подлинный шедевр стимпанковых технлогий!

Однако паровые экипажи не принесли сэру Герни богатства и процветания, а наоборот, привели его к банкротству. Первый омнибус 1828 года совершил несколько демонстрационных поездок, в том числе - 180-километровый "автопробег" из Лондона в город Бат и обратно, причем машина прошла его без поломок и всего с одной дозаправкой. Однако на подъезде к Бату местные луддиты закидали паровик камнями, повредили обшивку и ранили кочегара. Дальнейший путь пришлось проделать с вооруженной охраной. Средняя скорость на маршруте составляла 15 миль (24 километра) в час, что, по тем временам, было совсем неплохо.

Однако коммерческого успеха омнибус не имел. Пассажиры под влиянием слухов о взрывах паровых котлов отказывались покупать на него билеты, хотя, они были дешевле, чем на конные экипажи. В 1829 году Герни спроектировал и построил другой паровик с измененной концепцией. На этот раз он представлял собой тягач, буксировавший обычную карету. Таким образом, пассажиры не подвергались угрозе в случае аварии силовой установки. В "зоне риска" были только рулевой и кочегар-машинист.

В 1830-м Герни на принадлежавшем ему заводике построил три паровых тягача, один из которых таки взорвался, но не на маршруте, а на испытаниях, когда было превышено допустимое давление в котле. К счастью обошлось без жертв. Зато два других локомотива были отправлены в Глазго по заказу местной транспортной компании, которая начала на них возить пассажиров.

Однако продолжалось это недолго. В 1831 году британский парламент принял пролоббированный владельцами конных омнибусов закон, согласно которому каждый коммерческий рейс безрельсового парового экипажа облагался налогом в два фунта стерлингов (или 40 шиллингов) - весьма солидную сумму, по тем временам. При этом налог на рейсы конных омнибусов составлял всего 6 шиллингов, то есть в 6,5 раз меньше.

Это сделало паровые омнибусы невыгодными и поставило крест на их распространении, а Герни был вынужден объявить себя банкротом и продать завод. После этого он прожил еще 44 года, изобрел массу полезных вещей и за свои изобретения был произведен в рыцари, но паровых автомобилей больше не строил.

В заключение - основные технические характеристики его первого парового омнибуса, изображенного на чертеже:
Длина без рулевой тележки - 15 футов (4,5 метра), а с тележкой - 20 (6 метров). Мощность двухцилиндровой паровой машины - 12 л.с. Пассажировместимость - 18 человек, из них шесть - внутри закрытой кареты. Масса, указанная в источнике, - полторы тонны, по-моему, явно занижена.

Чудесные кареты сэра Герни
Современная великолепно сделанная масштабная модель омнибуса Герни, выставленная в лондонском музее науки и техники.

Чудесные кареты сэра Герни
Акварельный рисунок омнибуса, сделанный в 1828 году.

Чудесные кареты сэра Герни
Гравюра из газеты "Стамфорд Меркюри", довольно неточная.

Чудесные кареты сэра Герни Чертежи и общий вид второго паровика Герни. К сожалению, его характеристик я не нашел.

Чудесные кареты сэра Герни
Рисунок тягача Герни и буксируемого им экипажа. Он очень неточен и сильно отличается от чертежей, а паровая машина и ее привод к ведущим колесам вообще не показаны. Такое впечатление, что автор рисовал эту картинку "от фонаря", либо - по словесному описанию.

Чудесные кареты сэра Герни
Голдсуорси Герни и его самое удачное в коммерческом плане изобретение - чугунная радиаторная печь с внешними ребрами, усиливающими теплоотдачу. Во второй половине XIX века в Великобритании были установлены тысячи таких печей, а некоторые из них, переделанные с угля на газ, работают до сих пор. Экземпляр, изображенный на фото, стоит в том самом "Солсберецком соборе" со шпилем, куда так стремились Петров с Бошировым.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
" весной 1920 года на съезде представителей северных волостей российской Карелии в Ухте было формально принято решение о выходе из состава РСФСР. Это решение, аналогов которому даже в то бурное время на территории РСФСР не было, сильно напугало большевиков. ОГПУ инициировало уголовное дел ...
Мне кажется, Вы с ума тут посходили. Самое прикольное сообщество, из всех что я читала. Вы так ругаетесь. Дураку понятно, вы друг друга любите. Я даже завидую. А в Москву пришла весна:) ...
Вот и настал тот долгожданный день, когда вышла финальная версия Firefox 4.0. Сегодня, 22.03.2010 в 07:00 PDT (по тихоокеансокому времени), 17:00 по Москве, версия была официально представлена, хотя появилась она днем ранее. Firefox 4.0 начал разрабатываться 21.01.2010. С ...
Я только что опубликовал очень важную для меня заметку Гештальт мировой революции которую преварил эпиграфом: Хочешь спасти Россию -- начни с себя На эти слова ув. sandroba возразил так: > Спорное утверждение. Да,красиво звучит,пафосно... Начну с себя,буду святее ...
Я довольно часто летаю на самолётах, но такого как в этот раз, у меня не было ни разу! Взяли у меня в Домодедово багаж, я его отнесла в лифт для негабаритных вещей, и считала, что уж с этим-то рюкзаком всё будет хорошо. Больше меня удивило то, что ...