Чудесные кареты сэра Герни
vikond65 — 11.11.2023

195 лет назад, в 1828 году в Англии был построен и успешно испытан паровой омнибус, спроектированный хирургом Голдсуорси Герни. Да, этот джентльмен имел медицинское образование и занимался хирургичекой практикой, но его увлечением, перешедшим в профессию, было изобретательство, причем - в самых разных областях.
Он разрабатывал системы газового освещения, вентиляции и пожаротушения, придумал паяльную газовую горелку и высокоэффективную печь для обогрева больших помещений. Но самыми продвинутыми и сложными его изобретениями, были, на мой взгляд, самоходные паровые экипажи. Достаточно взглянуть на патентный чертеж его парового омнибуса, помещенный на заставке (по клику откроется в полном размере). Это же подлинный шедевр стимпанковых технлогий!
Однако паровые экипажи не принесли сэру Герни богатства и процветания, а наоборот, привели его к банкротству. Первый омнибус 1828 года совершил несколько демонстрационных поездок, в том числе - 180-километровый "автопробег" из Лондона в город Бат и обратно, причем машина прошла его без поломок и всего с одной дозаправкой. Однако на подъезде к Бату местные луддиты закидали паровик камнями, повредили обшивку и ранили кочегара. Дальнейший путь пришлось проделать с вооруженной охраной. Средняя скорость на маршруте составляла 15 миль (24 километра) в час, что, по тем временам, было совсем неплохо.
Однако коммерческого успеха омнибус не имел. Пассажиры под влиянием слухов о взрывах паровых котлов отказывались покупать на него билеты, хотя, они были дешевле, чем на конные экипажи. В 1829 году Герни спроектировал и построил другой паровик с измененной концепцией. На этот раз он представлял собой тягач, буксировавший обычную карету. Таким образом, пассажиры не подвергались угрозе в случае аварии силовой установки. В "зоне риска" были только рулевой и кочегар-машинист.
В 1830-м Герни на принадлежавшем ему заводике построил три паровых тягача, один из которых таки взорвался, но не на маршруте, а на испытаниях, когда было превышено допустимое давление в котле. К счастью обошлось без жертв. Зато два других локомотива были отправлены в Глазго по заказу местной транспортной компании, которая начала на них возить пассажиров.
Однако продолжалось это недолго. В 1831 году британский парламент принял пролоббированный владельцами конных омнибусов закон, согласно которому каждый коммерческий рейс безрельсового парового экипажа облагался налогом в два фунта стерлингов (или 40 шиллингов) - весьма солидную сумму, по тем временам. При этом налог на рейсы конных омнибусов составлял всего 6 шиллингов, то есть в 6,5 раз меньше.
Это сделало паровые омнибусы невыгодными и поставило крест на их распространении, а Герни был вынужден объявить себя банкротом и продать завод. После этого он прожил еще 44 года, изобрел массу полезных вещей и за свои изобретения был произведен в рыцари, но паровых автомобилей больше не строил.
В заключение - основные технические характеристики его первого парового омнибуса, изображенного на чертеже:
Длина без рулевой тележки - 15 футов (4,5 метра), а с тележкой - 20 (6 метров). Мощность двухцилиндровой паровой машины - 12 л.с. Пассажировместимость - 18 человек, из них шесть - внутри закрытой кареты. Масса, указанная в источнике, - полторы тонны, по-моему, явно занижена.

Современная великолепно сделанная масштабная модель омнибуса Герни, выставленная в лондонском музее науки и техники.

Акварельный рисунок омнибуса, сделанный в 1828 году.

Гравюра из газеты "Стамфорд Меркюри", довольно неточная.
Чертежи и общий
вид второго паровика Герни. К сожалению, его характеристик я не
нашел.
Рисунок тягача Герни и буксируемого им экипажа. Он очень неточен и сильно отличается от чертежей, а паровая машина и ее привод к ведущим колесам вообще не показаны. Такое впечатление, что автор рисовал эту картинку "от фонаря", либо - по словесному описанию.

Голдсуорси Герни и его самое удачное в коммерческом плане изобретение - чугунная радиаторная печь с внешними ребрами, усиливающими теплоотдачу. Во второй половине XIX века в Великобритании были установлены тысячи таких печей, а некоторые из них, переделанные с угля на газ, работают до сих пор. Экземпляр, изображенный на фото, стоит в том самом "Солсберецком соборе" со шпилем, куда так стремились Петров с Бошировым.
|
|
</> |
Надёжная внутренняя связь на предприятии: всё о VoIP-шлюзах, IP-телефонах и АТС МиниКом
Нет,
Цивильная жизнь
Питер, октябрь-2025. Практическое и оглавление
«Печаль моя светла»
Вышний Волочек дореволюционный
Полвека назад рабочее место компьютерщика было очень шумным
Маргиналы усих краин, до Бандеры гоп!
Необычный дуб, ослики и лошадки

